Казацкий епископ Анатолий Мелесь и Афон

Интересно отметить, что уроженец местечка Золотоноша Переяславского полка Анатолий Мелесь, вероятно, имел определённые связи со Зографским Свято-Георгиевским монастырём и, соответственно, с казачьим скитом «Чёрный Выр». В архивных материалах по его делу упоминается, что в 1749 году он ушёл на Афон в Павло-Георгиевский монастырь. Около 1751 года патриарх Константинопольский Кирилл возвёл его в сан архимандрита, а в 1755 году, без избрания другими архиереями, он был поставлен во епископа «запустелой от древних лет Мелетинской епархии». Епископ Феодосий (Макаревский) сообщает, что в 1751 году Анатолий посещал Российскую империю для сбора пожертвований на нужды Афонского Георгиевского монастыря, возможно, представляя интересы Зографского монастыря. Однако в некоторых документах он упоминается как архимандрит Павловского Георгиевского монастыря, что может свидетельствовать о его связи с этим учреждением, где также проживали болгары и сербы. Возможно, он одновременно представлял интересы обоих монастырей.

Будучи епископом, Анатолий Мелесь активно поддерживал православных болгар, сербов и греков на Балканах, подвергавшихся преследованиям со стороны турков, помогая им переселяться на территорию южной Украины. Он успешно провёл переговоры с российским правительством в Санкт-Петербурге как уполномоченный от «турецких» славян. Получив разрешение в 1756 году, он с 1757 по 1759 годы объехал всю Украину и осел на Запорожской Сечи.

С апреля по декабрь 1759 года Анатолий, как «афонский епископ», почти целый год находился на Сечи, где без разрешения российского Синода и Киевского митрополита проводил архиерейские богослужения, отказываясь поминать церковные власти. Некоторые исследователи полагают, что он стремился создать отдельную автономную казачью епархию на Запорожье. В 1760 году по решению Синода он был лишён сана и сослан в Сибирь, но через девять лет его дело было пересмотрено, и в 1769 году он был назначен иеромонахом на российский флот в Средиземноморье. После Чесменской битвы в 1770 году, в знак признания заслуг Анатолия, Синод восстановил его в епископском чине и разрешил проводить архиерейские службы. В 1772 году он был назначен настоятелем Глуховского монастыря в Черниговской епархии, где скончался 2 февраля 1772 года.

Долгие годы, проводя время на Афоне, в Зографском или Павловском монастыре, Анатолий, безусловно, поддерживал связи с Запорожской Сечью и, вероятно, с казачьим скитом «Чёрный Выр». Иначе он не мог бы пользоваться таким доверием со стороны казачьей старшины, из-за чего возникали напряжённые ситуации с российским Синодом и Киевской митрополией.

* * *
103 
ИР НБУВ. Ф. 301 (Лебедев) – Ед. хр. 664 (Муз. 935). Л.42 об.
104 
Там же.
105 
Єременко М., Лиман І. Військове духовенство на Півдні України (1734–1853 рр.) Мелітополь, 2014. Док. No 2. С. 204.
106 
Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 75.
107 
ЦГИАК Украины. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1878. Л. 8.
108 
Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 75.
109 
ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 78. Л. 1–26.
110 
Там же. Л. 42.
111 
Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви. Нью-Йорк, 1956. Т. 2. С. 233–234; Сухих Л. А. Анатолій Мелес. Прагнення Запорозької Січі до церковної автономії // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного університету. Запоріжжя, 1999. Вип. VІІІ. С. 276; Єременко М., Лиман І. Указ. соч. С. 66–69; Лыман И. И. Запорожский иерей Анатолий Мелес // Культурная жизнь юга России. 2003. No 1. С.36; Его же: Церковний устрій Запорозьких Вольностей (1734–1775). Запоріжжя, 1998. С. 69–70.
112 
Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 75–77; Голомбиовский А. Греческие епископы-самозванцы в России в XVIII в. // Киевская Старина. 1894. Т. 45. No 5. С. 341.


Рецензии