Оглавление, предисловие, вступление
Автор - д-р Ардешир Хоршидиан, Тегеран
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Вступление
Глава 1. Персеполь - историческая перспектива
Глава 2. Цель строительства Персеполя
Глава 3. Персеполь. Его слава и величие
Глава 4. Персеполь. Как проходило строительство этого выдающегося памятника
Глава 5. Персеполь с инженерной и архитектурной точек зрения
Глава 6. Персеполь и его технологическая перспектива
Глава 7. Персеполь и превосходное искусство древней Персии
Глава 8. Размышления о Персеполе
Глава 9. Персеполь: изобретения и новаторство
Глава 10. История письменности и языков Персеполя
Глава 11. Философия и эпос Персеполя
Глава 12. Персеполь в сравнении с другими историческими памятниками мира
Заключение
Ссылки
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Город, куда, ищущие закона и судьи
съехались с четырех сторон света»
Кент Кюрт
Иранцы должны определить свое место в мировом историческом процессе, знать свою древнюю культуру и историю, проявлять огромную любовь и уважение к этому великому наследию.
Ведь история древних народов – это то, что определяет характер современных людей. Относясь с надлежащим пониманием и уважением к ней, иранцы смогут лучше выполнить свой национальный долг и сохранить ответственное и трепетное отношение к своему прошлому.
Путь, который позволит исправить понимание прошлого, может быть построен только на реальном и честном исследовании истории, культуры, искусства, цивилизации, и всего древнего наследия.
Есть народы, новые на исторической сцене, которые, для того чтобы придать больше веса своему национальному характеру упорно ищут, а иногда просто сами изобретают исторические факты, которые, как они полагают, увеличивают значимость и статус их государства. Новые теории, которые растут как грибы, заполонили современный мир, особенно те страны, которые испытывают недостаток в древней истории, стараются изо всех сил. Такие нации, невзирая ни на какие нормы приличия отчаянно придумывают новую идеологию, не гнушаясь разных исторических подлогов.
Почему же тогда, мы, иранцы и другие древние народы, которые, как и мы в течение многих тысячелетий были генераторами мысли, культуры и цивилизации, не в состоянии осознать это и продолжаем быть неосведомленными о нашем богатом и великолепном прошлом? Почему же, тогда, мы должны восхвалять и перенимать какое-либо культурное новшество и загрязнение, вторгшееся в нашу современность? Почему же, тогда, наша страна как судно, потерявшееся в море? Мы надуваем парус, не осознавая нашей собственной истинной личности, и иногда даже полностью отвергая наследие предков.
Наша неспособность признать и определить нашу собственную личность и сильно развитое чувство само отчуждения привело нас к тому, что мы должны полностью положиться на иностранцев, чтобы хоть что-то узнать о своем прошлом.
Эпическая поэма “Шахнамэ” Фирдоуси сохранила большую часть нашего культурного, лингвистического и исторического наследия. Она буквально спасла наши древние знания от того, чтобы быть потерянными и забытыми. Однако чтобы полностью сохранить части нашего древнего наследия у нас время от времени не было никакого иного выбора, кроме как полагаться на исследования и работы зарубежных учёных, чуждых этой земле. Их работы были переполнены определенной долей предубежденности против иранцев и скрытыми политическими мотивами. Мы должны понять, что только мы сами, иранцы, способны должным образом справедливо понимать и ощущать нашу историю, науку, культуру, искусство и нравы. Мы не должны полагаться на эти иностранные источники. Новые поколения иранцев должны провести свои собственные кропотливые интеллектуальные исследования, чтобы полностью осознать великолепие нашего прошлого. Любой другой подход с привлечением иностранных исследователей только увеличит само отчуждение, которого мы должны избегать, и будет способствовать отдалению от нас других народов.
Чтобы достигнуть достойной цели истинной идентичности, мы должны быть готовы встать на этот трудный путь и принести необходимые жертвы. Путь осторожного и вдумчивого исследования нужно пройти с терпением и вниманием ко всем деталям. Так, чтобы было достигнуто истинное понимание нашей культуры, нравов, путей и образа жизни. Только через такие усилия мы будем в состоянии постичь конечную цель реализации нашей собственной науки, технологий, социальной и культурной жизни и нашего национального характера. Именно через эту уверенность в своих силах и планомерное научное исследование мы сможем провести беспристрастный анализ и прийти к пониманию истинных способностей и достижений нашей нации.
В течение 2500 лет Персеполь с его высокими столбами, неповторимой архитектурой, золотыми табличками с клинописью гордо стоял как великий памятник нашей древней культуре и живой свидетель истории. Великая комплекс, который очаровывает любого наблюдателя. Персеполь – это реальный свидетель нашего прошлого, расположенный в историческом месте на западе равнины Марвдашт вблизи Горы Мехр (гора Милосердия).
Место, превосходное во всех отношениях, очаровывает творческие натуры каждой вырезанной из камня фигурой, их гравировка и дизайн волшебны и захватывают воображение. Место великолепно! Его красота поистине удивительна. С другой стороны вызывает чувство глубокого беспокойства и печаль, что многие люди даже в Иране всё же не сознают это драгоценное культурное наследие и не ценят его смысл и значение.
Увы, великолепная архитектура этого комплекса понесла большой урон от неисчислимых актов жестокости на протяжении многих веков своего гордого существования. Безжалостное уничтожение природы, вторжение различных орд захватчиков все это он претерпел на своем веку. Этот исторический памятник противостоял мародерам, грабящим его сокровища, как иностранным, так и местным золотоискателям и спекулянтам, которые распродавали сокровища Персеполя по частям, частным коллекционерам и музеям по всему миру. Сегодня Иран дорожит даже самой маленькой частью находок из Персеполя, пытаясь собрать их и вернуть обратно. Возможно, они хранят в себе ещё много тайн прошлого, которые ждут открытий. Они оказались потеряны для науки ради чьей-то прибыли.
Мы читали и слышали, что еще восемьдесят лет назад раритеты Персеполя вывозились на машинах с автоприцепами. А до того караваны верблюдов и лошадей, неспешно шагали по пустыне, унося драгоценные камни нашего великолепного наследия. Мы же, иранцы, были столь не осведомлены и безответственны, чтобы использовать в то время статуи Персеполя как мишени для учебной стрельбы наших солдат.
Когда кто-то посещает этот большой дворец и отправляется в паломничество ради культурного и художественного наследия своих предков, он осознает необъятность их приверженности древней традиции, решимости и глубины интеллекта. Древнее эхо и послания из прошлого легко читаются и в наши дни, а гений и компетентность этих древних строителей не перестают восхищать. Народ, открывший великую иранскую нацию и основавший Персеполис - это наиболее яркая иллюстрация великих достижений цивилизации и твердости веры, которые когда-либо наблюдались в мире. Что касается первых ста лет правления династии Ахеменидов, то стабильность, которую их правление принесло в эти земли, была легендарной.
Великий писатель и исследователь д-р Ардешир Хоршидиан, который является одновременно религиозным человеком и врачом по профессии, невзирая на многие трудности, провел глубокое изучение Персеполиса и, таким образом, произвел бесценную работу, которая сейчас доступна для всех, кто заинтересован в том, чтобы узнать больше об Иране и его прошлом. Особенно полезно это будет для молодого поколения.
Эта книга является плодом великих усилий и исследований человека, который любит и глубоко заботится о священной земле Ирана. Эта работа может дать много полезных идей, особенно молодым читателям. Кроме того, есть надежда, что достопочтенный автор найдет возможность внести дальнейший вклад в области культуры, медицины, искусства и религии и еще больше продвинуться в культурном развитии нашей нации. Да будет так.
Н.Бакхтур-Таш
ВСТУПЛЕНИЕ
Происхождение человека - актуальный вопрос, который с незапамятных времен волнует все человечество. Откуда мы пришли? Кто были наши предки? Как наши предки жили, и что они совершили на этой древней земле, которая является нашей Родиной? Почему наша современная жизнь и культура тесно связана с тем, что было в далеком прошлом, а не идет по некоторому другому пути? Остается и много других вопросов, которые сознательно или неосознанно появляются в умах тех, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни.
В то же самое время, все, что осталось нам от прошлого и доступно сейчас, это лишь исторические памятники, древние книги, монеты и т.п.
Но все ученые и археологи согласны в одном, что иранская культура и цивилизация оставили миру гораздо больше, чем, то, что мы можем просто увидеть, главный вклад древних иранцев в том, что их культура и знания, способствовали продвижению и культурному развитию человеческого общества в целом. Иранцы, которые обладают одной из самых возвышенных и древних культур на земле, должны иметь веру в этот исторический факт и гордиться этим.
В семидесяти километрах от южно-иранского города Шираза возвышается великолепный, хорошо сохранившийся исторический памятник, который гордо показывает всему миру благородное прошлое иранского народа. Этот захватывающий памятник не просто часть иранского культурного наследия, он принадлежит всему человеческому роду, и все народы должны посещать его, чтобы открыть для себя это великое достижение человеческой мысли.
Персеполь - огромный комплекс, переполненный посланиями из прошлого. Это место заполнено словами наших предков. Эхо из прошлого отражается в анфиладах стен этого волшебного дворца. Каждый попавший сюда чувствует, как будто каждая колонна, скульптура, орнамент, ступень, да и все пространство в целом, стена и камень пытаются передать некоторое древнее чувство, надежду или мечту, попытаются продемонстрировать гордую историю империи, которая когда-то господствовала и правила более чем половиной древнего мира.
Персеполь был построен на горе из известняка, которая возвышается примерно на четырнадцать метров над окружающей равниной. Хотя навыки лучших художников и ремесленников от многих сатрапий персидской империи использовались при строительстве Персеполя, он весь выдержан в строго иранском стиле. Искусство и культура Ирана увековечили себя этим памятником, таково было желание правителей династии Ахеменидов, которые правили во времена строительства Персеполя. Стиль, который возник при строительстве комплекса, теперь упоминается в науке как Persepolitan. Роскошный стиль, который хорошо показывает характер этих правителей, их любовь к искусству, славе и культуре. Эти правители использовали все средства, что были в их распоряжении, чтобы создать не просто памятник, а произведение искусства, которое искренне передает их надежды, верования и достижения в области культуры потомкам.
За время своего 2500-летнего существования Персеполь пострадал от многих захватчиков. Руками Александра Македонского он был подожжен и большинство бесценных крыш и дверей, сделанных из ливанского кедра, а также, оконные рамы были безвозвратно уничтожены. Во время более поздних вторжений, орды варваров, в невежестве, принявших вырезанные из камня фигуры и статуи, которые украшали этот великолепный комплекс, за идолов, разрушили многие из этих неоценимых произведений искусства.
Во время правления династии Зенд многие из камней и колонн были демонтированы и увезены в Шираз, чтобы украсить новые дворцы тогдашних правителей.
Наглые, безответственные, стремящиеся лишь к наживе торговцы и спекулянты нанесли еще более непоправимый вред этому великому памятнику истории, расхитив последние ценности.
Под предлогом археологических исследований, европейские и американские правительства разграбили многие из оставшихся сокровищ Персеполя, которые сейчас украшают музеи в Лондоне, Париже, Москве. Также как некоторые небольшие музеи в американских и немецких городах заполнены награбленными сокровищами из этого прекрасного исторического памятника.
Несмотря на все вышеупомянутые бедствия за свою 2500 летнюю историю Персеполь подвергся и ударам стихии, таким как землетрясения, серьезные штормы, потопы, летняя жара и зимний холод, дождь, дождь со снегом и снег. Но Персеполь выдержал все это, он оказался выше всех напастей, и продолжает излучать свою славу и величие для всех. Не взирая ни на что, он продолжает покорять ум и воображение человека. Как будто ни одно из этих бедствий его никогда и не касалось.
Для наших уважаемых читателей, чтобы получить общее представление о значимости этого исторического памятника прежде, чем мы проведем более глубокое исследование, определим пока наиболее важные моменты. Это позволит дорогим читателям, и тем, кто планирует посетить Персеполь в будущем, получить более точное представление о нем, поможет более точно и справедливо оценить его значимость для мировой истории.
Прежде всего, нужно понять, что исторически, все человеческие общества, которые имели естественное интеллектуальное и социокультурное развитие, лишенное иностранного влияния, прошли схожий путь, родственный друг другу. Прогрессивные шаги по этому общему пути развития могут быть определены и описаны следующим образом.
Антропологи дали имя Homo erectus (человек прямоходящий) первому человекообразному существу, которое смогло ходить на двух ногах, и обладало большим пальцем на руке, значительно меньшим и отличающимся от его других пальцев. Образ жизни и поведение первобытных людей раннего периода очень напоминали образ жизни других животных из вида обезьяноподобных. Однако, что отличало раннего человека от других животных – это его способность творить, думать, рассуждать и чувствовать раскаяние за свои действия.
Первобытный человек уже мог подвергнуть сомнению явления, происходящие вокруг него. Кроме того, анализируя и оценивая внешнюю обстановку, первобытный человек изучил и приобрел новое познание и понимание, а таким образом новую способность проникновения в суть вещей и понимание, которое просто животные инстинкты не предоставляли ему.
Другими словами, человек был, прежде всего, животным, который смог путем анализа ситуации и коллективных действий, получить те фрукты, которые ему были нужны, не поднимаясь на дерево. Он просто тряс дерево или сбивал фрукты палкой, что давало желаемый результат, и позволяло достичь цели, прикладывая гораздо меньше усилий. Ранний человек постепенно учился использовать простые каменные орудия, чтобы сломать фрукты с твердой оболочкой и достигнуть желаемого плода. Таким образом, развитие этих навыков постепенно способствовало и развитию более сложных умений, как использование деревьев для постройки жилища, каменных инструментов для самообороны и охоты. Антропологи и историки назвали эту раннюю стадию развития человека - Каменный век. Эпоха, которая возвращает нас на 1.5 и 1.2 миллионов лет назад. Эпоха, во времена которой первобытные люди жили в лесах, они еще не умели строить дома и жить поселениями.
Вторая стадия человеческого развития наступала медленно. Это было, во времена пещерных людей или кроманьонцев. Эпоха началась приблизительно 200000 лет назад. Кроманьонцы жили в пещерах и под естественно сформированными природой убежищами, такими как горные выступы. Кроманьонцы были успешными охотниками, они стали носить шкуры убитых животных для тепла. Кроманьонцы делали вылазки в прилегающие области и леса, чтобы обеспечить себя пищей и другими материальными предметами.
Третья стадия человеческой социальной эволюции известна как эпоха охотников-собирателей и возвращает нас на восемьдесят тысяч лет назад. Во время этой эпохи человек научился добывать огонь, одомашнил диких животных, построил искусственные убежища, используя шкуру, камни, грязь и ветки деревьев. По крайней мере, во время ранних стадий этой эпохи появился Homo sapiens (человек разумный), который продолжил осваивать пространство вокруг себя для обеспечения своих материальных потребностей.
В конечном счете, согласно научным открытиям, приблизительно 12000 лет назад в Месопотамии (Древняя Персия или сегодняшний Ирак) человек посадил первые семена в землю, а человеческая социальная эволюция вошла в новую эру – эпоху сельского хозяйства. Во время эпохи сельского хозяйства человеческое общество стало более организованным, начали формироваться отдельные сообщества. Люди стали оседлыми, им больше не нужно было совершать переходы на большие расстояния, чтобы найти себе средства пропитания. Деревни, поселения и города начали формироваться. С одомашненными животными человек смог избавиться от тяжелых мыслей о добыче пищи, скотоводство помогло вести более спокойную и удобную жизнь.
Приблизительно 300 лет назад, в Англии начала формироваться новая эпоха. Эпоха, которая позже стала известной во всем мире как «индустриальная». В эту эпоху человек изучил и стал использовать тепловую энергию, чтобы крутить колеса фабрик и заводов. Постепенно изобретение новых машин привело к строительству новых фабрик, а паровой двигатель, машины и механизмы пришли на помощь рабочим в промышленности и сельском хозяйстве. Так как владельцы капитала смогли использовать эти технические новшества для службы себе, то рабство людей в его явной форме постепенно и медленно уходило в прошлое и запрещалось.
Приблизительно тридцать лет назад, в мире началась еще одна новая эпоха. Взяв старт в Америке, она затем распространилась на Германию и Японию, так начался век информатизации. Эта эпоха, можно сказать, пока еще находится в младенчестве, несмотря на то, что, определенно компьютеры и роботы начинают заменять людей в различных областях человеческой деятельности. Компьютеры ежедневно становятся все более и более совершенными, учатся думать и решать задачи как люди и принимать ответственные решения, что раньше было прерогативой только человека. Эта информационная революция позволяет теперь любому человеку, у которого есть доступ к компьютеру и модему, быстро соединиться через спутник с кем угодно в мире, и даже управлять машинами и роботами посредством дистанционного управления, чтобы выполнить любую задачу. Скоро, зарплата не будет основана на отработанных часах, она будет основана на том, что произвел работник. Бумажные деньги исчезнут, и все сделки будут простым обменом цифр между компьютерами (электронные деньги).
Земледельцы смогут сидеть за компьютером в доме и управлять работами по сельскому хозяйству дистанционно. Сегодня даже медицина осуществляется дистанционным управлением, и хирурги управляют автоматическими приборами, чтобы выполнить очень тонкие операции. Также хирургические группы могут быть географически далеко друг от друга, а совещаться и руководить операцией при помощи телеаппаратуры.
Что принесет нам эта новая эпоха и как долго она продлится? На сколько времени хватит науки, чтобы господствовать над социальной эволюцией? На эти вопросы пока никто не знает ответа, как и то, что будет следующим эволюционным этапом развития человечества.
Хотя мы не можем судить о будущем, мы можем оценить прошлое. Каменный век длился один миллион лет, эпоха пещерных людей - двести тысяч лет; эпоха собирателей и охотников - восемьдесят тысяч лет; индустриальная эпоха только 300 лет. Веку информатизации всего лишь 30 лет, но он продолжается. Нужно отметить отрицательную геометрическую прогрессию эпох эволюции человечества и корреляцию между этими стадиями развития.
Человеческие, социальные, политические, культурные, экономические потребности и стремления были так же более, менее удовлетворены во времена всех этих эпох относительно ожиданий своего времени. Однако это были человеческие взгляды, которые постоянно развивались и менялись. С эволюцией человечества мыслительные процессы становились более сложными и развитыми, таким образом шло и духовное развитие людей, ведущее к уменьшению суеверий и заблуждений, столь распространенных у наших предков. Это, было, по-видимому, поощрение человечества, его возвышение, продвижение по пути человеческого познания и развития коллективных навыков, которые вместе стимулировали эволюционный процесс.
С развитием любой социальной системы, постепенно в соответствии с ней развиваются политические и экономические системы, которые следуют за основным формирующим стержнем той или иной эпохи среди всех человеческих сообществ на протяжении всей истории.
Дружественное отношение к всемирной истории учит нас, что цивилизация – это продукт коллективного вклада и усилий всего человечества, и все народы в той или иной форме вносят свой вклад в эволюцию и процветание. Однако есть одна и только одна страна, которая может утверждать, что достигла этого зрелого цивилизованного возраста раньше, чем все другие.
Ведь, любой научный вердикт о Персеполе, так же, как и любые научные исследования, относителен. Этот вердикт будет соразмерен со временем, местом, и государством, где он был вынесен. Тогда как Персеполь должен быть оценен в рамках той эпохи и того народа, кем он был построен. Оценка его значимости и величия также зависит от событий, уровня развития науки и техники, верований того времени и мировоззрения древних строителей этого великого памятника архитектуры. Любое абсолютное и пристрастное суждение по отношению к нему недействительно, не имеет законной силы.
Это – особая привилегия, судить историю. Суд современников обычно несовершенен, он наносит ущерб национальным и расовым устоям древности, и обычно крайне пристрастен. Поэтому читатель всегда должен быть очень бдителен к тому, что он читает и слышит, и судить обо всем тщательно и глубокомысленно.
Наша страна Иран, не является исключением из этого общего правила и прошла в своем развитии через все эти исторические этапы. Поэтому, когда кто-то восхищается какой-либо политической или социальной системой, это вовсе не означает, что он отдает предпочтение только этой системе, и не будет пользоваться чем-то другим. К примеру, когда изобрели автомобиль, телега, велосипед, да и поезд со временем стали все меньше и меньше использоваться, люди стали отдавать предпочтения автотранспорту. Точно так же, когда стальные конструкции стали использоваться, совсем не мудро было бы продолжать использовать старые материалы, только потому, что они хорошо зарекомендовали себя в древности. Это, однако, не означает, что созданные в своё время методы обработки древесины, изготовления саманного кирпича и строительство зданий из огромных каменных глыб не были важными событиями для человечества в свое время. При этом мы должны отдать справедливость тому, что изобретение колеса и вагона было не менее важным и революционным продвижением в истории человеческой мысли, чем постройка Персеполя в древности.
Еще раз хочу напомнить, что иранцы должны гордиться своей древней землей и тем, что им довелось быть иранцами. Ведь Иран – это первая страна, которая признала монотеизм. Иранцы были первыми, кто поделил сутки на двадцать четыре часа, месяц на тридцать дней, а год на триста шестьдесят пять дней. Они дали свое собственное имя каждому дню месяца. Иранцы были первыми, кто смог объединить многие народы в единую империю посредством грамотного, умного управления и хорошего правительства. Почтовая служба, использование монет в качестве денег, использование лошадей для верховой езды, все это сначала зародилось в Иране.
Правителей Кира и Дария назвали Великими, потому что они смогли разумно и по-человечески управлять народами, до них лишь деспотизм и гнет были обычной практикой царей. За счет введения прав человека и морального кодекса эти великие руководители смогли завевать уважение своих подчиненных и развить самую великую державу, которую когда-либо видел мир. Империя, которая управляла почти половиной мира в течение двухсот тридцати великолепных лет, заслуживает восхищения. Империя, которая граничила с Россией на севере, Китаем на востоке, протянулась до Аравии на юге и до Греции на западе. Кто еще мог похвастать такими масштабами?
Правители этой обширной империи верили в единого Бога, они были великодушными и терпимыми, благоволили к своим подданным. Они свято верили в правосудие и равенство. Никогда не угнетали и не притесняли побежденные народы, показывая силу своей власти. Они никогда не насаждали свой язык и религию тем народам, кого они победили. Жители завоеванных земель считались равными гражданами с иранцами, им были позволено развивать свою культуру и практиковать свою собственную религию. В то же самое время, правители других народов, которые завоевывали чужие земли, брали в плен побежденных, безжалостно их били и пытали, немилосердно убивали женщин и детей, грабили имущество, разоряли дома, а после, гордо изображали эти зверские поступки на каменных барельефах и гравюрах, некоторые из которых дошли до наших дней.
Великие короли Персии показывали свое благородство и великодушие в то время, когда предводители других племен того времени, такие как Ашшурбанапал, оставляли после захвата Элама следующие надписи:
“Я пронесся через Сузы и Медакто и много других городов эламитов за один месяц и один день. Я лишил эту землю овец и всего рогатого скота. Я заставил замолчать там звуки музыки и позволил змеям и диким зверям пустыни бродить свободно. Я уничтожил их города и деревни. Я отрубал их воинам пальцы и кисти, уши и носы. Много глаз было выколото. Везде возвышались горы срубленных голов и отрубленных рук. Последним я сжег города Элама и все, что пребывало в их пределах”.
По сравнению с жестокой и кровопролитной историей того периода поведение великих персидских правителей является источником веры в гуманизм человека, поводом гордости для всех иранцев.
Когда мы гордо говорим, что таким был Персеполь, это конечно относится к сравнениям убеждений того времени. Чтобы сравнить Персеполь и ценности, какие он может предоставить современному обществу, я думаю, здесь несопоставимо и неправильно проводить буквальную аналогию. Нужно лишь помнить, что человеческие принципы и моральные ценности вечны, они не подвержены ни времени, ни моде.
Благородством, благосклонностью, праведностью, милосердием будут восхищаться во все времена, тогда как неправду, воровство, взяточничество, жадность, ревность будут всегда осуждать. Поскольку цивилизация продвигается вперед, совесть человека также эволюционирует, создаются новые и более лучшие законы, гарантирующие права человека, защиту его достоинства. Даже сегодня, очевидно, что рост человеческой совести в более развитых и богатых странах идет более тяжело, чем в бедных. Те, кто господствует над более слабыми, не считаются с их правами. Ежедневно мы узнаем, как много таких злодеяний происходит во всем мире.
Теперь, с должным вниманием ко всему вышеупомянутому, мы попытаемся рассмотреть Персеполь с разных точек зрения, чтобы дать более справедливую и более правильную оценку этому выдающемуся памятнику древности.
Свидетельство о публикации №225072301022