Манёвр скоростью
Едем с промысла, из района Северо-Восточной Атлантики домой — в город-герой Ленинград. Проливами шпарим, никого не трогаем, а только обгоняем всех со скоростью 16 узлов. Обсервации места судна друг за дружкой ложатся на линию предварительной прокладки пути…
Sams; B;lt — так значится пролив Большой Бельт на карте. (Надо же: датчане не ленятся выписывать правильно каждую букву своего алфавита в отличие от тех, которые никак не научатся двум точкам над буквой "Ё"!)
А настроение бодрое, даже романтическое! В душе звучат любимые цыганские романсы со старинной, кажется ещё патефонной, пластинки Тамары Церетели (где-то на подкорке запечатлённые). У певицы низкий, почти мужской вокал, иногда её голос звучит сильно и громко, иногда замирает до шёпота. То же самое и с темпом: мелодия то мчит вихрем, то как бы цепенеет. А вокруг-то морской простор! Но иногда в зоне разделения движения судов этот простор сворачивается в игольное ушко, через которое чешешь и чешешь с силой непреодолимой инерции тысячетонного водоизмещения…
Особенно мне нравится романс «Дорогой длинною». Медленно и спокойно начинается повествование:
Ехали на тройке с бубенцами,
А вдали горели огоньки…
Потом голос актрисы разрастается, ширится, набирает силу. Здесь уже она поёт мощно, в полный объём:
Дорогой длинною, погодой лунною
Да с песней той, что вдаль летит, звеня,
Да с той старинною, с той семиструнною…
А в конце — вкрадчиво, тихо-тихо, чуть ли не шёпотом:
Дорогой длинною, погодой лунною…
Контроль громкости голоса необычаен! В пении динамика является инструментом художественной выразительности: передаёт эмоциональные оттенки, подчёркивает кульминации, создаёт драматический контраст. Так, в традициях старой школы, и пела Тамары Церетели.
К северо-западу от порта Kalundborg обгоняем попутный танкер SEA JAGUAR. Он от нас по левому борту в 4 кабельтовых. И тут! Наперерез справа выезжает с глубоководного пути ещё один танкер THUNDERCAT. Ёжкины котяры! Оба танкера по 250 метров длиной обступили на перекрёстке морских дорог!
И слева танкер, и справа танкер под нос лезет! А вот и точка поворота на курс 183 градуса (то бишь налево)! Радар рассчитал, что, если ничего не делать, справа танкер пересечёт наш курс в паре кабельтовых по носу. Холодный компьютер, искусственный интеллект без чувств — ему-то что?!
Капитан стоит на правом крыле мостика с кружкой горячего крепкого чая "Lipton", чубчик его развевается на тёплом ветерке от SE. Он думает: "Ужо мы прижались к правой границе фарватера! Ужо зелёный буй скользит по борту нашего судна, чуть не оставив отметину на краске! Можно, допустим, и не делать ничего — бежать как бежится, но…"
Не смог сдержаться Капитан, наблюдая сокращения всех дистанций без изменения пеленгов. Вызвал обоих клевретников нефтевозов на УКВ 74 и сообщил нарочито бесстрастным голосом о намерении снизить скорость. После переставил ручку машинного телеграфа на "Средний ход".
Благодарный танкер THUNDERCAT прошёл поодаль по носу, повернул и скрылся в тумане. И слева попутный танкер SEA JAGUAR обогнал нас и тоже ушёл. Потому как скорость против течения и ветра теперь снизилась вдвое. И фсё!!! Вокруг пустынно, и никого нет.
И, засевшая в голове, звучит мелодия — продолжение романса:
Так, живя без радости, без муки,
Помню я ушедшие года
И твои серебряные руки
В тройке, улетевшей навсегда.
Здесь темп романса замирает, каденция прерывается и, пропустив тонику, с новой мощью в душе кэпа вступает припев:
До-ро-гой длин-ною...
А всего-то: появись этот танкер THUNDERCAT справа на глубоководном пути раньше или позже на несколько минут, и мы бы продолжали свой полёт, обгоняя всех водоплавающих! Теперь — нет, топаем не спеша…, и чай “Lipton” остыл.
Предыстория. Судно вышло в рейс на аварийном ГД. Стармех после убытия лоцмана изрёк: "Я втыкаю полный ход и сбавлю обороты только на промысле СВА. Иначе встанем." На обратном пути тот же Стармех вынес похожий приговор: "Даю полный ход на проливы, сбавиться можно только перед приёмом питерского лоцмана."
Так что вот, теперь будем ехать на среднем ходу! Аж до славного порта, до самого Ленинграда. Если не встанем. Но тут не открытое море, уже цивилизация…
Наблюдаю такую карму, подлость морскую по отношению к себе с четвёртых штурманов! В океане-море никого нет, но когда надо менять курс, поворачивать, обязательно какая-нибудь сука будет мешаться! Придушит манёвр. Обычно маленькая, но на этот раз большая, даже две…
HALF AHEAD — так и едем, главный двигатель не дёргаем. Молимся Нептуну...
20 августа 2023 года.
https://dzen.ru/a/aICUEy1YVAj9Xw6V?share_to=link
Свидетельство о публикации №225072300742