Сеанс прощания с прошлым

В Ателье ДК ГЭС-2 шло действо под названием «Жаль выбрасывать». Его официальное наименование – «Псевдосвоп» -  ни о чем не говорило. Однако   по своей форме  оно напоминало театр “Orgien Misterien” (оргий и мистерий - нем.)  Германа Нитча (см. Примечание 1),   - то ли карнавальное шоу, то ли коллективное жертвоприношение. Судите сами.
Вплотную к наружной (прозрачной) стене просторного помещения стояли три ряда стульев для Публики (они же являлись участниками шоу). Вдоль противоположной стороны Ателье располагалась сцена Действа, отделенная от Публики широким свободным пространством для маневра.
Всю правую сторону сцены занимал Эшафот, доминантой которого являлась традиционная Плаха, - фрагмент не ошкуренного древесного ствола, на коре которого белилами была выведена руническая надпись.  В Плаху верхним уголком лезвия был вонзен бородовидный топор с длинной рукоятью (такой же, как на картине  Ходлера «Дровосек»)(см. Примечание 2 ). Поскольку Эшафот был предназначен исключительно для казни вещей, на нем было собрано многочисленное оборудование: роторная дробилка, сверлильный станок, верстак, на котором громоздился разнообразный инструментарий: кувалда, резаки, кусачки, ножовки, долота,  шила, а также емкости с травителями и масляной краской. На первом плане стоял длинный и узкий ящик, в который сбрасывались останки казненных вещей.
Вся территория Эшафота была безраздельной вотчиной Палача – высокого худого мужчины с  доброй  насмешливой миной. В режиме ожидания он мерил Эшафот широкими шагами, поплевывая в резиновые рукавицы, и потирая руки в предвкушении;.  приняв же очередную жертву правосудия, тотчас брался за дело. Вид казни он определял исходя из материала и конструкции  вещи; на это ему требовалось лишь несколько секунд. Хлипкие  предметы, чтобы им  было умирать не  страшно, Палач засовывал в мешок, клал на Плаху, и разбивал вдребезги несколькими ударами кувалды. Мягкие вещи (например, одежду), Палач  расчленял бородовидным топором. Изделия из металлов поступали в дробилку, и их с большим трудом отлетавшие души, оглашали Ателье скрежетом и визгом. Мелкие предметы подвергались утоплению в краске. И, наконец, чтобы продемонстрировать свою высокую квалификацию, некоторые вещи, как и его собрат в «Епифаньевских шлюзах» Андрея Платонова,  Палач губил  собственными руками.
Благодарные же зрители обращали внимание не столько на то, Что он делал, сколько на то, - Как, ибо работал он с небывалым артистизмом. Каждый его жест был тщательно отточен, так что Палач как бы исполнял пантомиму, а то и балетный номер; когда, закончив экзекуцию, он сбрасывал останки в короб, восхищенный зал взрывался бурей аплодисментов!
Всю  левую часть сцены занимал Суд, расположившийся за большим столом, на котором лежали два керамических блюда, олицетворявшие чаши весов;  коромысла к ним не было, зато их содержимое демонстрировалось на большом экране монитора.
Во главе стола восседал Судья (без мантии);  в пышном седом парике  он являл портретное сходство с самим Лавуазье (см. Примечание 3) . Если в визуальном поле доминировал Палач, то в антураже звуковом с большим отрывом лидировал Судья; его  авторитет не  был поколеблен ни разу: закон суров, но он Закон!
В затруднительных случаях из состава Публики  Судья выбирал трех Присяжных, решавших возникшую проблему голосованием.
За тем же столом, в его дальнем углу, куда свет софитов  доходил лишь вполсилы, склонивши над  ноутбуком свое бледное чело, сидел Магистр Игры (см. Примечание 4), путем отбора материала и скорости его подачи бесшумно управлявший ходом Действа; так отслеживался сценарий и реализовывались в него заложенные смыслы.
С левой стороны свободной зоны располагалась кафедра для Адвокатуры, которая тоже формировалась из Публики.
Наконец, важные функции исполнялись двумя  Парками (см. Примечание 5) . Одна из них, Блондинка, летучей походкой сопровождала подсудимые вещи до чаши весов. Вторая, роковая Брюнетка, распоряжалась их посмертной судьбой.
А шустрые папарацци все Действо фиксировали на видео, чтобы сохранить для потомков.
Что можно сказать о протекании Действа? Поскольку оно было задумано в крупном формате (не соната, а симфония), а количество вещей, которые принесет для уничтожения Публика, было заранее неизвестно, для обеспечения плановой длительности (четыре часа) пришлось предусмотреть «вещевой наполнитель», в паузы между которым должны были вставляться вещи, значимые эмоционально. В качестве «наполнителя» использовались плоды перепроизводства керамических изделий мастерскими ДК ГЭС-2. Это было блестящее решение, ибо керамика хрупка и эмоционально нейтральна; ее разрушение Публику нисколько не фрустрировало, чего никак не скажешь о принесенных  вещах. 
На  Действе выяснилось, что не о вещах речь, а о той жизни, которая была с ними связана. Люди принесли свои вещи, ибо нашелся повод избавиться от хранимого ими  прошлого.
Так было в случае старикана, принесшего настенные часы – немого свидетеля 35 лет его жизни. То же и с мужчиной средних лет, решившего избавиться от сотен негативов, где, возможно, были запечатлены моменты его жизни, которые он предпочел бы забыть. Аналогично дело обстояло с молодой девушкой, писклявым девчоночьим голосом поведавшей, что она устала хранить вещи своего старого друга; от ее искренности, я думаю, у многих в душе случилась спазма.
Всем им вместе данное Действо позволило весело, лишь с крупицей черного юмора, вставленной для пикантности,  отделаться от навязчивого прошлого.
Но на Действе проявилась еще одна возможность, которая далеко не тривиальна. Согласно средневековому закону, приговоренный к казни мог быть помилован, если кто-либо из зрителей согласился бы взять его к себе, заплатив выкуп. Это правило охотно применялось Судьей. И многие вещи, приговоренные к смерти их владельцами, нашли новых хозяев, будучи обменены на свои, больше уже не любимые. Может быть, можно поменяться с другими и прошлым тоже?
                Июль 2025 г.
Примечание 1: Герман Нитч ( 1938 - 2022) - австрийский художник, основоположник Венского акционизма.
Примечание 2: Фердинанд Ходлер (1853 -1918) - швейцарский художник
Примечание 3: Антуан Лоран де Лавуазье (1743 - 1794) - французский химик.
Примечание 4: Герман Гессе "Игра в бисер"
Примечание 5: богини Судьбы


Рецензии