Обитель Атлантов
Я уверен, что для многих людей по-хорошему “больных” авиацией и небом, Монинский музей ВВС является желанным и обязательным для посещения.
Мне с ранней авиационной юности безумно хотелось побывать в Монино, но к сожалению, как часто случается в нашей жизни, не случилось. Мешало этому как обычно две вещи: то одно, то другое. Так что попал я туда только после того как мне исполнилось 40. И тут, как говорится, лучше поздно чем никогда, потому что я оказался в особом, волшебном для меня месте.
Но, обо всём по порядку.
Поехал я в Монино уже во второй половине дня, после очередных учебных полётов. К тому времени, надо сказать, мой командирский налёт уже был достаточно большим. Осень, октябрь, но погода выдалась почти летняя.
Ярославский вокзал, электричка-экспресс, кофе и круассан, столик у окна. Настроение праздничное. Было такое странное, как в детстве предвосхищение и предвкушение чего то хорошего и светлого. В приятном ожидании я и не заметил как доехал. В лёгкой растерянности вышел на перрон. В небе, почти над головой, гудят раритетные красавцы Ил-18 и Ан-26, это идут учебные полёты у военных из Чкаловского. Быстрым ускоряющимся шагом иду по бывшему гарнизонному городку к заветной цели. Сердце колотится как на первом свидании, хотя по сути оно и есть первое.
И вот показались огромные ромашки винтов легендарного Милевского В-12, выглядывают из-за забора “хвосты”, пока ещё не понятно кому принадлежащие. Оплачиваю скромную стоимость билета в иной, волшебный мир, аккуратно принимаю его как символичный ключ и... пере до мной распахиваются сокровенные двери в мир авиации, её истоков, её прошлого, делая возможным осуществление давней мечты.
Первым делом - главный корпус. Поршневые военные легенды Халхингола и Великой отечественной сразу приковывают к себе взгляд. Здесь представлены: И-15, И-16, Пе-2, Ил-2 МиГ-3, Ла-7, Як-9, по ним выставлены таблички с описанием характеристик, годов выпуска, модификаций, интересных историй из эксплуатации и конечно же имена, фамилии и фото выдающихся лётчиков так или иначе связанных с этими машинами. С замиранием сердца прохожу по кругу, задерживаясь у каждого. Детский восторг.
Другая часть экспозиции рассказывает о глубокой авиационной истории. Там выставлены первые серийные “этажерки”, их двигатели, вооружение и приборы, которые устанавливались на заре авиационной эры. Одежда и снаряжение пилотов, карты, планшеты, ветрочёты, навигационные линейки и астролябии, всё то, что когда то принадлежало смелым и отважным лётчикам и штурманам, покорителям воздушных стихий, первооткрывателям небесных трасс, помогая им и участвуя в их нелёгком ремесле.
Прошёлся ещё раз по этой ангарной экспозиции, что бы задать настрой и на стоянку вышел уже в “нужной кондиции”. Я специально не ставил себе каких то задач. Всё происходило само.
С замиранием сердца и трепетом я прошёл через основную стоянку оставляя её на “десерт”, к другому ангару с уникальными летательными аппаратами. В этом ангаре выставлены самолёты, которых сохранились единицы. Это и французский “Вуазен” 1914 года, и наш, для своего времени могучий “Илья Муромец” построенный в 1913 году, это и британский Сапвич 1918 года, и первый цельнометаллический, опытный советский пассажирский АНТ-2, 1924 года, и конечно невероятный АНТ-25 который к осени 1934 был окончательно доработан и на котором Валерий Павлович Чкалов 18 июня 1937 года совершил эпохальный перелёт через северный полюс в Соединённые Штаты.
Есть там и первые в своём классе самолёты: МиГ-9, первый советский реактивный истребитель и Миг-15, первый сверхзвуковой. Под потолком “парят” несколько планёров а под крылом АНТ-25 примостились уникальные Аэросани.
С одной стороны мне не хотелось выходить, потому что невероятно интересно было то, что я мог здесь видеть и рассматривать, но с другой стороны я едва сдерживал себя что бы поскорее не сбежать к основной экспозиции.
Второе победило и я с жадностью, детским любопытством и неподдельным интересом начал обход огромной стоянки. Здесь я был уже как рыба в воде. Здесь я знал почти всё и почти обо всех. Я был среди СВОИХ. Ещё с юности я знал много важных фактов и событий о разработке, постройке, испытаниях, эксплуатации, типах и модификациях этих огромных, величавых птиц.
Я снова и снова ходил среди гениальных творений советской технической мысли. Те легенды о которых я столько читал, слышал историй, смотрел фильмов, стояли вокруг. Мне хотелось говорить с ними, слушать их удивительные рассказы, трогать и гладить их идеальные, выверенные поверхности.
Они ведь все, каждый из них, по большей части “ОСОБЫЙ”. Не счесть эпитетов применимых к ним: самый быстрый, самый высотный, самый первый, самый совершенный, самый технологичный, самый большой, самый прожорливый, самый эффективный, самый грузоподъемный, самый дальний, самый сложный, самый, самый, самый. А ещё: легендарный, уникальный, единственный, непревзойдённый. Да, многие установленные ими рекорды не побиты до сих пор.
Это и “сотка” - титановый самолёт с поломанной судьбой, но благодаря которому наша страна получила и Ту-144, и Ту-160, и огромный технологический задел, который может быть использован и по сей день. Это собственно и сам Ту-144, первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Это и Як-141 первый в мире сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта-посадки, преданный нашими предприимчивыми чиновниками и бесславно проданный “с потрохами” врагу. Это и уникальный высотник М-55 “Геофизика”, и его менее удачливый предшественник М-17 “Стратосфера”. Это и В-12, самый большой из когда либо существовавших вертолётов. Это и пузатый Ан-22 “Антей” самый большой турбовинтовой грузовик, летающий поныне. Всех их не перечислить, их огромная стая, легион.
Это удивительные “божественные творения” созданные людьми. И да, часть из них была создана что бы отнимать жизни, разрушать, а некоторые так были преисполнены в своём величии и техническом совершенстве, что в них была вложена возможность и функция вовсе прекратить саму ЖИЗНЬ на этой планете. Но возможно благодаря им поддерживается до сих пор баланс сил добра и зла. И точно именно благодаря им были рождены, продуманы и воплощены “во плоти” великие, гениальные и удивительные по своей смелости технические, компоновочные и материаловедческие инженерные решения, которыми по сей день пользуется, и на которых строится весь нынешний гражданский воздушный флот.
Их создавали и поднимали в небо замечательные люди, выдающиеся инженеры, отважные лётчики-испытатели помогая “изделиям” делать первые, робкие шаги в небе, учили их летать, давая им имена, путёвку в жизнь, и уже строевые пилоты доводили их до безупречности, устраняя детские болезни и шлифуя характеры новых машин. У них у всех - людей, самолётов, вертолётов, у каждого своя жизнь и история, своя непростая судьба.
Я иду между рядами замерших и молчаливых свидетелей пролетевших времён, целых эпох. Как же волнительно вот так запросто стоять с ними рядом, прогуливаться между ними, видеть эти совершенные аэродинамические обводы и формы.
Ловлю себя на мысли: ведь что удивительно, здесь нет ощущения кладбища, есть лишь приятное, уютное, всепоглощающее ощущение ДОМа. Это место покоя колоссов. И для меня они по прежнему живы, эти великие исполины, но они просто спят, устав от перегрузок, от обжигающих жаром южных и леденящих полярных полётов, от боевых дежурств и межконтинентальных рейсов, сварливых, вечно недовольных пассажиров и высотных перехватов, миллионов тонн перевезённых грузов и ракетно-бомбовой нагрузки, ведения ледовой разведки и массовых десантов, постановки помех и ювелирных дозаправок в воздухе, сложных ракетных пусков и площадных бомбометаний, труднейших метеоусловий и небесной голубизны “миллион-на-миллион”, устав вконец от бесконечных верениц взлётов и посадок. Они по праву заслужили свой славный покой, своё почётное место в обители атлантов.
Я не могу сдержать слёз... душу переполняют и разрывают противоречивые чувства: тихая грусть, что они свой славный век доблестно отжили, отлетали и мне и с ними уже не придётся бежать по бетону устремляясь ввысь, бороздить просторы “пятого океана” наматывая сложными маршрутами и трассами тысячи лётных часов, совершать заходы и нежно раскручивать шасси о бетон на касании перед пробегом. А ещё трепет и восторг от их прекрасных, изящных профилей при виде которых замирает сердце. Радость, эйфория и светлая надежда от того что я наконец то стал причастен, а в особенности от того, что мне, на мой век выпала возможность ЛЕТАТЬ, вдохновляться и быть окрылённым “поэзией полёта”. Да, не на этих великих машинах, да в другом классе, на других типах, но я теперь навсегда часть этой славной семьи. Я теперь в СВОЕЙ СТАЕ!
Бежал на электричку вприпрыжку, как мальчишка. Уже в вагоне долго ещё, как эхо, отголосками накатывало это давящее сердце, щемящее душу и в то же время до одури приятное, возвышенное чувство, вызывая слёзы радости и счастья.
Я к вам ещё вернусь, обязательно вернусь. До встречи!
Монино/Москва 2019 - Кодинск 2022
Свидетельство о публикации №225072300843
Владимир Ник Фефилов 27.07.2025 22:08 Заявить о нарушении