О Несторе и русах-3

(ПРОДОЛЖЕНИЕ "О НЕСТОРЕ И  РУСАХ-2")

Часть 3.  "РУСЫ - ГРОМАДНОЕ ПЛЕМЯ" ИЛИ "ВНЕШНЯЯ РУСЬ"


Говоря о русах, арабские и персидские средневековые географы сообщали, что не превосходя по численности славян, они все же имели немалые популяции: "Русы – громадное племя"- так писали арабы.
Трактаты  этих географов, второй половины IX  - середины Х в.,  при описаниях земель Европы  содержат описания территорий проживания  руси, общее название которых значится  как "Внешняя Русь".
К середине Х века русы, как пишут арабы,  жили уже не только во «Внешней Руси», но и в «Наиболее отдаленной Руси», что не противоречит русским летописным источникам о создании государства Руси с центром в Киеве и присоединении территории  юга и юго-запада  нашей страны.

Во «Внешней  Руси» арабские и персидские географы отмечали три области, названия которых у них зафиксированы  такие:
1."Куйаба" (Куяба, Куйафа),
2."Славия" (Салавия, С.лавиййа, С.лаба), 
3."Арсания" ( с центром в  Арса или  в URTAB).

К примеру, это видно из текста арабского географа ал-Истахри (середина Х века):   
"Русов три вида. [Один] вид их – ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба, а он – больше, чем Булгар. А вид их самый отдаленный называется Салавийа. А вид их [третий] называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса. Люди достигают для торговли Куйабы. Что же касается Арса, то не упоминают, чтобы кто-нибудь входил в нее из чужеземцев, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о своих делах, и не позволяют никому сопровождать их, и не входят в их страну. Привозят из Арса черных соболей и олово".
 
Все эти три области были  "привязаны" в арабских текстах к реке Итиль (так называлась Волга в верхнем и среднем ее течении, до впадении Камы), а река Итиль, по словам Ибн Хаукала, "самая большая по протяженности, и это река русов"  (КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН, ИБН ХАУКАЛ, ок.943г.).  И, далее, он же пишет: «[...] русы — народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль».

У Худуд аль-Алама (982 г.) река русов Итиль названа "рекой Рус" и этот географ вносит уточнение, которые помогут локализовать области проживания русов: "река Рус... начинается из внутренней области страны саклабов (славян) и течёт в восточном направлении пока не прибудет в пределы русов. Затем она окаймляет пределы Уртаба, С.лаба, и Куйафы, которые есть города русов, пределы хыфджахов. Затем она меняет своё направление и течёт в южном направлении до пределов печенегов и изливается в реку Атиль" (река Атиль у арабов - это Кама).

Из текстов видно, что три области проживания русов географически не изолированы друг от друга и связаны бассейном реки Волга.

Но что за этнос скрывался за понятием "русы, живущие во «Внешней Руси»", почему русы разделены у арабов на три части ? И были ли русь исключительно славяноговорящими ?

В "Повести временных лет" на эти вопросы можно найти ответ. "Внешняя русь" и "Наиболее отдаленная Русь"  - это значительно больше, чем славяне, это ставший народностью союз разноязычных племен, общавшихся меж собой на славянском языке: "В л;то 6390. Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, слов;ны, м;рю, весь, кривичи... И с;де Олегъ, княжа в Киев;, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». И б;ша у него слов;ни и варязи и прочии, прозвашася русью".

Про три части "Внешней руси" стоит поговорить отдельно.


Часть 4.   КАК ЗАБЛУДИЛИСЬ В ДЕСЯТКЕ "АРСОВ")


В приведенных ранее отрывках и в других арабо-персидских текстах  однозначно говорится: в структуре "Внешней руси" местность "Куйаба" граничила или располагалась вблизи с Волжской Булгарией, а чтобы попасть из нее в "Славию", надо было пересечь "Арсанию", при этом все три местности были в бассейне реки Волги. Кроме того, русы селились по берегам "северных рек", в которых водились бобры, шкурки которых были ходовым товаром,  зимой "день у русов и булгар настолько короток, что достигает лишь трех часов с половиной"...

В ходе анализа этих данных о "Внешней Руси", мало у кого (кто мыслит рационально),  возникнет догадка, что  "Куаба" - это Киев. И все же, наиболее часто встречающиеся мнения исследователей таковы:
"Груп­па ру­сов с цен­тром в Куя­ве (Куйябе) ло­ка­ли­зу­ет­ся в рай­оне г. Ки­ев; груп­па ру­сов с цен­тром в Сла­ве – в об­лас­ти сло­вен (иль­мен­ских). Ото­жде­ст­в­ле­ние груп­пы с цен­тром в Ар­се ос­та­ёт­ся спор­ным. Дан­ные о её ме­сто­по­ло­же­нии име­ют­ся лишь в «Ху­дуд аль-‘Алам» (где го­род по­ме­ща­ет­ся ме­ж­ду Сла­вой и Куя­вой, в бас­сей­не «Ре­ки ру­сов», яв­ляю­щей­ся при­то­ком Ати­ла), а так­же у Ид­ри­си, ко­то­рый пи­сал, что Ар­са рас­по­ло­же­на на го­ре, в 4 днях пу­ти от Сла­вы и в 4 дневны;х пе­ре­хо­дах от Куя­вы. Су­ще­ст­вую­щие вер­сии ло­ка­ли­за­ции Ар­сы ох­ва­ты­ва­ют прак­ти­че­ски все об­лас­ти Вост. Ев­ро­пы, от Ура­ла до Кар­пат и от Скан­ди­на­вии до Та­ма­ни."

Или несколько короче: "Если локализация первых двух групп русов — Куйабы  в Киеве, Славии в центре, находившемся на месте будущего Новгорода или рядом с ним, — не вызывает особых разногласий у исследователей, то относительно возможного местоположения третьей группы — Арсы — продолжают выдвигаться новые версии, несмотря на то что их уже существует не менее полутора десятков."
 
Надо отметить, что современные исследователи, приняв за город  Киев - "Куябу", "разместив" родину русов-варяг на Балтике, и сведя понятие "народность русь"  к "группе русов",    создали  себе очередную загадку в другом регионе: они  усматривают "некоторые очаги варяжского присутствия в Ярославском Поволжье", подозревая под этим "присутствием", конечно, скандинавов!

Мнение исследователей на эту тему выглядит так:
"...общепринятой в настоящее время является точка зрения о достаточно раннем (IX век) проникновении славян в этот регион (прим.: Ярославское Поволжье) и о смешанном составе колонизационных потоков — славяне, скандинавы, финны Северо-Запада" (Третьяков 1970; Седов 1982; Дубов 1982).
 
 Приведем еще цитату из работы В.Н.Седых (Санкт-Петербургский ун-т) "ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ЯРОСЛАВСКОМ ПОВОЛЖЬЕ В IX-XI ВВ.":  "Ярославское Поволжье, таким образом, является своеобразной контактной зоной смешанной культуры."   
Автор статьи, кроме того, перечисляет трудности, возникшие при изучении региона :
"...долго ведутся споры исследователей о том, кому принадлежат памятники эпохи раннего средневековья под Ярославлем.
По мнению Я.В. Станкевич, ярославские могильники принадлежали славянам (словенам новгородским).
М.В. Фехнер относила исследованные ею насыпи курганов к погребениям веси, Е.И. Горюнова и И.В. Дубов – летописной мере.
 Весьма заметен в нем скандинавский компонент, как наиболее выразительный на фоне малоинвентарных комплексов ранних погребений могильника. Как правило, такие погребения, совершенные по обряду трупосожжения на стороне практически без сопровождающего инвентаря, исследователи относят либо к славянским (И.И. Ляпушкин, В.В. Седов, И.В. Дубов), либо к финским (М.В. Фехнер, Н.Г. Недошивина). Вместе с тем, сравнение последних с рядовыми погребениями этого же времени могильников Скандинавии, в первую очередь Средней Швеции и Аландских островов, показывает их идентичность. ..."

Мы не оспариваем возможное  (периодическое) появление скандинавов-данщиков в этом районе, т.к в летописи сказано: "В л;то 6367. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на слов;нехъ, и на меряхъ и на вс;хъ (прим.: веси), кривичахъ". Однако, трудно представить, что скандинавы проживали здесь на постоянной основе, и здесь же их хоронили, по скандинавскому обряду.

Наиболее вероятно, что погребения, совершенные по обряду трупосожжения, принадлежат русам-варягам с Белого Моря, но их, как  кандидатов на "варяжские погребения", историки, по понятной причине, не рассматривают, хотя русы также сжигали своих покойников, о чем свидетельствует Ахмад ибн ал-Аббас Ибн-Фадлан — арабский путешественник второй половины X века.

Изучая свидетельства древних арабов о славянах и руси, признав факт проживания русь-варягов на Белом море,  можно высказать гипотезу о постоянных и долговременных, еще до прихода к власти Рюрика, контактах беломорских варягов и племен   верхнего и среднего Поволжья: муромы, мери, веси, финнов и славян.  А так же понять почему русы во «Внешней Руси»"  разделены у арабов на три части.

Самый древний "путь из варяг - в греки" по территории бассейна реки Волга складывался через взаимовыгодное (преимущественно, торговое) сотрудничество различных племен,  что вело к  постепенному слиянию в обычаях и обрядах, ликвидации языкового барьера, и даже возникновению смешанных семей.   Поэтому чюдь, кривичи, весь, меря, как и проживавшие здесь славяне,  считая русь-варягов не только своими партнерами, но и родственниками, приняли в 862 году совместное решение: «Поищемъ сами в соб; князя, иже бы волод;лъ нами и рядилъ по ряду, по праву».
 
  Эта гипотеза  идет наперекор историческим постулатам о приходе Рюрика с Прибалтики.  Но она более логична  и объясняет  заинтересованность всех сторон в объединении. 

Теперь давайте вспомним, что "без вины виноватый" летописец Нестор назвал  три города, расположенных именно в бассейне реки Волга, это были:  Ростов, Белоозеро и Муром, подчеркнув, что города основаны не русами-варягами,  а другими племенами:
"Варяги в этих городах — находники, а коренное население... в  Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик".
К приходу власти Рюрика, вокруг этих городов, как можно предположить, уже сложились  три округа, названных арабами позже общим понятием - территория "Внешней Руси".
 
 Название первого округа звучало как "Кубрь" или "Курба".  Но на языке древних арабов это непонятное для них слово трансформировалось в "Куйабу". Слово "курба" с языка финно-угорских племён  переводится  как "чаща, дремучий лес".  Другой вариант возникновения названия - от  реки Кубри (приток Нерли),  протекающая по этой местности. Центром этого округа была крепость Муром на Оке. Жили здесь  "мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке" и словяне-вятичи (род их из ляхов, жили они в  приокских лесах).
В более поздние времена, с приходом руси-варягов, в этом округе возникли  "залесские города": Владимир, Переславль.

По свидетельству арабов, между "Куябой" и "Салавийа" располагалась  та неуловимая "Арсанийа", версий которой у исследователей существует "не менее полутора десятков."

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии