Не знаешь, кто автор, вали на Сократа
Только что прочитал опус одной прозарянки, в котором она с упоением трактует высказывание, которое, по ее мнению, принадлежит Сократу:
«Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, а мелкие - людей»
Прозарянке, видимо, не важно, что Сократ не имел обыкновения записывать свои мысли и суждения. Об этом курносом афинянине мы знаем благодаря Платону, Ксенофонту, Аристотелю и, отчасти, комедиографу Аристофану. Последний, правда, изобразил Сократа в шаржированном виде. Так вот, ни Платон, ни Ксенофонт, ни Аристотель ни в одном из своих произведений не приводят вышеуказанного выражения, которое сетевые цитатники ныне приписывают вредному афинскому старикашке по имени Сократ.
- Тогда кто же автор? - спросит любознательный читатель.
На беспринципных сетевых цитатниках ему ответят:
- Ну, раз не Сократ, тогда... Элеонора Рузвельт, супруга президента США Франклина Д. Рузвельта. Именно она сказала: «Great minds discuss ideas; average minds discuss events; small minds discuss people»
И только на враждебном и коллективном Западе на этот вопрос обычно дадут следующий ответ:
В своем труде «История цивилизации» английский историк и философ Генри Томас Бокль (1821—1862) написал:
«Мужчины и женщины подразделяются на три интеллектуальных класса или категории; вы можете определить представителей низшего класса по их привычке всегда обсуждать людей; представителей следующего разряда - по их привычке всегда говорить о вещах; представителей высшей категории - по их предпочтению обсуждать идеи...» (“Men and women range themselves into three classes or orders of intelligence; you can tell the lowest class by their habit of always talking about persons; the next by the fact that their habit is always to converse about things; the highest by their preference for the discussion of ideas...”)
В 1901 году это трехчастное деление рода человеческого было воспроизведено в автобиографической книге шотландца Чарльза Стюарта «Социально-правовая жизнь в Эдинбурге и Лондоне (1850-1900)» и постепенно обрело широкую известность не только в Великобритании, но и в США. Именно в Америке в течение 30 лет определение, данное Боклем, претерпело ряд существенных изменений: классы и разряды превратились в великие, средние и малые/мелкие умы, а вещи кто-то поменял на события. Философское суждение упростили, придав ему афористичную краткость.
После этого афоризм «Great minds discuss ideas; average minds discuss events; small minds discuss people» принялись приводить в своих речах все кому не лень, в том числе и разные авторитетные американцы вроде адмирала Хаймана Риковера и профессора Алабамского университета Джеймса Голси.
Что характерно, никто при этом не ссылался ни на Бокля, ни на президентову жену, ни тем более на Сократа, но некоторые называли высказывание «народной мудростью», хотя, на мой взгляд, мудрость сия - весьма сомнительного свойства.
Свидетельство о публикации №225072300039