Итоги любой войны

Итоги любой войны

Разделю на две части, дабы не утруждать уважаемого читателя одной мыслью на долгий срок. Время требует от нас скоропалительных мыслей, иначе попросту не уследим за клипом современной жизни. Рилсы – наше все. Минута максимум, и бежим дальше, а то не успеем, опоздаем, пропустим что-то архиважное – очередной рилс, очередной сторис. А ведь пропадет через сутки. А мы так и не посопереживали, еще не успели проникнуться одним событием, одной эмоцией, а вот и новая подоспела, да не одна – в ассортименте.
Поэтому разделю на две части. В первой задам общие предпосылки, а уж конкретикой займусь завтра.
 
I
Моя жена не любит, когда я обращаюсь к теме древнеиндийского эпоса. «Задолбал со своей мифологией», - справедливо журит жена, и она права, поскольку я в упоении могу говорить часами о деяниях, что свершались в Бхарате в стародавние времена. Да и не только о них. Могу следовать с аккадским Гильгамешем к берегам Мирового Океана. Могу вместе со скандинавским Одином добывать Мёд Поэзии. Могу с англосакским Беовульфом сражаться с Гренделем. Могу с финно-карельским Вяйнямейненом искать невесту в Похьёле. Или с древнегерманским Зигфридом добывать свою Брунгильду. Могу странствовать с доэллинским Одиссеем или аргонавтами. Часами могу говорить о былинных богатырях киевского цикла или о хитроумных торговцах цикла новгородского. Могу воевать Лихо Одноглазое вместе с балканским Марко-королевичем. Вместе с Кнорозовым могу вчитываться в «Кодексы Майя», облачаться в тигровую шкуру вместе с Тариэлем или взывать к Ману вместе с Гайаватой. А уж персидской поэзии фарси отведена целая глава в моем романе «Чревоугодие». Могу путешествовать на Запад вместе с Сунь Укуном, королем обезьян. А моя любимая Япония со всем синтоистским пантеоном или…
Другими словами, накрепко убежден я, что эпос, любой эпос в том переводном варианте, к которому вы только можете дотянуться, — это «перволитература», с которой было начата вся литература мира, то самое «Слово, и Слово было у Бога». Попробуйте читать эпос – весь эпос, что найдете, всех стран, всех времен и всех народов, и вы с удивлением обнаружите, что произведения Толкиена, Роулинг, Мартина и прочих предстанут перед вами в «разобранном» виде и совсем ином содержании и даже (да простят меня боги здравого смысла!) киновселенные Marvel, DC и всяческие космические (и не очень) одиссеи начнут вызывать рефлекс не развлекательный, а тошнотворный.
Но нигде так пророчески и четко, буквально по дням, не представлены события сегодняшних и завтрашних дней, как в упомянутой уже мной «Махабхарате».
II
Битва на Курукшетре состоялась от трех до восьми тысяч лет назад – тут история и религия индусов расходятся во мнениях. И длилась 18 дней. Помним, что время в эпических произведениях носит характер символический. На поле боя герои неоднократно использовали особое оружие – брахмастру («оружие Брахмы»). Древнеиндийские сказители – суты – не имели должного объема знаний, чтобы описать его применение, им попросту не хватало слов. Если оперировать современными категориями, то в том случае, если бы хоть одна брахмастра сработала в «штатном» режиме, то могла быть уничтожена вся жизнь на Земле, а соприкосновение двух активированных брахмастр вызвало бы цепную реакцию, которая привела бы к аннигиляции всей Вселенной.
К счастью, ни одной из брахмастр не удалось проявить себя в полную силу – своевременно включались «сдерживающие факторы»: дипломатия, «антибрахмастры» (противоракеты или силовые поля), случайность. И тем не менее по «официальным» данным на Курукшетре погиб один миллиард шестьсот шестьдесят миллионов двадцать тысяч человек и еще более двадцати тысяч пропали без вести. Если учесть, что, по скромным подсчетам наших ученых, в те времена проживали на земле около 160 миллионов человек, то в битве на Курукшетре погибло в десять раз больше, чем… все. По окончании войны погибли все воины Бхараты, выжить удалось только «высшему руководству» победителей.
Когда главный министр Хастинапура спросил Кришну о целесообразности таких потерь, Васудева ответил следующим образом (дословно из перевода):
- Главный министр, - говорит Васудева Кришна Видуре, главному министру Хастинапура, - царство ариев было самым большим на земле, но оно распалось на множество мелких частей. Подданные забыли, что когда-то все они жили в одном могущественном государстве. Но теперь всеми землями снова будет управлять один царь. На арийских землях не будет войн. Будет один правитель, и он объединит народ в единое целое. Все будут исполнять его указы и жить по одним законам. Над страной будет реять один флаг. И это будет царство справедливости.
Справедливость всегда торжествует – это лишь вопрос времени, но цена за победу справедливости бывает невообразимо высока.


Рецензии