Сессия

СЕССИЯ

     Жил я тогда в общежитии автобусного парка в квартире с двумя студентами Костей и Юрой, они днём учились в институте МАМИ (автомеханический институт), а по ночам подрабатывали перегонщиками в автобусном парке.
     Как-то подходила очередная сессия и им предстояло сдавать экзамены. В парке им на этот случай дали отпуска. Прихожу я с работы, а они учат билеты. Вернее, Костя разъясняет Юре всю механику решения задач.
     Костя был отличником, в математике и механике разбирался на отлично. Даже разработал и собрал свой мотоцикл из деталей различных моделей мотоциклов с радиатором жидкостного охлаждения. Хотел было зарегистрировать в ГАИ, но там сказали, что мотоцикл не соответствует стандартам и что без свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства такие самоделки не регистрируют, и если он умней конструкторских мастерских, где разрабатывают мотоциклы, нужно пройти сертификацию, предоставить  письменное объяснение, откуда взяты детали и агрегаты, фото процесса сборки. В общем, процесс предполагался долгий, муторный и дорогостоящий. Костя не стал заморачиваться, а стал ездить без номеров.
     Мотоцикл летал как деревенская ласточка (в смысле – и не промышленно-городская, кустарно-рукодельная, и – не стеснённая никакими городскими ограничениями). Сколько гаишники за ним на машинах ни гонялись, но догнать не могли. Он заскочит, бывало, в проходной двор, где столбики вбиты в тротуар, чтоб не ездили машины, и остановится. Гаишники подъедут, а переехать не могут. Он с ними начинает вежливые беседы, мол, чем вам могу помочь? – глушителем не шумлю, на дороге не шалю, никого не трогаю… Гаишники, видя, что ничего сделать не могут: ведь чуть движение с их стороны – и он умчит, уговаривают его не гонять без номеров, вести себя скромно, законопослушно, как следует. Проведут беседу воспитательную и уезжают.
     Мотоцикл же его работал почти бесшумно. Завезёт его в нашу квартиру на шестом этаже, заведёт, бывало: мотор работает – только чуть лёгкий позванивающий металлический звук стрекозой порхает, если рядом находиться. Такой послушный, ручной зверь, а не мотоцикл!
     И вот Костя объясняет, а Юра – ну никак не понимает! А завтра ведь предстоит экзамен по математике!
     Я предлагаю:
     – А давайте помолимся об успешной сдаче сессии!
     Костя отвечает:
     – Мне молиться незачем! Я всё знаю, Задачки для меня – как орехи: люблю пощёлкать! Это вон Юре молитвы нужны, раз мозгов не хватает.
     Юра же сразу ухватился за эту спасительную соломинку, просит:
     – Согласен! Давай помолимся! Мне бы как-нибудь на тройку сдать – и я б сразу домой на каникулы уехал!
     Стал я возражать Косте:
     – Если Бог не даст тебе способностей, то ты ничего не сможешь!
     – Нет, – входит в запал Костя, – я всего добиваюсь сам! У меня математический талант!
     – Твои таланты от природы?
     – Да, поэтому я всё делаю сам! И Бог тут ни при чём!
     – Но природа – видимое проявление Творца. Бог – невидимый Дух, и, создав природные законы, Он подчиняет им видимую, материальную природу. И слеплен ты Богом через природу окружающего мира. Тебя Он создал через природное влечение твоих родителей, их предков. Твои природные способности – от Него, Он формирует мысли и вкладывает способности в человека. Возьмёт Бог и отберёт твой талант, и ничего ты не сможешь сделать. Смотри, посрамит Он тебя за самоуверенность!
     – При чём тут Бог: все свои способности я развивал сам, без Бога!
     – А что  – и способность к зрению ты сам развил, и вкус, и обоняние, и осязание? Всё от природы! Так же и мыслительные способности. Это Бог через природу, её законы действует, наделяет своими дарами, за что Его надо благодарить! Смотри же: Бог гордым противится, смиренным даёт благодать.
     Стали мы молиться с Юрой, Костя сидит в стороне, посмеивается:
     – Я уже и билет на поезд взял, сразу, после сдачи экзамена, на вокзал – и домой! Привезу вам солёных огурчиков, помидорчиков, варенья – мать написала, что накрутила мне всего. А ещё она заложила для меня пару ящиков вкусных яблок в погреб на хранение из нашего сада: антоновку, шафран. Каждый слой переложен крупной берёзовой стружкой. А какой медовый аромат! А какой сочный вкус! Юра же пусть остаётся и грызёт мрачные формулы гранита науки  – пересдаёт математику!
     На следующий день прихожу после работы, Костя расстроенный сидит.
     – Ты же собирался уехать! А Юра где?
     – Да этот болван домой укатил! – с досадой восклицает Костя. – Я ему вчера весь вечер объяснял, он же ничего так и не понял, а как-то сдал на четвёрку. И сразу же уехал! А мне билет на поезд пришлось сдавать. И ведь, главное, экзаменационный билет решил хорошо, самый первый. Сдаю решённую задачу. Преподаватель посмотрел и говорит: «Решил отлично, но допустил в начале при вычислении ошибку, из-за этого дальше всё пошло наперекосяк и ответ получился неверный. Проверь, исправь ошибку, получишь пятёрку».
     Проверял я, проверял, никакой ошибки не нашёл. Да всё верно! Чего экзаменатор мне голову морочит!? Это он, видно, мстит мне за то, что, бывало, иронизировал над ним на занятиях и показывал, что математику, может, даже лучше его знаю. Сдаю работу, уверенно говорю: «Нет, всё верно!» Преподаватель переспрашивает: «Уверен?» «На все сто!» – отвечаю. Он мне: «Тогда придётся приходить на пересдачу, и тогда оценка на балл понизится». Показал он мне ошибку, и меня аж озноб прошиб: как же я умудрился сделать в начале в одном месте неправильное вычисление, из-за чего всё дальнейшие построения решения задачи стали неверными?
     – Вот видишь, как Бог тебя посрамил за то, что надеялся только на себя! Давай помолимся, чтоб пересдать благополучно.
     – Да это всё Юра виноват! – все нервы на него истратил, поэтому и был невнимателен. И не нужны мне молитвы, я всё прекрасно знаю и в этот раз решу нормально. Жаль только, из-за Юры лишь «четвёрку» получу. Но всё равно, домой на несколько дней хоть успею съездить!
     – Смотри, Господь опять посрамит!
     Наступил день пересдачи сессии. Я ушёл на работу, а Костя пошёл сдавать сессию.
     Прихожу я с работы, а Костя дома, задумчивый сидит. Говорит:
     – В этот раз опять то же самое получилось: решил самым первым, сдаю, а экзаменатор посмотрел и говорит: «Решено всё верно, на «отлично», но в одном месте при вычислении допущена ошибка, поэтому дальнейшее решение привело к неверному результату. Пересмотрите, исправьте ошибку, тогда поставлю «четвёрку» из-за пересдачи». Смотрел, я смотрел – не вижу ошибки и всё! Говорю: «Не вижу никакой ошибки. Да такого быть не может!» «Тогда вам придётся из-за вашей невнимательности пересдавать. Жаль такого талантливого студента мучать. Всё же перепроверьте!»
     Сел я на место, проверяю внимательно строчка за строчкой, даже перерасчёты делаю, нет, вижу, – всё верно! Устал уже. Пошёл к экзаменационному столу последний пересдающий и я за ним. Утверждаю:
     – Решено верно! Ошибки не нашёл.
     Преподаватель ухмыляется:
     – Ну что ж, придёте на пересдачу! Только в этот раз оценка за пересдачу будет уже на балл ниже – «тройка».
     Показал он мне ошибку, мне аж неудобно стало. Ведь столько раз проверял: проверяю, а как глазами дохожу до места ошибки, взор и сознание как будто затуманиваются и ничего подозрительного не вижу, прохожу дальше – опять ясный взор, ясное внимание и мышление.
     Согласен, давай, давай, помолимся! Действительно, Бог меня почему-то наказывает! Придётся с «тройкой» смиряться. А ведь такого никогда не было! И домой в этот раз уже не удастся съездить. А скоро и каникулы кончатся.
     Помолились мы с Костей, перед пересдачей помолились ещё раз. Пошёл он на пересдачу, где отстающих студентов всего парочка была, решил задачу опять раньше всех, но всё сидел решал-перерешивал, проверял-перепроверял, пошёл последним сдавать работу.
     Преподаватель говорит:
     – Ну вот, видишь – всё отлично! А всё от того, что слишком самоуверен, даже со мной, бывает, споришь. Но больше «тройки», к сожалению, из-за второй пересдачи, поставить не могу.
     Так и прошли все каникулы. Последние пару их дней Костя всё о чём-то думал, вёл себя тихо, не как обычно, с пренебрежением к другим, как бы с высоты. А тут приехал и Юра, привёз из дома варенья-соленья, устроил пиршественный стол, благодарил за молитвы, и даже мы все вместе сходили в храм заказать благодарственный молебен.


Рецензии