Твардовский. Часть четвертая
По письмам Александра Твардовского с войны видно, как ему дорога эта возможность разговора с любимой женой — и даже с одной из дочек. Старшая дочь Валентина, судя по всему, просила писем, адресованных ей лично. И отец иногда добавляет в письме к жене, что большое письмо сейчас напишет и дочке. А младшей еще было совсем мало лет, родилась она за несколько месяцев до войны. И отец беспокоится о них, при первой возможности отправляет посылки с шоколадом, таблетками-витаминами и т. и.
В Чистополе, городе на Каме, была эвакуирована семья Твардовского. Там пребывал, как говорят, почти весь цвет советской литературы.
Из письма жене Марии за 3 апреля 1945: " Ну, будет. Терпеть, Машенька, осталось немного. Ожидая меня и горюя обо мне, ты знай, я не несчастный, а может быть, очень даже счастливый и гордый своим счастьем. Не то удивительно, что я не пропал на этой войне физически, - ведь я не воевал, а то, что я не пропал как поэт и как поэт пригодился множеству людей, живых ныне и мертвых также, пока они были живы.»
После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-м годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль».
Александр Твардовский был знаком с многими известными писателями, среди которых: Александр Фадеев, Константин Симонов, Михаил Матусовский, Аркадий Гайдар, Булат Окуджава, Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Валентин Каверин.
Стихотворение «Не стареет твоя красота...» относится к послевоенному периоду творчества поэта. Оно посвящено женщине, воплощающей идеал русской красоты и стойкости, возможно, коллективному образу русской женщины, прошедшей через трудности войны и послевоенного времени. Основная мысль — истинная красота и сила духа женщины не подвластны времени и испытаниям. Автор подчёркивает, что настоящая красота — это внутренняя стойкость, любовь и радость, которые женщина сохраняет и передаёт окружающим.
Не стареет твоя красота,
Разгорается только сильнее.
Пролетит неслышно над ней
Словно легкие птицы лета.
Не стареет твоя красота,
И глаза не померкли от слёз
И копна темно-русых волос
У тебя тяжела и густа.
Ты идёшь по земле молодой,
Зеленеет трава за тобой
По полям, по дорогам идёшь
Расступается, кланяясь, рожь.
Молодая береза в лесу
Поднялась и ровна и бела
На твою она глядя красу,
Горделиво и вольно росла.
Не стареет твоя красота,
Слышно ль, женщины в поле поют Г
Голос памятный все узнают
Без него будто песня не та.
Окна все пооткроют дома
Стихнет листьев шумливая дрожь
Ты поёшь, потому так поёшь
Потому что ты песня сама.
В 1950–1970 годах (с перерывом с 1955 по 1957 годы) Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир». Многие известные советские писатели сотрудничали с этим журналом и помогали Твардовскому. В редколлегии были, например, Валентин Катаев, Константин Федин, Михаил Шолохов, Михаил Бубеннов.
Твардовский печатал на страницах «Нового мира» произведения таких авторов, как Василь Быков, Фёдор Абрамов, Юрий Трифонов, Юрий Домбровский и Александр Солженицын.
Несмотря на весь драматизм того времени, уроки «Нового мира» не прошли даром для нашей истории, для освобождения от догм и заблуждений, навязанных тотальной пропагандой.
Поэт на протяжении многих лет не мог добиться публикации многих своих замечательных произведений. И среди них был такой шедевр, как поэма «Тёркин на том свете». Последнюю поэму «По праву памяти» Александр Трифонович вообще не увидел напечатанной.
В 1962 году Твардовский добивается публикации в «Новом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Этой публикацией Твардовский вывел на орбиту великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Твардовский сделал невозможным уничтожить писателя на самом взлёте. А попытки, как известно, предпринимались самые активные.
В 1966 году А.Т. Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям Ю.Даниэлю и А.Синявскому. В печати в это время всё чаще стали раздаваться упрёки в адрес «Нового мира» за «критику колхозного строя», «искажение истории» и т.п. Власть предержащие душители всего живого прекрасно были осведомлены и об отрицательном отношении Твардовского к вторжению в Чехословакию войск Варшавского договора… После публикации в «Новом мире» стихотворения «На сеновале» – первой главы поэмы «По праву памяти» – кампания против журнала усиливается…
В последние годы жизни Александр Твардовский перенёс инсульт и потерял подвижность. Это произошло вскоре после разгона редакции журнала «Новый мир» в 1970 году. Позже в больнице у него нашли запущенный рак лёгких.
Последний год жизни Твардовский прожил полупарализованным в дачном посёлке Красная Пахра (Московская область).
В ноябре 1971 года ему была присуждена Государственная премия СССР за сборник стихотворений «Из лирики этих лет».
Поэма-цикл «По праву памяти». Это произведение — раздумье поэта о драматической судьбе своей семьи, о судьбе отдельной личности, о мучительных путях истории.
Александр Трифонович Твардовский скончался 18 декабря 1971 года на своей даче.
Причиной смерти Александра Твардовского стал рак лёгких в запущенной форме.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем Твардовского назвали множество улиц в Воронеже, Новосибирске и Москве.
После смерти Твардовского жена опубликовала его письма к ней, где видно, как он нуждается в ее советах и поддержке. Во фронтовых письмах он писал, что она единственная его опора и поддержка.
Они родили и воспитали двух прекрасных дочерей. В 1931 году родилась Валентина. Она получила диплом исторического факультета МГУ в 1954-м, защитила докторскую диссертацию и имеет ученую степень доктора исторических наук. В 1941 году родилась вторая дочь – Ольга. Она стала выпускницей Художественного института им. Сурикова в 1963-м, работала художником в кино и театре.
Твардовский считается одним из создателей «смоленской поэтической школы».
В 2025 году в России, в частности на малой родине поэта — Смоленщине, проводились мероприятия, посвящённые 115-летию со дня рождения Александра Твардовского.
На хуторе Загорье праздник прошёл в музее, где воссоздана обстановка детских лет Твардовского. Студенты Смоленского института искусств объединили фрагменты поэмы «Дом у дороги» в литературный спектакль. Артисты Плосковского народного театра читали фрагменты поэмы «Василий Тёркин» в солдатской форме.
Творчество Александра Твардовского — это яркое и многогранное явление в русской литературе XX века. Его произведения, несмотря на кажущееся разнообразие жанров и тем, объединены глубоким патриотизмом, острой социальной наблюдательностью и непреклонной гражданской позицией.
Свидетельство о публикации №225072200724
Александр Михельман 22.07.2025 17:59 Заявить о нарушении
Мне ближе гражданская позиция Сергея Королева, который едва не отдал богу душу в лагере, но самоотверженно работал на благо страны и возвысил ее. Вот это русский патриот. И я очень уважаю Сергея Королева. И подобных ему людей.
А Солженицына нет.
Наталья Скорнякова 22.07.2025 18:27 Заявить о нарушении