Первый комендант крепости
Может ли ее величие оставить равнодушным посетителя, вдыхающего трех вековую историю: крепости, Петербурга, страны!
Для меня это место знаковое: я люблю приходить в Петропавловку осенью, зимой и ранней весной, когда ее видавшая виды мостовая не обременена бесконечным потоком туристов из многих стран и городов России, а балтийский свежий ветер то гонит рыжую листву вдоль мощеной булыжником площадей, то заметает оные снежными крупинками, то поднимает настроение рябью и пением уходящих в прошлое снегов, спешащих весенними ручейками в Неву.
Бастионная система, принятая при планировке и сооружении Петропавловской крепости, была разработана в конце XVII века французским военным инженером Себастьяном ле Претр Вобаном и для своего времени являлась последним словом фортификационного искусства. К слову сказать, книга Вобана «Истинный способ укрепления городов» в переводе с французского, была напечатана повелением Петра I в 1724 году.
Решение о выборе места для крепости принималось на военном совете, тотчас после взятия Ниеншанца, а рекомендации Петру I давал инженер Жозеф Гаспар Ламберт, француз, принятый на русскую службу еще 3-го ноября 1701 года, который, как утверждают и начертал первоначальный план крепости, одобренный Государем.
Для сооружения крепости был выбран остров Люст-Элант, он же Веселый остров, он же Яннисаари или Заячий. Выбор с военной точки зрения был весьма удачным: остров имел около 750 метров в длину и 360 метров в ширину и окруженный водным пространством находился в самом широком месте Невы, у разветвления ее на три главных рукава. С четвертой — северной стороны, остров был защищен нешироким протоком, за которым начиналось топкое болото острова Койвусаари, нынешней Петербургской (Петроградской) стороны. Под сенью рождающегося опорного пункта борьбы за Балтийское море, должен был мужать Царский младенец — русский флот, что заставило Петра I презреть все неудобства сырого климата и здешних берегов для возведения на них города. По поводу выбора места для столицы знаменитый историограф Петра I, Голиков, рассуждает: «Место такое, которое одно всякого бы иного сильно было отвратить от такого предприятия, ибо было оно болотное, непроходимое, пустое и весьма отдаленное для работников, коими строить оный (Петербург) надлежало».
Тяжелые климатические условия не могли быть неизвестны Петру; но понимание стратегического и политического значения устья Невы перевешивало все мыслимые и немыслимые трудности, затмевало все остальное, превращая в глазах великого Монарха в «парадиз» бесконечные невские болота и низины.
Закладка крепости состоялась 16-го мая, когда Царь подплывал к верфи в Лодейном Поле, где строился будущий флот, полагая что заложить крепость на выбранном месте и по готовому чертежу дело не хитрое и не требует его личного участия.
Для организации строительства вдоль всего острова (по его продольной оси), был прорыт канал шириной около 5 метров: за счет вынутой земли несколько повысили и укрепили низкие, частично заболоченные места острова, а по каналу начался подвоз строительных материалов.
Земляные валы крепости возводились на ряжевых конструкциях, то есть на деревянных срубах, заполненных землей, глиной, камнем. Наружные склоны валов покрывали дерном, а внутренние обшивали тесом. Подсыпка и ряжевые основания позволили поднять стены куртин и бастионов и тем уберечь крепость от разрушительных наводнений. Возведение крепости на ряжевых основаниях было в те времена традиционным, наиболее быстрым и надежным методом строительства фортификационных сооружений.
В 1960 году во время земляных работ в юго-восточной части крепости на глубине около полугора метров были обнаружены остатки звеньев ряжевых срубов.
Волей Петра работа кипела: на одном из писем Ф. М. Апраксина к Петру I имеется помета: «Принята с почты в новопостроенной крепости июня 28 день 1703 года». В короткий (полуторамесячный промежуток времени) при весьма тяжелых условиях работ была вчерне закончена постройка шести крепостных бастионов. К 28-му июня валы были подготовлены к принятию вооружения и, в случае надобности, могли быть вооружены в короткое время. 29 июня, в день тезоименитства Государя, произошло торжественное освящение новой земляной крепости.
На территории крепости предполагалось разместить гарнизон коменданта крепости, гауптвахту, цейхгаузы, провиантские и пороховые магазейные (склады), арсенал. Для этого по обе стороны канала возвели в четыре ряда мазанковые деревянные домики, крытые черепицей и дерном по бересте.
На бастионе Меньшикова, в обширных деревянных палатах, Царь повелел устроить роскошный пир для всех участников работ, не исключая солдат и чернорабочих. Тогда же крепость получила свое название: на одном из писем Стрешнева к Петру I имеется помета: «Принята с почты в Сант-Питербурхе. Июня 30 день 1703 года».
За более чем 300-летнюю историю Петропавловской крепости на должности ее коменданта сменился 31 офицер, а многие из них упокоились в крепости у восточной стены Петропавловского собора. Во время русско-шведской войны должность коменданта крепости была ответственной и предполагала не только организацию крепостного строительства, но и отражение атак неприятеля.
О комендантах Петропавловской крепости и поведем мы, уважаемый Читатель, наш дальнейший рассказ. Представим первого коменданта новой крепости, которым был назначен драгунский полковник барон Карл Эвальд Рённе.
#Петропавловскаякрепость #Коменданты #Рённе
Свидетельство о публикации №225072300808