О чем молчит колокол
Джон Донн (John Donne), (1572-1631), - английский поэт и проповедник, настоятель лондонского собора Святого Павла, крупнейший представитель метафизической школы в литературе английского барокко.
Сегодня был приглашен на поминальный обед. Поминали моего знакомого. Не могу назвать его другом, потому как мы не были с ним близки, встречались редко, а в последние несколько лет не виделись вовсе. А потому, совершенно неожиданным для меня оказалось известие о его гибели на войне. До этого момента все победные реляции и военные сводки о наших боевых и не боевых, но военных, потерях казались чем-то абстрактным, мало касающимися лично меня. И вот теперь, когда смерть настигла моего, пусть и не очень близкого, но хорошо знакомого человека, я при все желании не смогу сказать, что всё происходящее где-то там, за бугром, меня не трогает.
На обеде традиционно говорили о покойнике хорошо, звучали слова об исполненном долге мужчины и достойном конце человека и гражданина. Меня же обуревали совсем другие мысли и чувства.
- Какая нелепая смерть, - думалось мне. Как страшно погибнуть не в открытом бою, лицом к лицу с врагом, видя его и глядя ему глаза в глаза, когда человек сталкивается с человеком, или - зверем в человеческом обличье, а от тупого и бездушного куска осколочного снаряда.
Смерть противника в современном бою давно стала опосредованной, обезличенной, позволяющей легко и просто преступать евангельскую заповедь «не убий». Ни летчик, сбрасывающий бомбы с самолета, ни артиллерист, направляющий ствол орудия в сторону противника, не видят как рвется на куски человеческая плоть, как корчатся и умирают в смертельной муке раненные, как рушатся жилые дома, детские сады и школы, а потому его разум и совесть молчат.
«Ведь я солдат»,- говорят они, - «Я только исполняю приказы».
Что же касается долга... Когда то, я по-хорошему завидовал людям, изначально выбравшим свою жизненную стезю. Со школьной скамьи одни мечтали петь и становились певцами, другие хотели стать художниками и становились мастерами живописи, бредили о военной карьере и становились военными. Изначально они знали и видели цель своей жизни неуклонно шли к ней, выбрав её единожды, раз и навсегда. Шло время, и однажды мне пришло на ум, что наша жизнь здесь на этой планете предполагает накопление абсолютно нового опыта. Мы все, здесь живущие, обладаем разным багажом знаний об этом мире, и смысл эволюции души не в том, чтобы повторить прежний опыт и реализовать свои старые накопления, а приобрести новые духовные свойства и качества. Что проку будет в том, если я, будучи нечист на руку продолжу воровать и в этом воплощении; что толку для моего бессмертного духа, если ощущая себя военным я буду стремиться реализовать себя на любой, кстати подвернувшейся войне, а не наоборот, в пику рвущимся на свободу энергиям Марса и своей склонности к военному делу, всеми силами буду стремиться прежде всего обрести мир в своей душе и затем способствовать миру во всём мире.
Разве не о том, однажды говорил и Спаситель - «Блаженны миротворцы ибо они будут наречены сынами Божиими. И выходит, у нас у всех, здесь живущих – один долг, одна цель и задача - стать выше в духовном плане, возвыситься над собой - вчерашним, прежним. Недаром сказано, что величайшая победа человека на Земле, – это победа над самим собой.
Любая война, какими бы эпитетами её не награждали, отвратительна мне по определению. Во все века малые и большие человеческие бойни сопровождались и заканчивались упадком человеческой культуры и нравственным одичанием человека.
В то время, когда экономика одних стран, за счет продажи военной техники, технологий, предоставления займов и долгосрочных субсидий воюющим сторонам, стремительно поднималась; непосредственные участники конфликта, искусно втянутые в войну, в водоворот массового кровопролития, убийства и разрушения, на десятки и сотни лет становились экономическими аутсайдерами. В этой связи мне вспоминается старый советский мультфильм, как жадные медвежата сыр делили и слова хитрой лисы, забравшей себе львиную его долю: «Пока на земле не выведутся глупость и жадность нам лисам жить можно».
Замалчивание истинных причин военных столкновений, пропитанная ложью искусственная героизация никчёмных и часто абсолютно бессмысленных побед, раздувание псевдопатриотизма и национальной исключительности наряду с унижением человеческого достоинства, деперсонализацией врага и непризнанием исконного права на выбор противной стороной - испытанные средства оболванивания народных масс со времен первых крестовых походов до нынешнего «просвещенного» времени. Лишь годы и годы спустя нам открывается подлинная подоплека событий. История не учит, а только наказывает нас как нерадивых учеников за незнание преподанных ею однажды уроков...
Свидетельство о публикации №225072400233