опус 01. 01 диск 01

Здесь показана конструкция календарной системы, запечатленная на каргопольском диске || арконтан, вышиванка, месяцеслов. Хранится в Каргопольском музее || Каргополь, Архангельск, Россия.

Календарные составляющие диска
******************************

1) календарь часовой || объект «день»
- 6 рукавов || заюшка || свет
- 11 разделов || делимости суток
- 1 ден = 11 час || длс/дзс || часы «косые»

2) календарь часовой || объект «ночь»
- 1 круг || лунница || тьма
- 13 разделов || делимости суток
- 1 ночь = 13 час || дзс/длс || часы «косые»

3) календарь суточный || объект сут, нед, мес
- 6 лепестков с разделами || 5 по 7 и 1 по 9 || 44 раздела
- 6 веток с кудрями || 5 по 4 и 1 по 5 || 25 кудрей
- итого: 44 + 25 = 69 объектов || 23+23+23+…
- 1 сут = 24 час || 11+13
- 1 мес = 23 сут

4) календарь годовой || объект год
- 2 рельсы || полугодия
- 71 шпала || недели
- 1 год = 71 нед по 5 сут = 355 сут
- 1 мес = 355 : 12 = 29,58 сут
- календарь лунный синодический

5) календарь вековой || объект «век» || период-цикл времени
- 32 объекта || 32 юги
- 1 цикл = 32 юги по 4 года
- система 128-летнего счета времени
- 1 век = 46751 сут = 128 лет || 1 год = 365,2421875 сут
- календарь земной синодический/природный

Геннадий Петрович Дурасов
*************************

Со слов Г.Дурасова, ареал распространения данного узора сравнительно невелик. Чаще всего он встречается:
а) в Ошевенской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии || Архангельская область, РФ
б) в селах Заонежья и на территории Пудожского уезда Олонецкой губернии || в значительно измененном виде
в) в Галицком уезде Костромской губернии

При опросе Г.Дурасовым жителей деревень и сел (женщин в возрасте 55-88 лет), была установлена терминология составных частей узора, но о его содержании и назначении ничего выяснить не удалось.
1. Владелица шитого «месяцеслова» назвала его календарем, но объяснить содержание вышивки не смогла.
2. Директор каргопольского музея А.Н.Хромулина, слышала от старых людей, что полотенца с «кругами» раньше висели на стене, как календарь, который берегли и передавали из поколения в поколение.
3. 94-летняя И.Н.Волкова || деревня Филипово, Галицкий район Костромская область рассказала: «у нас в деревне, в первый день покоса, повязывали холщевые передники с тремя «кругами», вышитыми «в ряд». А небольшие куски «новины» с одним «кругом» прикрепляли к лучине и вешали на стену как календарь».

Г.Дурасов = фольклорист, этнограф, популяризатор русских художественных промыслов, автор исследований и публикаций, посвящённых каргопольским календарям.
1. Он заметил, что каргопольские вышиванки - это конкретный читаемый способ записи календарных дат.
2. Он отметил жёсткую повторяемость деталей в рамках этого типа рисунков, что указывает на календарь.
3. Он заметил, что в цветке/«солнышке» всегда 6 лепестков с делениями и 6 веточек с кудрями.
4. Он заметил, что большинство знаков вне круга привязаны к определённому месту на внешней оболочке диска.
5. В 1978 году Г.Дурасов опубликовал статью «Каргопольские народные вышивки-месяцесловы»
- журнал «Советская этнография», №3
- вышиванки охарактеризованы, как земледельческий календарь
- узор диска был привязан к юлианскому календарю
6. Исследование узора велось при участии:
- собирательницы северорусского фольклора М.В.Хвалынской || город Каргополь, Архангельская область
- бригадира совхоза «Ощеневский» Н.А.Белкиной || деревня Река, Псковская область
7. Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» («месяцы», «месяцесловы»), ни разу не привлекали к себе внимания исследователей, хотя их содержание представляет большой интерес как для этнографов, так и для специалистов, исследующих народный быт.


Рецензии