Театр участия ГЭС-2

Фестиваль «Жалкая осень», проводимый в ДК ГЭС-2,  блестяще завершился событием «Сеанс одновременной жалости».
Когда мы, заинтригованные посетители, вошли в зрительный зал, нашим  взглядам предстала сцена, на которой вдоль сегмента круга с радиусом, превышающим размеры помещения, были равномерно расставлены семь кресел, в которых сидели люди, уже знакомые нам по  предыдущим событиям фестиваля. На самом видном месте в центре помещения стояла удобная кушетка, позволявшая возлежанту занять положение «полусидя».
Ведущая объявила программу: двум «жалобщикам», зарекомендовавшим себя наилучшим образом на предыдущих событиях фестиваля, будет предоставлена возможность пожаловаться «на всю катушку», раскрыв свою душу перед публикой и целым консилиумом экспертов: Сексологом - женщиной, Актрисой, Врачом - мужчиной, Путешественником, Психотерапевтом - мужчиной, Художницей и Литератором - мужчиной.
После  этого Ведущая, загородив кушетку ширмой, пригласила в зал первого жалобщика. Как только  он улегся, Ведущая убрала ширму, сыгравшую роль театрального занавеса. Теперь перед зрителями предстала мизансцена, явившаяся чем-то средним между станком психоаналитика и анатомическим театром.
Общее внимание было сконцентрировано на поджарой широкоплечей спортивной фигуре жалобщика. Его крупной лепки лицо, снабженное выдающимся во многих отношениях носом, излучало непреклонную мужественность; это был модельный Мужчина. Жаловался он напористо и самоуверенно. Трудность его положения, если его послушать, состоит в том, что, хотя он и не испытывает дефицита энергии, но никак не может ее правильно распределить между работой (он айтишник), занятиями Современным Искусством (он художник), и сексом (при этом он поспешил уверить экспертов, что на секст-то ему энергии хватает).
Как только закончилось отведенное на жалобы время, эксперты дружно обрушили на Мужчину холодный душ обвинений в неумеренной амбициозности, советуя снизить градус своих притязаний. Все его попытки впопыхах натянуть на себя овечью шкуру притворной скромности были с негодованием отвергнуты. В итоге Мужчина рассыпался в (лицемерных) благодарностях экспертам за полученные советы.
Мужчина удалился, и Ведущая пригласила второго выдающегося жалобщика.
Когда поднялся занавес (Ведущая убрала ширму), на кушетке возлежала модельная Женщина – полненькая белокожая брюнетка, весьма мягкотелая на вид. Тоненьким голосом с притворно-жалостной интонацией она скороговоркой запричитала, одновременно бесстыжими глазами бросая окрест лукавые взгляды, стараясь оценить производимое ею впечатление. Как и следовало ожидать, в отличие от Мужчины, страдающего от амбиций, проблемы Женщины свелись к отношениям; - в частности, у нее порвались отношения с лучшими подругами, и душераздирающе жалобный тон потока ее сознания привел к тому, что как эксперты, так  и большая часть публики окутали Женщину плотным облаком всеобщего сочувствия, снабдив бесчисленными добрыми советами.
Отдав дань человеколюбию, на этой торжествующей ноте представление было завершено, а фестиваль «Жалкая осень» - закрыт под бурные аплодисменты зрителей.
Я хлопал вдвое громче остальных, так как заключительное событие фестиваля не только доставило мне большое зрительское удовольствие, но и раскрыло передо мной его значение и смысл.
В течение многих лет художник Максим Зайцев упорно работает в жанре Инклюзивного перформанса – так я для себя определил перформанс, вовлекающий в себя публику, - и вот на этой линии развития перформативного искусства ныне создан Театр участия  ГЭС-2 (см.  Патрис Пави. Словарь театра. М.: -«Прогресс» 1991.) Его первой, - пробной – постановкой явился фарс «Скучное лето», и вот теперь  моралите (см. там же)  «Жалкая осень» определило его специфику и окончательную форму (см. Примечание) .
Могу от себя засвидетельствовать, что постановки театра вскрывают такие аспекты человеческих взаимоотношений, о которых я раньше даже не догадывался; из него всякий раз уходишь обогащенным новыми знаниями и мыслями.
Будем с нетерпением ждать новую постановку!
                Июль 2025 г.
Примечание:  Постановка следует сценарию, определяющему количество и последовательность входящих в нее событий, их заявленные темы, и их формат, а именно: количество задействованных ролей, и правила их поведения.
 Существуют три уровня ролей:
- ведущие
- эксперты
- представители публики
Ведущие плюс эксперты являются коллективным сценаристом и режиссером постановки.
Представительство публики в разных событиях может варьироваться в пределах: 0 – 100%, и в этом заключается первая главная особенность данного театра
Для каждого события выстраивается декорация, определяемая его характером.
Каждый обладатель роли произносит собственный текст, ни с кем не согласованный; подготовить ли его заранее, или импровизировать на месте, - он решает сам. По этой причине текст постановки рождается только в процессе ее проведения, и это – вторая главная особенность данного театра (мне известен единственный пример отсутствия в сценарии предварительно написанного текста, и относится он к кинематографу: это фильм Ильи Хржановского ДАУ).
 Строгое соблюдение этих правил придает данному театру поистине авангардную новизну, пикантность, и эффективность воздействия на всех его участников.


Рецензии