Окно в Европу. пр. 4
во всех людях необыкновенное уважение и
почитание,сразу большое доверие.Из русс-
кой истории его в этом можно сравнить с
князем Александром Невским.
Настолько эти люди были простыми,иск-
ренними и дружелюбными,что у всех людей
они вызывали ответные чувства добра и
почитания.Это качества святых людей.
Михаил Васильев родился 16 ноября
1623 в Антилохово Владимирской губернии
в благочестивой православной семье.Женил-
ся в своё время и имел сына Ивана.
Жена умерла и Михаил в 39 лет ушёл в
монастырь: Золотниковскую общежительную
обитель подле Суздаля.Вскоре стал извес-
тен добродетельной жизнью и подвигами.
Он принял монашеский постриг с именем
Митрофан.
Братия соседнего Яхромского монастыря
стала просить дать им в настоятеля Митро-
фана:настоятеля у них не было.
В 1663 году он возведен в иерейское
достоинство и стал игуменом обители,начал
строить новый более вместительный храм,
купил Евангелие,богато оформленное.
Вскоре он стал известен патриарху
Иоакиму своей ревностью и усердием,своими
организаторскими способностями и инициа-
тивой.Патриарх поставил его настоятелем
Желтоводской Унженской обители.
Митрофан со смирением принял новое
послушание,он 7 лет управлял Унженским
монастырем,построил Благовещенский храм
с колокольней и трапезой,много работал
над духовным преобразованием братии оби-
тели,велел написать много икон.
Стал известен многим людям своей доб-
родетельной жизнью во Христе,сам государь
Федор Алексеевич вел с ним беседы на
благочестивые темы.
Московский собор 1681 года образовал
Воронежскую епархию и царь выбрал Митро-
фана на епископское служение в новой
епархии.Воронежская епархия имела мало
приходов,потому была очень бедной,но
зато в городах и селах Воронежской епар-
хии проживало много раскольников,отошед-
ших от Русской Православной Церкви.
В апреле 1682 года патриарх Иоаким
посвятил Митрофана во епископа Воронеж-
ского.Но Митрофан не смог сразу уехать
в Воронеж,ему надобно было присутствовать
на похоронах умершего царя Федора и на
венчании на царство царей-соправителей
Ивана и Петра.Митрофан также присутство-
вал и на соборе в Грановитовой палате,
собор был посвящён борьбе с раскольника-
ми.
В Воронеже епископ Митрофан разослал
окружное послание к духовенству,призвал к
строгому соблюдению веры и к ответствен-
ному отношению к пастве:через Божие слово
и молитвы и священнодействия и личным
примером.
Митрофан начал строительство нового
каменного храма в Воронеже,строительство
продолжалось 15 лет.Сам всё это время
служит в деревянном храме.
Когда строительство каменного храма
подходило к концу,то стало понятно,что
из-за недостаточного опыта каменщиков
во время строительства храма допущены
ошибки и само здание храма было недоста-
точно надежным.
Митрофан принимал и беседовал со все-
ми,богатый и бедный приходил к нему и
делился с ним своими проблемами,бедным
людям и обездоленным он помогал.
Между тем между Воронежской и Рязан-
ской епархиями возникли трения,Митрофан
приезжал и служил в рязанских церквах на
приходах как в своих церквях.Дело в том,
что мало было приходов в Воронежской
епархии,мало отсюда и дохода,а четкой
границы между двумя епархиями тогда не
было.Патриарх своей грамотой 1696 года
определил точные территориальные границы
Воронежской епархии.Конфликт был исчерпан
В 1699 году сам царь Петр 1-й лично
отписал несколько рязанских городов с
уездами к Воронежской епархии,потому что
епархия бедствовала из-за недостатка сре-
дств.
Петр строил корабли на Воронежской
верфи и Митрофан постоянно выступал и
объяснял народу,что это необходимое дело
для государства.
Узнав,что Петру срочно требуются де-
ньги,Митрофан отдал все средства,которые
нашёл в епархиальной казне:6000 рублей.
Петр взял Азов и немедленно послал
к Митрофану сказать:отныне он епископ
Воронежский и Азовский.
Известен такой случай,когда Петр вы-
звал к себе Митрофана по какому-то вопро-
су,Митрофан подошёл к адмиралтейству,по-
вернулся и ушёл.Петр послал спросить Ми-
трофана,в чем дело.
Тот ответил,что придёт к царю, если
тот уберет всех идолов вокруг дворца.Это
были статуи как произведения искусства.
Петр рассвирепел и велел передать Ми-
трофану,что если тот не придёт,то будет
казнён как ослушник и противник царю.
Митрофан велел бить благовест в коло-
кола,Петр изумился и велел спросить Мит-
рофана,в чем дело.
Митрофан ответил,что хочет помолиться
соборно об отшествии своей души.Петр сно-
ва изумился и просил Митрофана не беспо-
коить народ,а идти к нему на приём,идолов
он велел выбросить.
Уже на склоне лет святитель почувст-
вовал приближение смерти и написал Духов-
ное завещание верующим.
Незадолго до смерти он принял схиму
с именем Макарий,распорядился насчёт сво-
его погребения.
23 ноября 1703 года он простился с
всеми окружавшими его людьми и стал моли-
ться,умер в молитве,представ пред Высшим
Судьей.
В этот день Пётр прибыл в Воронеж и
по обычаю направился к митрополиту,но на-
шёл его уже умершим,долго держал его руку
в своей руке и закрыл ему глаза.В этот
день он потерял большого своего сторон-
ника,понимавшего как много значит для
России просвещение и духовное,и научное,
и общественное.
Петр и Митрофан были людьми разного
духовного устроения,но целью их жизни
было просвещение России и духовное домо-
строительство страны как Нового ковчега,
плывущего ко спасению с Божией помощью.
Петр говорил,что у него есть одна
единственная цель в жизни - просвещение
и благополучие России.Святитель Митрофан
как церковный деятель святой жизни пони-
мал,конечно,вопрос шире,что духовное
и нравственное благополучие России есть
залог её существования:если мы будем
жить с Богом,то выживем в этом сложном
запутанном мире.Отринем Бога,оставим
Бога,увлекаясь материальными игрушками
и забавами,то претерпим великое корабле-
крушение как своей жизни в отдельности,
так всего государства великого как содру-
жества многих и много жизней и судеб
человеческих.Выбор за нами и никто за
нас этот выбор не сделает,не проживет
за нас наши жизни.Только Бог сумеет
спасти нас и вывести на новый уровень
духовной жизни,сами мы заведем себя в
непролазные дебри,Господь ведёт нас за
ручки по жизни, нам надо только доверить
Ему наши души.
Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №225072200627