Фамилия Ч. VII. Нашедший себя на другом континенте
Считаю, что дед поступил правильно, ибо суть фамилии от этого не менялась, но приобретала некоторую русскую форму, а вот уже семь поколений Десимонов не мыслят себя без России. По такому же принципу приспособления к определённым общественно-политическим условиям в своё время итальянская фамилия де Симони превратилась на территории Священной Римской империи в Desimon. И ещё – мой дед Леонид, в своё время не стал приспосабливаться и радикально менять свое родовое прозвище в угоду политической конъюнктуре, как это делали некоторые известные революционеры, потому как не отделал себя от истории фамилии, – и считаю, поступил правильно. Мой ему за это поклон, и меня, в свою очередь, не заставят отречься от своих предков.
Всегда интересовался людьми способными реализовать свои лучшие качества в любых условиях и даже за тридевять земель, в другой языковой среде и культуре. В конце концов – не имя красит человека, а человек имя – как верно подмечено в народе. В этом случае важно, как человек себя проявит и какой добрый след оставит в памяти других людей. Об одном из таких итальянцев, внесшем значительный вклад в развитие медицины в середине XIX века в Бразилии, проработавшем врачом в Африке, принявшем участие в оказании медицинской помощи раненным в войнах Южной Америки, мне и хотелось бы рассказать.
Прежде чем перейти к жизнеописанию Луиса Винсенте следует, хотя бы в вкратце остановиться на исторических событиях, происходивших в Северной Италии, Португалии и её колонии Бразилии. Кроме того, меня интересовала причина, по которой Луис Винсенте оставил родную лигурийскую провинцию Александрия и родной дом в г. Нови и отравился на другой конец света. Один из бразильских источников утверждает, что он «переселился в результате недовольства политическим климатом Наполеоновской Империи».
Однако следует учитывать то, что Луис Винсенте переехал в Рио-де-Жанейро в 1817 г., тогда как власть Наполеона закончилась в 1814 г. Между тем так называемая Великая французская революция 1789-1799 гг. и последующие за ней события взбаламутили всю Европу, а Северная Италия стала первой жертвой военных действий генерала Наполеона против войск Священной Римской империи, в результате последняя потеряла всю Северную Италию, и таким образом была образована союзная Франции Цизальпинская республика (1797-1799 и 1801-1802), которая затем была переименована в Итальянскую республику с президентом Наполеоном (1802-1805) и наконец – в Королевство Италия во главе с императора Наполеона I (1805-1814).
После падения Наполеона король Сардинского королевства Виктор Эммануил I (1802-1821) в 1814 г. снова обрел власть в том числе и над вольными городами области Александрия и родным для Луиса Венсенте – г. Нови. Сразу же король, всё введённое французами, объявлял отменённым. Он возвращал иезуитов и уничтожал религиозное равноправие, отнимал у иноверцев гражданские права, восстанавливал духовные, военные и другие особые суды, с применением колесования и четвертования. Его ненависть доходило до абсурда, стали уничтожаться, проложенные французами дороги, а построенный ими мост через По близ Турина был спасён от разрушения только благодаря возведённой часовни в честь возвращения короля. От владычества французов сохранились, только тяжёлые подати. В общем, реакция в Пьемонте свирепствовала значительно сильнее, чем в остальной Италии. Может именно это не нравилось Луису Венсенте? И как было не попытаться счастья для жизни в каком-либо другом месте? Тогда как «политический климат Наполеоновской империи» напрямую в эмиграции Луиса Винсенте де Симони в 1817г. был, по моему мнению, ни при чём.
Интересно, что в формировании личности Луиса Венсенте весьма важную роль сыграло одно грандиозное событие. Когда ему было почти 8 лет он стал очевидцем кровопролитной битвы на окраинах его родного города Нови, насчитывающегося немногим более 10 тысяч жителей. 4 августа 1799 г. французская армия около 38 тысяч, под начальством генерала Жубера, расположенная на позиции у Нови, была атакована превосходящими силами русско-австрийских войск под командованием Суворова. Французы потерпели поражение, потеряв до 13 тысяч солдат, остальные отступили в сторону Генуи. Запасы аптеки отца Луиса Венсенте – Джаванни Батиста были опустошены, и последний трудился не покладая рук над приготовлением лекарственных средств для пострадавших. Нови был наводнён ранеными воинами, отовсюду раздавались стоны и крики о помощи. Эти события произвели на детское воображение де Симони такое сильное впечатление, что именно поэтому, вероятнее всего, он решил посвятить свою жизнь профессии сохранения жизни раненных и больных.
Итак, родился Луис Венсенте в Нови в герцогстве Генуя 24 февраля 1792 г. Его родителями были фармацевт Джованни Баттиста де Симони, уроженец Генуи и Мария Керубина де Гаспари. Лиис Венсенте получил медицинское образование в Генуэзском университете и усовершенствовал знания в университете Павии, получив учёную степень доктора медицины в 1817 г. В том же году он переезжает в Бразилию, высадившись в Рио-де-Жанейро 14 июля 1817 г., а 18 января 1818 г. назначен на должность ассистента врача в больницу Святого Дома Милосердия в Рио-де-Жанейро, которую занимал до 30 июня 1819 г.
Затем по его просьбе он отправлен в Мозамбик, в то время португальской колонией, в качестве главного врача Королевского военного госпиталя, где трудился с 15 сентября 1819 г. по 10 июля 1821 г. Его отъезд из Мозамбика был обусловлен отстраненным от должности генерал-губернатора, с которым он находился в тесных отношениях и изменившейся политической обстановки. В период пребывания на Африканском континенте Луис Висенте де Симони, основываясь на своем опыте главного врача, разработал и опубликовал «Медицинский трактат о климате и болезнях Мозамбика».
27 марта 1826 года он возобновил свои обязанности в больнице Святого Дома Милосердия в Рио-де-Жанейро, и с 14 февраля 1827 г. возглавил одно из терапевтических отделений, затем с 1849 г. стал врачом-консультантом, работая в этом качестве до 1852 г., когда вместе с Жозе Теодоро да Силва Азамбужа возглавил санитарную службу и завершил свою деятельность в больнице в 1860 г.
Луис Висенте был одним из основателей Медицинского общества Рио-де-Жанейро, созданного 30 июня 1829 года с целью содействия развитию различных областей медицины и расширения участия этих специалистов в работе Имперского правительства по вопросам, касающимся гигиены и политики в области общественного здравоохранения.
Акт заседания по случаю открытия Медицинского общества Рио-де-Жанейро, впоследствии ставшего Императорской медицинской академией, состоявшегося 24 апреля 1830 года, был составлен Луисом Висенте де Симони. С этого времени он стал автором программы проведения конкурса научных докладов, посвященных любым объектам медицинских исследований, способствующих улучшению общественного здравоохранения в Рио-де-Жанейро, призами в конкурсе были золотые медали. В 1831 г он опубликовал статью «Отчет о боли. Труды медицинского общества». Он был секретарем Медицинского общества Рио-де-Жанейро с первой подготовительной сессии и занимал эту должность в течение 43 лет.
28 апреля 1832 г. по предложению Октавиано Марии да Роза он был провозглашен «Постоянным секретарем», этот титул был подтвержден правительственным указом, подписанным Жозе Лино Коутиньо, тогдашним министром Империи. За его деятельность секретарём, регистрирующим и описывающим всё, что происходило в этом Обществе, он был назван «Хроникером Академии», по словам Альфредо Насименто, в публикации 1929 г., посвященной столетию этого учреждения.
В 1839 году Луис Винсенте опубликовал в медицинском журнале Fluminense статью под названием «Важность и необходимость создания психиатрической больницы или специального учреждения для лечения душевнобольных», в которой отстаивал необходимость строительства больницы, предназначенной специально для душевнобольных, которые до этого содержались в неподобающих условиях в больнице Святого Дома Милосердия. В ней он писало о необходимых особых критериях к медперсоналу психиатрических стационарах, не утративших актуальность и по сей день: «Медсестра, ухаживающая за отчужденным человеком, должна сочетать строгость с милосердием, храбрость с благоразумием и осмотрительностью, а также определенную интеллектуальность».
В «Отчете о двух докладах доктора Жуана Маурисиу Файвре: одна о термальных водах Калдас-Новас в провинции Гояс, а другая о морфее; прочитанном на публичном заседании в Императорской медицинской академии», опубликованном в 1845 г., Луис Висенте де Симони изложил свою точку зрения относительно этиологии морфеи ((локализованной склеродермии). По его словам, среди врачей в Рио-де-Жанейро преобладала гипотеза о том, что морфея является заболеванием капилляров кровеносной системы кожи, но были и те, кто считал ее заболеванием лимфатических капилляров. Сам де Симони не соглашался с этой гипотезой, полагая, что слоновая болезнь никогда не была просто «простым воспалением кожи». к сожалению, мною упомянуты не все статьи Луиса Винсенте, из-за причин технического характера.
Помимо должности секретаря, он также был спикером этой ассоциации, и ему так же было поручено составлять некрологи умерших членов на памятных мероприятиях Общества. В 1849 году, он становится редактором «Бразильских медицинских анналов», публикаций тогдашней Императорской медицинской академии.
В 1833 году он женился на Марии Урсолине де Араужу Азамбужа. Известно, что у него было всего 14 детей, среди которых Ижина Энирато Бенедита де Симони, Тереза Керубина, Паулина Аделаида, Луис Игнасио, Мария Луиза и Пласидия Клементина.
Луис Венсент занимался частной практикой в кабинете, расположенном на улице Оувидор. Он содержал свой кабинет до 1879 года, как указывалось в объявлениях, хотя уже и не практиковал.
Как профессор и педагог, он несколько лет был учителем принцесс Изабель и Леопольдины Терезы. Он входил в конгрегацию по основанию Императорского колледжа Педро II с 1837 года, а в 1855 году был назначен императором профессором итальянского языка и литературы в том же колледже в городе Рио-де-Жанейро, где также преподавал латинский язык. Луис Висенте Де Симони был автором не только медицинских трудов, но и множества переводов оперных либретто и классических произведений на португальский язык. Его любовь к профессиональному пению и лирической музыке особенно проявилась в либретто, например, к лирической драме «Марилия из Итамараки, или дева из манговой рощи», на музыку Адольфо Маерша, опубликованной в 1854 году.
В XIX веке Луис Висенте де Симони участвовал в движении за создание национального музыкального театра, которое получило поддержку от Д. Педро II и Мигеля Калмона Ду Пин и Алмейда, маркиза де Абрантес, и завершилось основанием Императорской Академии музыки и национальной оперы 25 марта 1857 г. 12 мая 1860 г. эта Академия была упразднена и преобразована в Национальную лирическую оперу, где ставились итальянские оперы в переводе Симони. Он стал гражданином Бразилии в 1855 году. За свою неутомимую деятельность во многих сферах общественной жизни Бразилии Луис Винсенте де Симони пожалован в Рыцари ордена Южного Креста, в Рыцари ордена Христа и в Офицеры Императорского ордена Розы.
Скончался он 10 сентября 1881 года, в своем доме по адресу: переулок Маркиза де Парана, дом 10, в районе Ботафого, в Рио-де-Жанейро. Его свидетельство о смерти было подписано тогдашним президентом Императорской медицинской академии, и в качестве причины смерти была указана пневмония, осложненная хроническим циститом.
Нельзя не отметить, что его дядя доктор права, доктор философии и литературы, признанный за пределами родины историк – Карнелио де Симони и его племянник доктор медицины и один из основателей Императорской медицинской академии в Рио-де-Жанейро – Луис Винсенте де Симони, оказались неординарными людьми и долгожителями, прожившими интересные и насыщенные созидательными трудами жизни, соответственно 86 и 89 лет. Закончить хочется словами Луиса Винсенте, обращенными к отцу и матери: «Хвала моим дорогим родителям, кто после Бога дал мне бытие, и чья любовь и жертвы предоставили мне средства быть тем, кем я являлся».
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225072400885