Роспись храма

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НОВОЙ РОСПИСИ ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО СЕЛА НОВОСЕРГИЕВКА

Большинство наших современников при посещении церкви обращают внимание, прежде всего, на иконы и воспринимают настенную роспись, как некое дополнительное украшение. Они и не подозревают, что именно с настенной росписи - фресок, и начиналось убранство первых христианских храмов.
Современная иконопись - многогранный и непрестанно развивающийся вид живописи. Православная икона является Откровением Божественного света, воплощением невидимого духовного мира Божия, «оком обличения» нашего технократического, плотского, суетного и греховного мира, изуродовавшего образы наших душ. Потому иконописание особенно важно в настоящее время, когда возрождаются некогда разрушенные храмы и активно возводятся новые. Почитание и понимание икон становятся своего рода проповедями о спасительном возвращении в церковную жизнь, как о возвращении в потерянный рай; проповедями о Божественном воплощении, искуплении грехов, победе над смертью и дьяволом, Воскресшего Спасителя, об обожении человеческой природы, о дарованном нам Царстве Небесном и грядущем преображении вселенной во Втором пришествии Христовом.
Начавшаяся в 2021 году роспись храма Преподобного Сергия Радонежского в  селе Новосергиевка Оренбургской области, как и любой иконописный проект современности, призвана решить задачу  напоминания прихожанам о необходимости спасительного возвращения в церковную жизнь; помощи в объемном восприятии постулатов церковной жизни, именно при соотнесении их с будничной действительностью и помощи в формировании способности подняться над ней.
По мнению руководителя бригады художников иконописной мастерской «Долиаль», Николая Алексеевича Богаткина, координирующего работу по росписи храма Преподобного Сергия Радонежского, в наибольшей мере современному человеку именно адаптированные к конкретному храму фрески, выписанные в традиции русских художников XVII века, помогают ощутить себя частью вечной жизни христианской Церкви. В плеяде русских художников XVII века коллективу «Долиаль» оказался ближе всего, пожалуй, самый выдающийся стенописец этого столетия, костромич Гурий Никитин. Его фрески необычайно декоративны и узорчаты; библейский сюжет подан в них в виде притчи, в которой все интересно, все заставляет задумываться о сути изображаемых событий.
Похожая подача изобразительного материала видна и во фреске левого предела храма Преподобного Сергия Радонежского в с.Новосергиевка.
Сравнивая два этих образца фресок, мы действительно можем увидеть их внутреннее родство, проявляющееся и в общей стилистике развернутого к зрителю сюжета, и в насыщении его дополнительными персонажами, прямо не относящимися к библейскому повествованию; и даже в несколько диссонирующем с тщательно выписанными позами людей схематизмом восходящей к древнерусской традиции манеры изображения их одежды. И, тем не менее, в обеих этих фресках чувствуется стремление авторов максимально соотносить технику написания фигур с иконописной традицией.
По мнению Н.А.Богаткина, в храмовой росписи его коллектив придерживается именно традиционного и академического стиля, вместе с тем допуская, вслед за художниками XVIIв., творческий подход к работе.
Он заключается, прежде всего, в стремлении максимально приблизить изображаемые события к данному, конкретному храму, данным, конкретным прихожанам. Вот почему вся работа коллектива строится в тесном взаимодействии с настоятелем церкви – иереем Алексием Долгалевым, начиная от цветовой палитры фресок (в Новосергиевском храме она в основе своей светло-зеленая с фисташковым отливом), и кончая выбранными для них сюжетами. Каждый из них прорабатывается с настоятелем с «нулевого цикла» - углем на стене рисуется эскиз, который, по его совету, может либо укрупняться, либо смещаться по поверхности; затем роспись продолжается в постоянном контакте  со священником.
В соответствии с церковной традицией, в которой правый предел «мужской», а левый – «женский», выбран сюжетный строй правого и левого пределов.
Особенностями алтарных стен вызван центральный сюжет – «Нисхождение Святого Духа».
Как отмечает Николай Алексеевич, в некоторых других храмах над Горним местом, где священник готовит причастие, часто изображается Евхаристия. Но в храмовой росписи многое зависит от крутизны свода, от того, насколько он позволяет выписать тот или иной сюжет целиком. Если же сюжет «ломается», художники ищут какой-то иной выход. Вот почему в Новосергиевском храме выбрана сцена нисхождения Святого Духа.
Что касается изображенных на колоннах фигур святых, то и тут художники стараются не отходить от академического стиля и в написании «поясных» фигур, и в полноформатном изображении.
Иконографическая традиция явно видна и в строгой, несколько вытянутой пропорции фигур на фреске правого предела «Положение во гроб».
Краски, которыми выполнены фрески – это традиционный для современной храмовой живописи акрил, закрепленный по поверхности изображения лаком. Его использование, кстати, вместо темперы, по мнению некоторых иконописцев-монахов, не вполне соотносится с каноном фрески.
По мнению же Н.А.Богаткина, канон и традиции в письме, стиле, технологии, безусловно, важны для сохранения православного богослужебного языка, богословской символики изложения Евангелия в красках, но влияние современности на жизнь Церкви в целом на иконографию с каждым годом все более усиливается. Развитие нового языка в иконописи — процесс сложный, но закономерный.
Художниками коллектива «Долиаль» за два с лишним десятка лет его существования было расписано более пятидесяти храмов в Московской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Свердловской, Нижегородской, Курганской, Тамбовской, Псковской, Калужской, Тульской, Оренбургской, Тверской областях, республиках Мордовии, Карелии и т.д. За это время они пробовали работать и силикатом, и акрилом. Более «крупенчатый» по своей структуре силикат, конечно, больше похож на фреску. Но он, как отмечали художники, высветляется. К тому же, за ним сложней ухаживать – он страдает при влажной уборке стен. Акрил – более гладкий. Он – долговечный: не темнеет, не выцветает. Потому бригада остановилась на этом виде художественных красок. 
«Икона должна не «конфликтовать» с атмосферой храма и богослужением, внося в него эстетическо-духовный диссонанс, а служить призывом к молитве, обогащать его богословской символикой», -подчеркивает Н.А.Богаткин,
На настоящее время в Новосергиевском храме Преподобного Сергия Радонежского уже расписан правый предел и алтарь. Завершаются работы по росписи левого предела (осталось окончить лишь написание фресок на одной из его колонн). Начата роспись левой и правой стен, отделяющих   центральную часть церкви от притвора. На них предполагается разместить сцены Страшного суда и другие «скорбные» библейские сюжеты, - заключил  Н.А.Богаткин.   

(Доклад на конференции в ОренДС. Весна 2023г. Здесь опубликован адаптированный для Прозы.ру вариант)


Рецензии