Окно в Европу. пр. 4

     Святитель Митрофан Воронежский вызывал
  во всех людях необыкновенное уважение и
  почитание,сразу большое доверие.Из русс-
  кой истории его в этом можно сравнить с
  князем Александром Невским.
     Настолько эти люди были простыми,иск-
  ренними и дружелюбными,что у всех людей
  они вызывали ответные чувства добра и
  почитания.Это качества святых людей.
      Михаил Васильев родился 16 ноября
  1623 в Антилохово Владимирской губернии
  в благочестивой православной семье.Женил-
  ся в своё время и имел сына Ивана.
      Жена умерла и Михаил в 39 лет ушёл в
  монастырь: Золотниковскую общежительную
  обитель подле Суздаля.Вскоре стал извес-
  тен добродетельной жизнью и подвигами.
     Он принял монашеский постриг с именем
  Митрофан.
     Братия соседнего Яхромского монастыря
  стала просить дать им в настоятеля Митро-
  фана:настоятеля у них не было.
     В 1663 году он возведен в иерейское
  достоинство и стал игуменом обители,начал
  строить новый более вместительный храм,
  купил Евангелие,богато оформленное.
      Вскоре он стал известен патриарху
  Иоакиму своей ревностью и усердием,своими
  организаторскими способностями и инициа-
  тивой.Патриарх поставил его настоятелем
  Желтоводской Унженской обители.
       Митрофан со смирением принял новое
  послушание,он 7 лет управлял Унженским
  монастырем,построил Благовещенский храм
  с колокольней и трапезой,много работал
  над духовным преобразованием братии оби-
  тели,велел написать много икон.
      Стал известен многим людям своей доб-
  родетельной жизнью во Христе,сам государь
  Федор Алексеевич вел с ним беседы на
  благочестивые темы.
      Московский собор 1681 года образовал
  Воронежскую епархию и царь выбрал Митро-
  фана на епископское служение в новой
  епархии.Воронежская епархия имела мало
  приходов,потому была очень бедной,но
  зато в городах и селах Воронежской епар-
  хии проживало много раскольников,отошед-
  ших от Русской Православной Церкви.
      В апреле 1682 года патриарх Иоаким
  посвятил Митрофана во епископа Воронеж-
  ского.Но Митрофан не смог сразу уехать
  в Воронеж,ему надобно было присутствовать
  на похоронах умершего царя Федора и на
  венчании на царство царей-соправителей
  Ивана и Петра.Митрофан также присутство-
  вал и на соборе в Грановитовой палате,
  собор был посвящён борьбе с раскольника-
  ми.
      В Воронеже епископ Митрофан разослал
  окружное послание к духовенству,призвал к
  строгому соблюдению веры и к ответствен-
  ному отношению к пастве:через Божие слово
  и молитвы и священнодействия и личным
  примером.
      Митрофан начал строительство нового
  каменного храма в Воронеже,строительство
  продолжалось 15 лет.Сам всё это время
  служит в деревянном храме.
      Когда строительство каменного храма
  подходило к концу,то стало понятно,что
  из-за недостаточного опыта каменщиков
  во время строительства храма допущены
  ошибки и само здание храма было недоста-
  точно надежным.
      Митрофан принимал и беседовал со все-
  ми,богатый и бедный приходил к нему и
  делился с ним своими проблемами,бедным
  людям и обездоленным он помогал.
      Между тем между Воронежской и Рязан-
  ской епархиями возникли трения,Митрофан
  приезжал и служил в рязанских церквах на
  приходах как в своих церквях.Дело в том,
  что мало было приходов в Воронежской
  епархии,мало отсюда и дохода,а четкой
  границы между двумя епархиями тогда не
  было.Патриарх своей грамотой 1696 года
  определил точные территориальные границы
  Воронежской епархии.Конфликт был исчерпан
       В 1699 году сам царь Петр 1-й лично
  отписал несколько рязанских городов с
  уездами к Воронежской епархии,потому что
  епархия бедствовала из-за недостатка сре-
  дств.
      Петр строил корабли на Воронежской
  верфи и Митрофан постоянно выступал и
  объяснял народу,что это необходимое дело
  для государства.
      Узнав,что Петру срочно требуются де-
  ньги,Митрофан отдал все средства,которые
  нашёл в епархиальной казне:6000 рублей.
      Петр взял Азов и немедленно послал
  к Митрофану сказать:отныне он епископ
  Воронежский и Азовский.
      Известен такой случай,когда Петр вы-
  звал к себе Митрофана по какому-то вопро-
  су,Митрофан подошёл к адмиралтейству,по-
  вернулся и ушёл.Петр послал спросить Ми-
  трофана,в чем дело.
       Тот ответил,что придёт к царю, если
  тот уберет всех идолов вокруг дворца.Это
  были статуи как произведения искусства.
      Петр рассвирепел и велел передать Ми-
  трофану,что если тот не придёт,то будет
  казнён как ослушник и противник царю.
      Митрофан велел бить благовест в коло-
  кола,Петр изумился и велел спросить Мит-
  рофана,в чем дело.
      Митрофан ответил,что хочет помолиться
  соборно об отшествии своей души.Петр сно-
  ва изумился и просил Митрофана не беспо-
  коить народ,а идти к нему на приём,идолов
  он велел выбросить.
      Уже на склоне лет святитель почувст-
  вовал приближение смерти и написал Духов-
  ное завещание верующим.
      Незадолго до смерти он принял схиму
  с именем Макарий,распорядился насчёт сво-
  его погребения.
      23 ноября 1703 года он простился с
  всеми окружавшими его людьми и стал моли-
  ться,умер в молитве,представ пред Высшим
  Судьей.
      В этот день Пётр прибыл в Воронеж и
  по обычаю направился к митрополиту,но на-
  шёл его уже умершим,долго держал его руку
  в своей руке и закрыл ему глаза.В этот
  день он потерял большого своего сторон-
  ника,понимавшего как много значит для
  России просвещение и духовное,и научное,
  и общественное.
      Петр и Митрофан были людьми разного
  духовного устроения,но целью их жизни
  было просвещение России и духовное домо-
  строительство страны как Нового ковчега,
  плывущего ко спасению с Божией помощью.
      Петр говорил,что у него есть одна
  единственная цель в жизни - просвещение
  и благополучие России.Святитель Митрофан
  как церковный деятель святой жизни пони-
  мал,конечно,вопрос шире,что духовное
  и нравственное благополучие России есть
  залог её существования:если мы будем
  жить с Богом,то выживем в этом сложном
  запутанном мире.Отринем Бога,оставим
  Бога,увлекаясь материальными игрушками
  и забавами,то претерпим великое корабле-
  крушение как своей жизни в отдельности,
  так всего государства великого как содру-
  жества многих и много жизней и судеб
  человеческих.Выбор за нами и никто за
  нас этот выбор не сделает,не проживет
  за нас наши жизни.Только Бог сумеет
  спасти нас и вывести на новый уровень
  духовной жизни,сами мы заведем себя в
  непролазные дебри,Господь ведёт нас за
  ручки по жизни, нам надо только доверить
  Ему наши души.
       Господу нашему слава!
      
 


Рецензии