И только коренное преобразование каждого
Друзья!
Из Сети
"Чтобы понять наш мир, нужно новое прочтение Сталина. Это не достаточное условие, но необходимое. А. Фурсов
Сталин и сталинизм имеют глубокое значение не только для прошлого России, но и для всего мира, простираясь в будущее. Попытки "десталинизации" и очернения фигуры Сталина были частью масштабной кампании, которая, вопреки ожиданиям, привела к росту его
популярности. Появление новых архивных данных позволяет сформировать более объективный взгляд на сталинскую эпоху. Отношение к
Сталину служит маркером для определения врагов и их целей в современной психоисторической войне, направленной на разрушени
сознания. Изучение сталинского опыта актуально для понимания текущей глобальной борьбы. Рассказывает Андрей Ильич Фурсов. С гостем
беседует Дмитрий Перетолчин
https://www.liveinternet.ru/
...Други!
"Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей!.
https://bbf.today/quotes/author/31204/
...Так считали Н.К.и Е.И.Рерихи!
Конечно,я полностью с ними СОГЛАСЕН! Великие люди далеко прозревают вперёд!
В.Н.
*************
1.МАЛЬЧИК, СОЗДАВШИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Он был толстым, неповоротливым и молчаливым ребёнком, чем ужасно раздражал мать. Однажды вышли они на улицу погулять, мать
ускорила шаг, а тот за ней не поспел, отстал и уселся на землю посреди улицы. Какие-то мальчишки заметили из окна неуклюжего малыша
и стали смеяться. Тогда он встал и пригрозил весельчакам: «Ну, нечего скалить зубы!».
Защищать свою честь он умел с детства. Это потом, годам к семи, малоподвижный мальчик превратится в резвого шалуна. А в раннем
детстве Саша отличался нетипичным для его братьев и сестры поведением. Родным приходилось заставлять его бегать и играть вместо
молчаливого пребывания в своих думах. У родителей даже были опасения, всё ли в порядке с умственными способностями их старшего
сына.
Когда давление со стороны родителей сильно доставало, мальчик убегал к бабушке — Марии Алексеевне. Та не давила на внука, но тоже
много размышляла о его судьбе:
«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст
порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из
одной крайности в другую бросается, нет у него середины».
Бабушка стала первой наставницей в русском языке. Огромного творческого наследия могло и не быть: в семье часто говорили по
французски, и дети знали этот язык с рождения. Гувернёром у Саши был образованный француз, а семейную библиотеку составляли сплошь
французские издания. Зачитываясь Мольером, маленький Саша пробовал писать комедии, по которым затем они с сестрой Ольгой ставили
домашние спектакли. Первые стихи юного дарования тоже были написаны по-французски.
Известно, что в семье Пушкиных было восемь детей, но стать взрослыми было суждено только троим: Ольге, Александру и любимцу матери
Льву. Смерть Николеньки, который был младше Саши на 2 года, потрясла мальчика настолько, что он оставил об этом воспоминание. Ещё
вчера, желая подбодрить хворающего брата, он строил ему умилительные рожицы и звал играть, а в ответ Николенька показывал ему язык
А сегодня утром заплаканная няня сказала, что брат ночью преставился...
Саша с детства питал особые чувства к талантливым людям. Когда в гости к отцу пожаловал Николай Карамзин, малыш тихонечко слушал
беседу, затаив дыхание. Сергей Львович вспоминал об этом эпизоде:
«Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин — не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлови
был у меня, сидел долго, во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз».
Необычный ребёнок тоже привлекал внимание взрослых, в том числе из-за нестандартной внешности. М. Н. Макаров рассказывал, что
«волосы его в малолетстве были так кудрявы и так изящно завиты африканскою природою», что однажды И. И. Дмитриев заметил
«Посмотрите, ведь это настоящий арабчик». На что смышлёный малыш отреагировал молниеносно: «По крайней мере, отличусь тем и не
буду рябчик».
Ещё одну необычную историю из детства он упомянул сам, написав в письме Наталье Пушкиной в 1834 году:
«Видел я трёх царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня
в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут».
Когда мальчику был всего год, они с няней вышли на зимнюю прогулку. Но час был несчастливым: в это же время куда-то приспичило
отправиться императору Павлу I. Император был очень подозрительным человеком и, словно предчувствуя угрозу свержения, ждал от
каждого встречного почести и коленопреклонства. Даже дамы из высшего общества были вынуждены преклонять колено и целовать ему
руку, чтобы подтвердить свою преданность.
На прогулке няню с мальчиком догнали всадники. Один из них, человек невысокого роста, внезапно остановился и уставился на малыша
бешеными глазами. Откуда-то сзади послышались возгласы: «На колени! Шапку сними!». Оторопевшая и напуганная няня стащила
головы мальчика картуз. Человек увидел курчавую голову ребёнка, рассмеялся, махнул рукой всадникам и был таков. Только потом до няни
дошло, что им не повезло встретиться с самим императором: последствия этой встречи могли стать роковыми и для мальчика, и для семьи.
Кто именно сопровождал тогда ребёнка, теперь уже не узнать. Ведь у маленького Саши была кормилица и няня по имени Ульяна, уже потом
шефство над ним взяла кормилица сестры Арина Родионовна. Именно эту простую женщину благодарят потомки за любовь и интерес
мальчика к русскому языку. А самого Александра Сергеевича — за создание русского литературного языка, которым мы пользуемся
поныне.
Неспроста малыш родился на границе двух столетий — в 1799 году. 31 декабря 1800 года, когда Саше было всего полтора года, в доме
Пушкиных накрыли стол. Все ждали встречи Нового года, открывавшего двери девятнадцатого столетия. В полночь раздался звон часов,
гости подняли бокалы и начали громко поздравлять друг друга. Так громко, что разбудили спящего в соседней комнате малыша.
В одной спальной рубашке ребёнок возник на пороге и с изумлением стал рассматривать присутствующих. Тут же испуганно вскочила няня
и поспешила к мальчику, чтобы увести его спать. Но Надежда Осиповна, мама будущего гения, остановила её:
— Вот кто переступил через порог нового столетия! Вот кто в нём будет жить!..
Мама оказалась права, но на девятнадцатом столетии история мальчика не закончилась. Александр Сергеевич Пушкин продолжает жить в
сердцах и памяти своих потомков. И что-то мне подсказывает, что там он будет жить вечно. Согласны?
https://www.liveinternet.ru/
**********
2.«ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО»: К ИСТОРИИ ЗНАМЕНИТОГО ВОИНСКОГО ДЕВИЗА
Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию
В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую
(Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.[1]), з
«государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.[2]). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стал
неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.
Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не тольк
«родина» («н;;сть прор;къ безъ ч;сти, т;кмо во от;чествiи сво;мъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы
Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие
«Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем,в
котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за
Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь»[3]. Известен также заздравный
тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!». Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались
«За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.
«За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).
В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал
произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде
орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству". На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество
российская армия. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству». Указ от 18 июл
1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству». Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляла
дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества».
В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе
со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако этот запрет продержался недолго – новый
император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру
и Отечество». Однако в это время понятие «Отечество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось с
«родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к
уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал
«Бог, Вера, Отечество». Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода
Равенство. Братство».
Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской
партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что
воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на
одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой
России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и
другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к
отечеству, взывали только: Бог и Государь!..». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так:
«Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да
блюдет Царя и Царство Российское!». Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения
Царства.
Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне
войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении
любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле
него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь,
несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в
человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?». Именно Шишков был автором выходивших во время войны
императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Се
старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июл
1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы
к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих
смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для
защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют». Кокарда
ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном
Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру
Царя и Отечество». Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно
судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило
кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott f;r K;nig und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).
В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять
отмечался всенародный подвиг: «Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество
Государя». Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833
годах предложил основать российское образование: «Православие. Самодержавие. Народность». Позднее в манифесте император
Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось: «Мы удостоверены, что всякий
Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество,
ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы
все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!». Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру!
Душа - Богу, Сердце - Женщине, Долг - Отечеству, Честь - никому. За
Царя, Отечество» был пожалован ополченцам – участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого
времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим
образцом русского воинского девиза.
https://www.liveinternet.ru/
********
3.ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА: ГЛАВА АКАДЕМИИ НАУК И ОПАЛЬНАЯ ПОДРУГА
ИМПЕРАТРИЦЫ
В сопровождении гвардии она ехала верхом рядом с Екатериной Алексеевной. Именно сейчас вершилась судьба всей России, происходили
поистине судьбоносные события. Екатерина Алексеевна готова была взойти на престол, свергнув неугодного народу и армии супруга. Рядом
с нею, как прежде, была верная подруга Екатерина Романовна Дашкова.
«Екатерина большая и Екатерина маленькая», – так Дашкова называла императрицу и себя. Две эти женщины действительно ярко
выделялись среди своих современниц.
Одна оказалась у «руля» страны, другая – во главе научного сообщества, став первой и пока единственной женщиной-директором
Российской Академии наук. Казалось бы, две столь неординарных личности должны были поддерживать друг друга, но отношения их были
крайне непростыми.
Почему же соратница императрицы после переворота оказалась в опале? Отчего Екатерина Дашкова немало лет провела за границей? И
какова была её роль в истории нашей страны?
Из рода Воронцовых.
Екатерина Романовна появилась на свет в марте 1743 года, став ещё одной представительницей влиятельного дворянского рода Воронцовых.
Её отец был генерал-аншефом и сенатором, мать была близка с императрицей Елизаветой Петровной и унаследовала немалое состояние.
Но, несмотря на обилие привилегий и высокие титулы, детство юной Катеньки было омрачено печальными событиями.
В двухлетнем возрасте девочка лишилась матери. Её отец, понимая, что едва ли найдёт время для воспитания дочери, отправил малышку в
семью своего брата Михаила. В дальнейшем Екатерина не раз вспоминала, что именно благодаря дядюшке в ней проявился интерес к
разным дисциплинам и образованию.
Находясь однажды в загородном имении Воронцовых, Катя обнаружила огромную библиотеку. Там было столько старинных интереснейши
книг, что девочка даже не заметила, как провела там целый день. С той поры Екатерина Романовна и книги стали неразделимы.
Впрочем, тогда воспитание девочек не включало в себя непременное изучение наук. Вместе с кузиной Екатерина осваивала основы
французского языка, училась танцам и музицированию. Такое «чисто французское» воспитание считалось едва ли не идеальным для той
эпохи.
Не обладающая выдающимися внешними данными, имеющая хорошее, но вполне типичное для девиц той поры образование, Екатерина
Романовна вполне могла бы остаться неприметной личностью в истории, так сказать, «одной из»… Но большие перемены произошли на
фоне весьма неприятных событий.
Когда болезнь помогает.
Как часто бывает, найти что-то по-настоящему своё Екатерине помогло уединение. Когда юная Катя заболела корью, её «отправили в
деревню, за семнадцать вёрст от Петербурга» – во избежание заражения членов семейства. Находясь вдали от света, она пристрастилась к
чтению.
Вскоре Екатерина ознакомилась и со старинными трудами, и с новинками, которые присылали друзья семьи Воронцовых из-за границы.
Образованнейшей женщиной своего времени Екатерина Романовна стала не в результате занятий с учителями, а исключительно благодаря
собственному стремлению приобретать новые знания.
Две Екатерины.
Учитывая происхождение Екатерины Романовны, неудивительно, что уже с юных лет она много времени проводила при дворе. При этом
девушка активно участвовала в жизни двора и интересовалась политикой. Наверное, многие современницы считали её эдакой «белой
вороной», очень отличающейся от других дам.
Однако всё изменило появление великой княгини Екатерины Алексеевны. Именно в ней, будущей императрице Екатерине Второй, молодая
Воронцова почувствовала нечто родственное и знакомое. В своих «Записках» наша героиня писала:
«В ту эпоху… в России нельзя было найти и двух женщин, которые бы, подобно Екатерине и мне, серьёзно занимались чтением…».
На этой почве и завязалась привязанность, а затем и дружба двух женщин, которым суждено было сыграть большую роль в истории нашей
страны. Ни разница в возрасте (великая княгиня была старше Воронцовой на 14 лет), ни крайне высокий статус одной из дам не могли стать
препятствием для тёплых отношений. Не исключено, что нечто общее они находили друг в друге и на фоне сердечных привязанностей.
Неизвестный русский художник. Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность
Биографы отмечают, что особенно близкими Екатерина Романовна и Екатерина Алексеевна стали в пору расцвета своих чувств. Екатерина
Воронцова в 1759 году вышла замуж за князя Михаила Дашкова, которого очень любила. У будущей императрицы начинается роман с
Григорием Орловым. Обе женщины были счастливы, и друг в друге видели своего рода «продолжение» того, что переживали сами.
Однако смерть Елизаветы Петровны и воцарение Петра Третьего, решившего «перекроить» политику России по своему усмотрению,
заставили каждую из Екатерин серьёзно задуматься о будущем России.
Роль в перевороте
Дашкова, как и многие вельможи, как офицеры и простой народ, не испытывала к новому императору ни малейшей приязни. Заключение
договора с Пруссией и возвращение завоёванных земель прежнему врагу вызвало возмущение в обществе. При этом Екатерина Романовна
отмечала, что всё происходящее едва ли угнетало Петра Третьего:
«Император продолжал свою обычную жизнь и, казалось, гордился ненавистью к себе в народе».
К чему привела бездумная политика Петра Фёдоровича, вы хорошо знаете. Екатерина Дашкова считала, что именно она сыграла одну и
значимых ролей в перевороте 1762 года, после чего на престол взошла её подруга Екатерина Вторая. Правда, сама императрица
дальнейшем не выделяла значимости Дашковой во время тех событий. Отчего же такие противоречивые сведения?
Конечно, такой силы, как Орловы и гвардия, Дашкова не имела. Однако многие современники видели в Екатерине Романовне беззаветное
служение будущей государыне, а также некий «экзальтированный патриотизм», который во многом направлял действия Дашковой. Очень
точно относительно роли её в перевороте высказался историк Даниил Лукич Мордовцев:
«В Дашковой видели силу воли, которая, хотя и могла исходить из юношеской экзальтации, но там, где все иногда зависит от пламенного
слова, сказанного в роковой момент… там экзальтация хорошенькой женщины становится сильнее целого корпуса гренадер».
Императрица против Дашковой
А потом, вскоре после переворота, произошло то, чего не ожидал никто. Отношения Дашковой с императрицей становились всё прохладнее
и в итоге княгиня оказалась в опале. Но почему так? Что стало причиной немилости государыни?
Несомненно, Екатерина Вторая понимала, что Дашкова играла далеко не последнюю роль в её восшествии на престол. Однако императрице
явно не нравилось, что первенство в делах переворота «Екатерина маленькая» приписывала себе.
Если бы Дашкова ограничилась ролью пусть не статиста, но, так сказать, личности «второго плана», государыня была бы явно лояльнее по
отношению к ней. И это – только одна из причин.
Энергичность, неугомонный нрав, непреклонность Дашковой были очень кстати накануне дворцовых перемен и в самый разгар этой
«революции». Однако после бурных событий 1762 года активность Екатерины Романовны могла показаться императрице чрезмерной,
может, даже опасной.
Кроме того, Дашкова, которая не привыкла сдерживать себя в высказываниях, ясно дала понять обществу, что является противницей
вероятного брака Екатерины Второй и Григория Орлова. Княгиня вообще не поощряла привязанности своей царственной подруги к
фаворитам и нередко отмечала, что те скверно влияют на государыню. Кстати, здесь она была отчасти права, но об этом – чуть позже.
За границей
Оказавшись в опале, Екатерина Дашкова переживала не лучшие времена. После смерти горячо любимого мужа она слегла на полмесяца. К
жизни княгиню вернули любовь к детям и страстное желание продолжать свою деятельность. Желая дать сыну и дочери хорошее
образование и заниматься науками, Екатерина Романовна написала прошение на высочайшее имя. Она собиралась отправиться за границу.
Ответа не было почти год. И только после личной встречи с императрицей Дашкова получила то, о чём просила. Европейский период
оказался временем становления той Дашковой, образ которой был увековечен историками.
Она посетила множество городов Европы, встречалась с политиками, деятелями искусства, учёными, дипломатами. В Берлине княгиня была
принята королевским семейством Фридриха Второго.
Но, что интересно, у современников, лично знавших Дашкову, она вызывала противоречивые чувства. Одни считали её великой
просветительницей, другие же – утописткой, которая не могла реализовать многих своих идей.
Дашкова не боялась вступать в споры с видными философами и учёными, при этом нередко одерживая победу в этих дискуссиях. Она была
поистине уникальной женщиной. Англичанка мисс Вильмонт, подруга Екатерины Романовны, писала:
«В натуре её (Дашковой) можно найти элементы всех темпераментов, всех возрастов и состояний. Мне кажется, она была бы на своем месте
и управляя государством, и командуя армией».
Блестящее возвращение
Лишь в 1782 году Екатерина Романовна вернулась в российскую столицу. И вот тогда, снова встретившись с Дашковой, императрица сумела
рассмотреть в ней огромный потенциал, который принёс бы пользу России.
Княгиня хотела возвести русский язык в ранг литературных языков в Европе, она была настоящей патриоткой, желающей трудиться н
благо родины. И это стремление было достойно поощрено.
Ещё недавно опальная Дашкова стала директором Академии наук, на этом посту она находилась более десяти лет. Также по предложению
Екатерины Романовны была учреждена Императорская Российская академия, главными принципами деятельности которой стало
исследование русского языка.
Будучи и блестящим учёным, и превосходным администратором, княгиня сделала огромный вклад в развитие отечественной науки.
Благодаря ей развивались гуманитарные дисциплины, происходила систематизация норм правописания русского языка, появлялись
правила грамматики и издавались словари. Она поддерживала развитие наук, и её директорство стало своего рода «золотой порой» для двух
академий.
Безрадостные перемены
Увы, в последние годы правления Екатерины Второй Дашкова потеряла очень многое. Фаворит императрицы Платон Зубов, как некогда
предрекала княгиня, приобрёл крайне большое влияние на императрицу. Дашкова была отстранена от дел.
Но самым большим ударом для неё стало даже не это. Смерть Екатерины Великой оказалась «самым ужасным несчастьем», как
признавалась сама княгиня. Воцарение Павла Первого не принесло ничего хорошего – Екатерина Романовна была отправлена в ссылку в
новгородское имение своего сына.
И только с восшествием на престол Александра Первого Дашкова получила возможность вернуться в столицу. Но теперь переменившийся
Петербург был ей неприятен.
Новое поколение поносило покойную императрицу, распространяя слухи, в которых не было ни слова правды. Уже тогда, решительно
защищая умершую государыню, Екатерина Дашкова поняла, что столичная жизнь – не для неё. Княгиня удалилась в Троицкое, где умерла в
1810 году.
Две Академии стали детищами Екатерины Дашковой. Она сделала немало для России, для нашей науки, но ради этого пожертвовала чем-то
не менее важным. Она так и не смогла приобрети любовь своих детей, для которых так и оставалась не любящей матерью, но женщиной
учёным, полностью погружённой в свою деятельность.
Многим великим людям приходится дорого платить за свой успех, исключением не стала и княгиня Дашкова. Но, согласитесь, при всех её
недостатках и слабостях за всю историю человечества найдётся не так уж много подобных женщин – тех, кто жил во имя науки и родины.
https://www.liveinternet.ru/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
23 июля 2025 года
Свидетельство о публикации №225072300187