Его величество...

                Его величество г-н Случай

        (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Axel Veiel

   Нет, мы не друзья. Больше того, мы его не любим. Тем более в эти турбулентные времена. Неуверенность растет, контроль ослаб. Как пойдет дальше? Никто не знает. Ясные правила, простые объяснения дают опору в окружающем мире. Случай, наоборот, он только увеличивает неуверенность.

   Требование времени звучит так: ни в чем не полагаться на случай. Глупый ответ был бы таков: не получается. Он вездесущ. Непредсказуемость преследует нас там, где мы не можем дать исчерпывающего объяснения.

   Один назвал случай "силой, которая определяет нашу жизнь". Другой назвал человека "мячиком в руках слепого случая". Сама современная система, призванная обеспечивать безопасность движения автомобиля (ADAS), капитулирует перед ним.

   Везде мы сталкиваемся со случаем: в большом и малом. Когда распадется радиоактивный атом? Куда ударит молния? Какая будет погода через неделю? Даже при зарождении человека случай играет большую роль: случайное сочетание родительских генов определяет наше будущее. "Из хаотического скопления постоянно движущейся материи должна возникнуть планета, которая на строго определенном расстоянии (от других планет) займет свою орбиту, чтобы температура на ее поверхности благоприятствовала возникновению жизни. На этой планете должны столкнуться нужные молекулы, из которых возникнет структура, способная сама себя воспроизводить."

   Однако не только при зарождении человека случай играет большую роль. То, что он думает, тоже зависит от случая. Сообщение информации синапсам мозга дело случая. (Обучение, принятие решений, эмоции и проч. опирается на синапсы - межнейронные соединения, через которые нейроны передают друг другу эл. импульсы - пер.)

   Как бы ты не хотел избавиться от воли случая, он всегда с тобой. "Чем скрупулезней человек составляет свои планы, тем вернее настигает его г-н Случай." Ничего не остается, как привлечь его на свою сторону.

   Обратимся к математике. Кто следил за рулеткой и видел, как шар десять раз подряд ложился на красное, мог себе сказать: ну уж теперь-то он наверняка ляжет на черное, и ошибется. В 11-ый или в 111-ый раз действует то же правило что и в первый раз: шансы 50:50.

   Шансы выиграть в лотерею миллион составляют 1:140.000.000, однако каждую неделю мы слышим о таких счастливчиках.

   Когда вы с ружьем или с корзиной грибов идете по лесу, то каждый шорох готовы объяснить приближением опасного зверя. Подождите, пока не выяснится истинная причина шороха. А то фатальные последствия могут быть даже от шороха, вызванного мышью. Так и в современном мире: одно событие может вызвать много возможных объяснений. И одно ложно выбранное приведет к непоправимому решению.

   Мы также склонны предполагать связь между двумя тесно следующими друг за другом событиями. Едва вы подумали о своем друге, а он уже звонит вам. Это не случайно, скажете вы себе. То, что вы в предыдущие недели думали о многих из своих друзей, а они вам так и не позвонили, это не важно. Лучше что-то заподозрить, пусть потом окажется, что оно того и не стоит, чем пропустить мимо ушей и сослаться на пустяковую случайность.

   Лучше всего это удается, если призвать на помощь высшие силы: Божье провидение, карму, судьбу. Тогда обычная случайность перерастает в его величество г-н Случай. Всплывают в памяти гороскопы и оракулы. Там, где балом правит коварный случай, не редко смерть и несчастье близких верующим в Бога, в судьбу, карму кажутся неизбежны и переносятся легче.

   Люди, не верующие в Бога, атеисты, должны уживаться с явлением, называемым "случаем". Но и это не плохо. То, что человек должен противостоять ударам судьбы, часто даже кажется привлекательным.

   От переводчика. В советское время многие недоумевали: почему евреи такие жизнеспособные, изворотливые? Некоторые даже употребляли слово "хитрожопые". Очень просто: потому что им на каждом шагу приходилось бороться за свое существование. Но в этой каждодневной борьбе выковывался характер борца. Поэтому они и были лучше приспособлены к советской действительности.

   


Рецензии