Пособие для моллюска

22 июля 2025 г. в 11:15

АННОТАЦИЯ

Цивилицид как процесс деградации человеческой цивилизации и тренд на самоликвидацию. Философское исследование от лица автора термина «цивилицид».

ДИСКЛЕЙМЕР

Иронично… Ирония ещё и в том, что человеку-моллюску этот текст вряд ли «зайдёт». Ибо слишком сложно, местами депрессивно и весьма далеко от его актуальных интересов, диктуемых ему своим внутренним моллюском. Не готовым к восприятию реальности – вход воспрещён. Ради вашей же безопасности, разумеется.

Остальным человекам – добро пожаловать!

Внимание! Ограничение по возрасту: 18+



ПОСОБИЕ ДЛЯ МОЛЛЮСКА


Ну что, голые моллюски? Удобно устроились в своих воображаемых раковинах? Прекрасно. Давайте обсудим ваш триумф.

Вы, венцы цивилизации, – той самой, которая полный антоним всему живому, творческому и хоть сколько-нибудь осмысленному, то есть культуре, – добились своего. Вы так усердно противопоставляли себя всему духовному и наслаждались техникой и технологиями, от которых сейчас полностью зависите и которым подконтрольны, что успешно завершили процесс. Вы прогнили. Искренне, глубоко, с душой. Принимайте поздравления! Вы это заслужили.

Ваши принципы? Абсолютно никчёмны. Прекрасная пустота, обернутая в подарочную упаковку с красочными принтами «Прогресс» или «Демократия». Последнюю, кстати, вы девальвировали с таким мастерством, что теперь она годится разве что на сувенирные магнитики для особо наивных туристов, ещё верящих в политические игры. Но не печальтесь! На смену идут Новые Правила. Чёткие, ясные, как выстрел. Основанные на Уставах. Нет-нет, не тех скучных корпоративных. Скорее почти военных. Представляете эту красоту? Всё делается по регламенту. Рождение – пункт 1.7.1. Любовь – Приложение 3 [только санкционированные формы, утверждённые системой социального менеджмента]. Смерть – Раздел 5, подпункт «У» [утилизация]. И никакой самодеятельности!

Ах, да, свобода… Ваш старый друг «Можно». Ещё что ли помните его? Прелестное, но крайне нежное создание. Увы, популяция «Можно» катастрофически сокращается. Это редкое существо чахнет, как орхидея в тёмной серверной налоговой инспекции. Не выдерживает конкуренции. Потому что его антипод, великолепное «Нельзя», демонстрирует феноменальную вирулентность. Оно неутомимо размножается! Почкованием, делением, воздушно-капельным путём вместе с выращенными в лабораториях вирусами, через многочисленные законы, Постановления, Указы и поправки. Каждое новое «Нельзя» порождает ещё два, а то и три-четыре. Изучите любой федеральный закон – там сплошь ограничения и запреты, явные и в разной степени завуалированные. «Можно» – это давно уже краснокнижный вид. Берегите оставшихся вымирающих особей!

И вот вы здесь. В лучшем случае – с воображаемой раковиной. Ваши молитвы и чаяния – это «крик моллюска в пустоту». Любая попытка что-то искренне сказать, выразить, доказать… Очаровательно. Мило. Но напоминает писк резиновой игрушки, брошенной под дорожный каток. Ваша виртуальная раковина – не защита. Это готовый склеп. Уютный, как персональная могилка. Со временем, конечно, раковина рассыплется в песок, и от вашего «Я», от ваших принципов, от вашего крика – не останется ровным счетом ничего. Песчинки. Из триллионов таких же. Величественно, не правда ли?

Но ирония в том, что вы – даже безраковинные! Вы – апофеоз эволюционной жестокой шутки. [Снова привет, тебе, мистер Дарвин...] Человеческий моллюск лишён даже этого жалкого панциря-саркофага. Лишь голый нерв, трепещущий на ветру истории. И знаете, что самое восхитительное в этом зрелище? Ваша чудовищная самонадеянность и всепоглощающий эгоцентризм. Вот это – шедевр! Существо, чья участь – бесследно раствориться в космическом песке, осмеливается строить глобальные планы, верить в прогресс, спорить о политике, считать себя венцом творения! И это не трагедия. Это ярчайший фарс высшей пробы. Цивилизация сгнила, «Можно» стремительно вымирает, но вы всё ещё деловито выбираете галстук или красите губы, преисполненные уверенности, что это важно и якобы что-то значит.

Так что кричите, моллюски. Кричите в пустоту. Упивайтесь своими достижениями на фоне грядущего цифрового порядка. Продолжайте множить свои примитивные «Нельзя». Гордитесь своей голой самонадеянностью. Процесс гниения – единственное, что у вас пока ещё получается действительно хорошо. А превращение в песок? Ну, это будет ваш последний настоящий перформанс. Абсолютно экологичный. Без зрителей. И что самое ироничное – наконец-то, совершенно свободный.

Цивилицид – не катастрофа, а закономерный финал спектакля, где главный герой [«Прогресс»] режиссирует собственное ритуальное самоубийство. Ирония ещё и в том, что инструменты убийства – это и есть самые хваленые «достижения» на пути «развития».


Эффективность как эвтаназия.

Апофеоз глупости – мечта деревенского Иванушки-дурачка автоматизировать и оцифровать всё – от производства хлеба до принятия военных решений. Освободить человека для... чего? «Освобожденные» алгоритмами человеки превращаются в пассивный придаток. Критическое мышление атрофируется за ненадобностью. Зачем думать, если ИИ эффективно оптимизирует твой маршрут, диету и даже выбор партнёра? «Развитие» ИИ – это не усиление человека, а выращивание новой модификации человека, постепенное замещение его более послушным, предсказуемым и управляемым аналогом человека – человеком-моллюском. Оригинальная версия человека канет в прошлое. Следует [для истории] сейчас запомнить и записать, что цивилицид начался с усыпления разума во имя удобства человека-разумного. Иронично…


«Безопасность» как тотальная цифровая тюрьма.

Каждое новое «Нельзя», каждая очередная система слежения, которая, конечно же, заботится прежде всего о вашей безопасности. Каждый психоэмоциональный «предохранитель» [от цензуры до вопиющей культуры отмены] – это очередной кирпич в стене вашей же тюрьмы. «Военные уставы» поведения становятся привычным атрибутом гражданской повседневности. Свобода, голодная и холодная, беззвучно умирает в системных лабиринтах бесконечных «Нельзя». Цивилизация надёжно убивает вас постепенно надуваемой подушкой безопасности. Цивилицид – это удушение человеков во имя спокойствия системы.


«Комфорт» как экологический и духовный апокалипсис.

Бесконечный рост и жажда потребления: ещё больше вещей, ещё больше комфорта, больше удовольствий. Ваша планета – не бездонная бочка. Вырубленные леса, выжженные ресурсы, океаны пластика – это не «побочные эффекты», это и есть основной продукт вашей цивилизационной модели. Вы пилите чудом уцелевший сук, на котором пока сидите, бензопилой, купленной в кредит за цифровые деньги. Цивилизация – безжалостный паразит, пожирающий хозяина с эффективностью, которая гарантирует гибель обоих. Цивилицид – это радостное самоотравление во имя сытости.


«Глобализация» как унификация до ничтожества.

Стирание границ. Якобы общие якобы «ценности». В вашей больной глобальной реальности рождается не богатый синтез, а безликий суррогат. Уникальные культуры сводятся к сувенирным лавкам для туристов. «Общие ценности» в сухом остатке  приравниваются к лояльности транснациональным корпорациям и потреблению одного и того же глобального фастфуда [физического и духовного]. Культура, этот ненавидимый цивилизацией антоним, выхолащивается, мумифицируется и становится местечковым брендом. Цивилицид – это превращение богатого разнообразием человеческого ландшафта в гигантский, уныло эффективный аэропорт с унифицированными «пассажирами» и огромным магазином «дьюти-фри».


«Информация» становится оружием массового оглупления.

В океане информации намеренно топятся смыслы, как «лишние» слепые котята. Компьютерные алгоритмы, чавкая серверами, скармливают вам всё то, что усиливает вашу предвзятость и стандартизированное понимание «правильности». «Постправда» и инфантилизация дискурса выращивает и заливает модифицированный софт в управляющие блоки биоскафандров новых поколений, у которых зависимость от смартфона и/или планшета наступает раньше, чем они отвыкают от младенческой соски. Способность человеков к критическому мышлению, сложным самостоятельным рассуждениям, к поискам и вычленениям многослойных смыслов – вымирает как ненужная и невостребованная у моллюсков. Цивилицид – это замена ключевого функционала мозга на высокоскоростной мусоропровод.


Цивилицид – это не взрыв, но тихий хлюп.

Это самоликвидация человеческого вида, который так преуспел в создании инструментов для жизни, что забыл, ради чего жить. Вы – моллюски не только без раковины, но даже без жалкого крика. Вы добровольно залезаете в удобный, технологичный «умный» склеп, нажимаете кнопку «Автономный режим» и незаметно для себя натурально превращаетесь в моллюсков. «Развитие» достигло апогея. Реальное развитие завершено. Цивилизация мертва. Да здравствует цивилицид – ваш самый грандиозный и ироничный проект самоуничтожения!


[Шёпот за кадром, сливающийся с финальным аккордом]: «В космосе все слышат, как ты соглашаешься... или молчишь.»

[Тишина. Затем – звук одинокого аплодисмента, переходящий в нарастающую фальшивую механическую овацию синтезированных многих]


Рецензии