Байка про Ходжу Насреддина, внука и осла

Сегодня мысль моя скучает,
Но, теша грешно микс амбиций,
Воспоминанием приглашает
В след байке массовых позиций

Где трудно в мире угодить
Всегда разнящемуся мнению:
Общественному, - так говорить,
При том, не ведшую к знамению.

Позвольте звонкий пересказ,
Не раз услышанный ушами,
Ещё разок внести в рассказ,
Что с рифмой дружит между нами:

Учтивый, мудрый аксакал,
Ходжа, по имени земному,
На ишаке верхом искал
Общения к аулу родному.

Он был доволен ранним солнцем,
Рекой, чьи воды нёс Тянь-Шань,
При встрече, даже с незнакомцем,
На сердце опускалась длань:

«Салам», - а дальше добрым словом
Вещал, чтоб был на завтрак хлеб,
Овец желал приплод и в новом
Дне увидеть свет и всех
                потребностей
                потреб.

По ветру с луней бородою
Прозрачный воздух вдох играл,
По небу, словно к водопою,
Табун лошадок светлых гнал.

А рядом внук его трудился,
Чьи босы ноги все в пыли,
Почтением взгляд его струился
По встречным людям,
                видишь ли:

Едины: человек и речка,
Гора, укос, ишак и дед,
Из под халата видно плечико:
Плевать, - когда приятен след;

В дороге путь на мудрость сложен:
О чем подумать, - время есть;
Быт неопрятен, не ухожен,
От встречных слышишь, вряд ли, лесть.

Но какова на цвет природа!
Лепешка с чаем как вкусна!
Беседы с дедом. Часть похода
Уже прошла и не до сна,

Когда БОБО так много знает,
Не новый, а про старый быт, -
Внучок от дедушки внимает
Суровой жизни алфавит.

Бобо вещал, глаза смеялись,
Но облик полон разных дум:
«Профессора, как не общались,
А пользы людям ни на «сум».

Малец вникал, а мысль летает:
«Куда, зачем… вода течет? –
Она, великая, не знает,
 И не ведет тому учет.

Вот так, мой отрок, я не знаю
Насколько мой изменчив путь,
Где встречу отдых, полагаю,
Познать не в силах,
                смертным, суть.

Животное - смысл не ищет,
Оно, смиренное, живёт.
Судьба и добрый случай рыщет, -
Где есть решимость и исход».

- «Вот, дед, ты всё о прошлом,
О дне сегодня расскажи,
Найдешь ли мудрость или тошно
Общаться будет от души».

Дед ловкий, щуря хитрым глазом,
Что к мудрости весьма близко:
«Как относиться будешь?! С ладом?
Или расстроишься легко?

Прохожий, он всего прохожий,
И чтобы он не говорил, -
Его рассказ – листочек схожий
С закатом в тысячи могил.

Где нет причины быть бесстрашным,
Огнем обид гореть во след…
Причины нет. В пример вчерашним
Введу пример на много лет.
Итак, чудесная погода
И мы с тобой в пути давно,
Послушаем, что для народа
Дорога наша. Всё равно?».

Тут им на встречу два отца
С делами шли к родне угодной:
«Ну, слушай, внук, как два лица
Нам скажут о судьбе походной».

А тут, и, в правду, встречный люд
Стал говорить: «Эй! Ты, прохожий,
Сам на осле - хорош этюд:
Здоровый, крепкий и пригожий,

А бедный малый босиком
Ступает больно по дороге …
Ты на осле, а он – пешком –
Совсем истерлись босы ноги».

Тогда Ходжа с осла слезает,
Внучек садится на осла…
Другой - на встречу, - вопрошает,
Как внуку ногу занесла

Нелегкая: «Когда старик отважный
Пешком идет, ты – на осле.
Неужто ты настолько важный?
Не стыдно ли, хитрец, тебе?»…

…Сосед приветствует соседа:
«Что так? Любезный твой ишак
Достоин званья дармоеда:
Идет без груза – просто так.

Рассерженный Ходжа тут внука
С собой сажает на осла;
Тому-то что? (ослу) – Народу мука:
«Эх, как же ноша тяжела!

На шею бедному ослу
Уселись, жалости не зная,
Эй, как не звать на вас муллу?» -
Ходжа же, внука обнимая:

«Ну что, мой юный господин,
Сегодня твой урок молчания
Закончен. Ряд тому причин,
Одна же круче назидания

Розгой. Есть простой секрет:
Молчание. Науки лучше нет:
Да-да, общественному мнению
На свете трудно угодить,
Супротив личному желанию, -
Сказавших лучше пропустить… ».


Рецензии