Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?

                Среди православных бытует мнение, что дети несут ответственность за грехи родителей. Причем, это настолько укрепилось в их сознании, что никакими средствами разубедить в обратном не получается. Масло в огонь подливают и некоторые служители алтаря, размахивая сим постулатом, как дубиной для нагнетания страха (по их мнению – Божьего). Так ли это на самом деле? Вопрос далеко не праздный, ибо от него зависят не только поведение человека в семье, быту его отношения с близкими, но и вопрос личного спасения. В обоснование своей позиции «воцерковленные» ссылаются на Книгу Исход: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5; Втор.5:9). Исходя из их логики, Бог наказывает не согрешившего отца, а его невинного ребенка, а это абсурд и возведение хулы на Бога с обвинением Его в несправедливости. Однако у пророка Иезекиля мы находим совершенно обратное: «Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет…. Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им…  то сей не умрет за беззаконие отца своего… Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.» (Иез.28:4,14,19).
                Библия не может противоречить сама себе, как не может Сам Себе противоречить Бог. Следовательно, все вопросы нужно адресовать самочинным богословам, толкующим Писание «от ветра головы своея». Их творчество представляет собой  необъятное поле фантазий, инсинуаций и прямых подтасовок текстов, ради насаждения выдуманных теорий под личиной благочестия. Кто во что горазд, тот так и понимает слова Господа. Не вникая в суть стихов Библии, кому, зачем и при каких обстоятельствах они были сказаны, народные толкователи бросаются на слово «наказывающий», как на красную тряпку, усмотрев в нем кару детей за грехи родителей. При этом, никто не задумывается о том, что «наказывающий» – это причастие в форме прилагательного, а не глагол в его действии. Если бы Бог сказал: «наказываю», то утверждение о наказании детей было бы справедливо. Однако, ничего подобного в Библии нет. Более того, Господь через пророка Иезекиля прямо отвергает вину сына за преступления отца.   
                Поэтому необходимо понять, о чем идет речь в Книге Исход. Для этого нужно разобраться в сути 20 главы. В ней приводится Синайское законодательство, то есть десять Божественных заповедей Моисея, составляющих нравственный закон человечества. Всякая правовая норма, с юридической точки зрения, обязана соответствовать определенным требованиям, несоблюдение которых ведет к непризнанию ее законом. Одним из них является определения наказание за правонарушение. В УК РФ любая статья начинается с преамбулы, то есть с описание противоправного деяния, а заканчивается санкцией или ответственностью за его совершение.  Тоже самое мы видим и в Книге Исход. Сначала идет преамбула, в которой Бог говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх.20:4), а затем идет санкция: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Другими словами, Закон Божий сначала описывает состав преступления, то есть изготовление кумиров, а затем определяет наказание – ответственность детей за грехи родителей до четвертого колена.
                Я вынужден прибегнуть к понятиям уголовного права, поскольку и в нашем случае, и при совершении преступления речь идет о наказании.  Действующий закон не означает, что всякий, подпадающий под него будет привлечен к суду. Его главная задача – предотвращение преступления под страхом наказания. Поэтому не всякий читающий Уголовный кодекс, обязательно преступник, но всякий преступник знает, что нарушил закон. Заповеди Моисея призваны удержать падшего человека в рамках нравственного закона, соблюдение которого является основой его бытия. В этом состоит их воспитательное и предостерегающее значение. Приведенные слова Господа, не означают, что Он обязательно накажет детей за грехи родителей, а предупреждают о недопустимости нарушения Закона Божьего, в случае которого Он может покарать отца и мать через наказание детей, как имеющий на это власть – «наказывающий». 
                Поэтому при любом толковании Книги Исход, речь идет о наказании только согрешивших родителей, но способом угодным Богу, а именно:  через кару детей, что особо для них болезненно.  Доказательством тому служит пророчество Иезекиля. В нем Господь разъясняет в каком порядке, кто и за что отвечает, и если сын не творит грехи отца, то не подлежит Суду за его дела. Это полностью соответствует учению Церкви о личной ответственности грешника, ибо не в правосудии Божьем наказывать невиновных. Вина человека, в данном контексте, – является понятием юридическим. Не вдаваясь в сложности юриспруденции, отмечу лишь, что она может быть прямая, когда преступление совершается с прямым умыслом и косвенная, когда вред наступает по неосторожности или халатности.
                По отношению к детям это совершенно не допустимо, ибо ни умысла, ни неосторожности в грехе, совершенном родителями, у них быть не может. Если об этом говорит закон человеческий, то тем более это признается Законом Божиим.  Таким образом, очевидно, что дети не несут и не могут нести ответственность за преступления родителей, ибо в противном случае, уничтожается принцип личной ответственности за грех. Подтверждение этому мы находим в Евангелие. Когда ученики Христа при выходе из Храма увидели слепорожденного, то спросили Учителя: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», на что Иисус отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:2). Этими словами Господь ясно отвергает учение раввинов о наказании Божьем детей за грехи родителей. Более того, книжники учили, что еще в утробе матери человек может согрешить (как, например, слепорожденный, за что и был наказан еще до рождения). Поскольку Писание прямо говорит, что жить и не грешить человек не может (Пс.33:15; Пс.142:2; 3 Цар.8:46; 1Ин.3:6), то Христос словами «Не согрешил ни он, ни родители его» говорит не о том, что эти люди безгрешные, ибо это невозможно, а подчеркивает, что наказание за грехи находятся во власти Бога и не переходят по наследству. И только Суд Божий может решить, как, когда, кого и за что карать; и только Высший Судия может либо наказать грешника, либо простить. В случае с исцелением слепорожденного, который, несомненно, грешил, если не делом, то мыслью, Христос, во-первых,  являет на нем Свою Силу как Сын Божий, а во-вторых, показывает, что исцеление и отпущение грехов, находится исключительно во власти Бога.
                Есть еще один важный аспект в этом вопросе. Если допустить, что дети отвечают за грехи родителей, то следует признать, что они неповинны в своих грехах, ибо уже понесли ответственность за такие же грехи родителей. А дважды за одно и тоже не наказывают: ни Бог, ни закон.  Блаженный Феофилакт Болгарский говорит о том же: «Смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи». То есть, за одно и тоже преступление, совершенное разными людьми предусмотрено одинаковое наказание. Это полностью соответствует и нормам уголовного права.
                Таким образом, мы видим, что ответственность за дела родителей дети не несут и нести не могут, а если кто-то считает, что в его «несчастной жизни»  виноваты непутевые родители, то он, тем самым, перекладывает ответственность за свои дела с больной головы на здоровую, то есть на отца и мать.


Рецензии