опус 05. 01 диск 05
Календарные составляющие диска
******************************
1) календарь часовой || времямер день
- 2 полумесяца
- 12 лепестков
- К-12 || зодиак
- 1 ден = 12 час
2) календарь часовой || времямер ночь
- число не читается
3) календарь суточный || времямер сут, нед, мес
- 6 лепестков с разделами
- 6 веток с кудрями
- К-12 || зодиак
- 1 сут = 24 час
4) календарь годовой || времямер асп, год
- 2 рельсы
- 69 шпал
- 1 мес = 23 сут
- 3 мес = 69 сут
- 1 год = 16 мес по 23 сут = 368 сут
- календарь привязан к геному и углу наклона земной оси
- К-16 || чертог
5) календарь вековой || времямер век || период-цикл времени
- 31 объект
- формат векового календарирования времени непонятен
Информация от Г.П.Дурасова
**************************
(привязал Каргопольскую кс к Юлианской кс)
Терминология.
1. Круг состоит из цветка/солнышка и описанного вокруг него незамкнутого кольца/месяца.
2. Лепестки в солнышке чередуются с веточками.
3. На 5 (пяти) веточках вышито по 4 (четыре) пары завитков/кудрей
4. На 1 (одной) веточке их 3 (три), чаще 5 (пять).
5. В сердцевине солнышка = крест с загнутыми концами/заюшка или лунница.
6. Над верхним лепестком вышит круг/иногда неполный с лучами, направленными внутрь, со спиралью или кружком в центре.
7. Нижний лепесток является стеблем цветка.
8. В одних вышивках он опирается на 3 (три) петельки.
9. В других вышивках он опирается на 2 (две) спирали по краям и 1 (одну) петельку в центре.
Описание.
1. Мотивы, схожие с «кудрями», встречаем в древнерусском шитье; «древо жизни» изображается с ветвями в виде спиралек.
2. Форма «солнышка» напоминает старообрядческие литые кресты = «процветшее дерево», где парные завитки растут между лучами самого креста.
3. Площадь незамкнутого кольца/месяца разделена поперечными полосками.
4. На разных вышивках можно насчитать от 57 до 73 полосок.
5. С внешней стороны «месяца» расположены прикрепленные к нему многочисленные
- петельки, круги с вписанными в них крестами, спирали, сердцевидные значки
- местные жители называют это «кривулинки»
6. Ареал распространения данного узора сравнительно невелик
- чаще всего он встречается в Ошевенской волости Каргопольского уезда бывшей Олонецкой губернии (Архангельская обл.)
- в близлежащих к ошевенскому тракту деревнях и селах
- есть сведения о бытовании данного узора в Галицком уезде Костромской губернии
7. В значительно измененном виде «круги» можно встретить в деревнях и селах Заонежья и на территории Пудожского уезда Олонецкой губернии.
Предназначение.
При опросе жителей деревень и сел, прилежащих к Ошевенскому тракту (в большинстве женщин в возрасте 55-88 лет), была установлена приведенная выше терминология составных частей узора. Но о его содержании и назначении ничего выяснить не удалось. Одна из владелиц шитого «месяцами» передника назвала его календарем, но объяснить содержание вышивки она не смогла. Бывший директор Каргопольского музея А.Н.Хромулина, долгое время проживавшая в селе Позднышеве, расположенном на Ошевенской тракте, слышала от старых людей, что полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. 94-летняя И.Н.Волкова (деревня Филипово Галицкого района Костромской области) рассказала, что у них в деревне в первый день покоса повязывали холщевые («новинные») передники с тремя «кругами», вышитыми «в ряд». Небольшие куски «новины» с одним «кругом» прикрепляли к лучине и вешали на стену вместо календаря.
Каргопольский шитый месяцеслов сформировался в кругу народных представлений и верований, корни которых уходят глубоко в недра дохристианских верований славян. Вышивки являются помесяч¬ной росписью года. В крестьянском быту они были не только декоративным украшением одежды и полотенец, а в первую очередь верным помощником в годовом обиходе земледельца. Шитый месяцеслов напоми¬нал и о сроках полевых работ, и о времени посева и сбора урожая. Наряду с шитым календарем существовал более древний устный месяцеслов, который имел множество поправок и уточнений в зависимости от погодных условий. Так, например, о начале сева ярового овса в деревне Река говорили: «На какой неделе великого поста осыпается хвоя с елки, на той неделе после пасхи можно начинать и сев». Первый сев производился полмесяца спустя после прилета жаворонков: «Сей в грязь, будешь князь». Посадку же лука начинали до цветения черемухи и только в тот день, когда ветер дул с запада/поперек дороги или после цветения черемухи. Но эти сроки надо было заранее определить по тем же приметам, по которым узнавали, каким будет лето. Так, если ожидался сухой год, лук сажали в первый срок, дождливый - во второй. Особенность каргопольского шитого месяцеслова еще и в том, что он привязан к условиям северного края и отмечает основные периоды, связанные с культивированием озимой ржи. Бытование шитых месяцесловов именно в Каргопольском уезде связано с основным занятием местных крестьян = хлебопашеством.
Свидетельство о публикации №225072300331