14. Бежавшие рабы

14. БЕЖАВШИЕ РАБЫ. А Степь меж тем шла на запад. Продвигаясь по незнакомым для них местам Восточной и Центральной Европы, авары чувствовали себя там довольно уверенно. Вместе с ними шли их дальние сородичи гунны, а для этих ребят европейские ландшафты давно уже не были в диковинку. Выбив с берегов Кубани угров и булгар, авары и гунны продвинулись к Дону и Днепру и около 560 года ворвались во владения антов.

В середине 6 столетия анты по-прежнему оставались для соседей «антами». Однако сказать с уверенностью, что племенной союз с этим названием все еще существовал в ту эпоху, и что сами анты продолжали себя так называть, не сможет никто. Военная составляющая антских племен, которая, как принято считать, была представлена русами, испокон веков славилась своим стремлением к захвату новых территорий и созданию на них собственных государств, славянская же матрица наоборот славилась своим всеразрушающим федерализмом и нежеланием вмешиваться в чужие дела. Это единство противоречий, заложенное в одном народе, привело к тому, что славяно-русы всю свою историю с удивительным упорством продолжали возводить мощные племенные объединения и государства, зачастую охватывавшие громадные территории, а потом своими собственными руками разрывали их изнутри. Однако славяно-русские «империи» обладали одним любопытным свойством – они всегда разваливались лишь до определенной степени. Практически сразу же вслед за распадом начинался обратный процесс, когда осколки «империи», вдоволь наглотавшись «самостийности», словно капли ртути, вновь начинали сливаться в единое целое. Не менее любопытен и тот факт, что появление всех самых страшных своих врагов наши предки почти всегда почему-то отмечали очередной кровавой междоусобицей и абсолютной неподготовленностью к вторжению извне. В истории с аварами, очевидно, произошло нечто подобное.

Вторжение азиатов стало для антов полной неожиданностью. После первых же стычек со степняками сразу несколько представителей славяно-русской знати оказались в аварском плену. Причем попался кто-то очень значимый, раз «король» антов Межамир счел необходимым лично отправиться на встречу с каганом, дабы договориться с ним о выкупе своих людей. А для нас с вами не секрет, какими гордыми и заносчивыми умели быть наши князья. Межамир был как раз из таковских. Будучи сыном легендарного «короля» Итара, наследником славы древних вождей роксалан и росомонов, он, по слухам, вел себя в ставке кагана непозволительно дерзко, за что тут же поплатился жизнью. Хотя, не исключено, что слух о дерзком поведении антского князя распустили сами же авары, чтобы хоть как-то оправдать перед современниками вероломное истребление русских послов. Земли, находившиеся под защитой Межамира, после его гибели стали добычей степняков. Авары огненной лавой прошлись по славянским городам и селам, облагая местное население тяжелой данью. Обезглавленные антские племена, тем не менее, оказали пришельцам хоть и неорганизованное, но яростное сопротивление. Сломить его аварам удалось лишь в союзе с зеленорожими лангобардами. Добравшись до Карпат, азиаты разорили Богемию и Моравию, разгромили франков, пытавшихся преградить им путь, и, нагнав страху на всю округу, в 567 году вернулись в Дакию и Паннонию, превратив территорию современной Венгрии в свою главную военную базу. Союзное Византии гепидское королевство, контролировавшее Паннонию, было уничтожено. В конечном итоге область подконтрольная Аварскому Каганату широкой полосой протянулась от Волги до Эльбы. Царствование славян в Центральной Европе закончилось. Отныне ее истинными хозяевами стали тюрко-иранские всадники - авары.

По поводу происхождения аварского племенного союза, единого мнения нет, как нет и общей точки зрения на тот счет, был ли этот союз устойчивым образованием, собственно племенем, или то было временное, во многом вынужденное объединение осколков разных племен и народов. По крайнее мере, по данным генетиков, покопавшихся в захоронениях разных эпох, аварская орда и правда была абсолютным винегретом из представителей чуть ли ни всех родов Евразии.   

Под давлением степняков все славянские племена Подунавья и Приднепровья пришли в движение. В 578 году около 100 тысяч славян с семьями переправились через Дунай и заполнили Фракию с Элладой. Другая волна переселенцев покатилась на север к Ильменю. Были ли эти ребята выходцами из легендарного Словенска, или Словен Старой основал свою столицу уже на Ильмене, нам остается лишь догадываться, однако, в любом случае, именно с этого времени археологи ведут отсчет жизни Новгорода Великого.

В 580 году откуда-то с берегов Иртыша и Урала в Северное Причерноморье неожиданно ворвалась армия тюркского кагана, у которого возникли трения с его друзьями византийцами. Разорив Тавриду и Боспор, тюрки долго осаждали Херсонес, но взять его, судя по всему, не смогли. В ставке аварского кагана тут же поднялась форменная паника; там хорошо знали, что тюрки считали аваров своими «бежавшими рабами». Но тюрки исчезли так же внезапно, как и появились. В Европе им делать было нечего. Пережив небольшой стресс при появлении старого врага, после его ухода авары быстро успокоились и, не теряя времени даром, занялись утверждением своих порядков в самом сердце Европы.


Рецензии