Мнемоника или как запомнить всё на свете
Конечно, было бы здорово запоминать всё, что нужно, также легко, как это делали и делают люди, обладающие феноменальной памятью. Например, древнегреческий поэт Симонид Кеосский знал столько стихов, что мог читать их часами напролёт. Французский император Наполеон Бонапарт помнил в деталях все присланные ему военные отчёты и быстро находил малейшие неточности. Русский полководец Александр Васильевич Суворов знал в лицо каждого своего солдата. Самое интересное, что быть для этого гением вовсе необязательно. Достаточно овладеть искусством запоминания или мнемоникой.
Большинство людей с трудом запоминает числа и даты, а также слова с неизвестным для них или абстрактным значением. То же самое касается больших объёмов логически не связанной между собой информации. Простое механическое запоминание результатов не даст – информация может стереться из памяти уже через час. И вот тут на помощь придёт мнемоника. Например, чтобы запомнить 100 случайных слов или чисел, мнемонисту понадобится всего 10 минут. К тому же, он без особых затруднений сможет воспроизвести этот ряд слов или чисел в прямой или обратной последовательности даже спустя многие годы.
Главный секрет мнемоники довольно прост: Нужно научиться представлять себе каждый запоминаемый элемент в виде яркого, необычного, даже абсурдного зрительного или звукового образа. В этом, собственно, и заключается суть ассоциативного мышления, о котором писал Аристотель. В качестве примера, давайте рассмотрим такой случай: вам нужно запомнить, что по-португальски слово «купальник» звучит как «фато де баньо». Это словосочетание легко запомнить, увидев его, как «фату для бани». Нелепый образ, но, согласитесь, что забыть его довольно сложно.
За многие столетия были придуманы различные приёмы запоминания, и довольно часто мнемонисты в своей работе сочетают два или три из них. Так, в приведённом выше примере, были использованы необычная ассоциация и подбор созвучных слов. Кстати, знаменитая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» тоже является примером мнемонического приёма. Первая буква каждого слова означает цвет радуги и его расположение в радужном спектре. К – красный, о – оранжевый, ж – жёлтый, з – зелёный, г – голубой, с – синий, ф – фиолетовый.
Искусство запоминания зародилось в глубокой древности, ещё до изобретения письменности. Накопленные знания об окружающем мире люди могли передавать друг другу только устно, поэтому возникла необходимость удерживать в памяти большие объёмы информации очень долгое время. Те, кто научился это делать, становились самыми просвещёнными людьми того времени. В основном, это были жрецы, шаманы, сказители. Знания, которыми они обладали, давали им огромное преимущество перед остальными, и служило залогом их практически безграничной власти.
Первыми, кто с научной точки зрения попытался разобраться в том, как устроена человеческая память, и как ей можно управлять, были величайшие мыслители античности. Принято считать, что термин «мнемоника» ввёл в обиход великий математик Пифагор Самосский в VI веке до н.э. За основу термина он взял имя всезнающей древнегреческой богини Мнемозины. Механизмом запоминания всерьёз интересовались философы Платон, Сократ, Плутарх. В IV веке до н.э. философ Аристотель в своём трактате «О памяти и припоминании» первым описал принцип возникновения образов на основе ассоциаций. А вот подробным описанием одной из самых простых и эффективных методик запоминания мы обязаны римскому оратору и государственному деятелю Марку Туллию Цицерону, жившему в I веке до н.э.
В средние века интерес к искусству запоминания не исчез. Известные учёные того времени Джордано Бруно и Фома Аквинский с большим уважением относились к мнемонике. Средневековый Театр «Глобус», для которого писал свои пьесы великий английский драматург Уильям Шекспир, называли «Театром памяти», поскольку многие его актёры использовали мнемотехнику для заучивания ролей. Тогда же в Европе появились первые мнемонисты-профессионалы. Итальянский правовед Пётр Равенский в 1491-м году написал книгу «Феникс», посвящённую тренировке памяти. Её перевели тогда на несколько европейских языков и перепечатывали во многих странах. А нидерландский педагог Ламберт Шенкель лично проводил курсы мнемотехники, разъезжая с лекциями по всей Европе
К XVIII веку мнемоника не потеряла своей актуальности. О ней писали учёные с мировым именем – например, Френсис Бэкон и Иммануил Кант. Более того, мнемоника стала обязательным предметом во многих школах Германии, Англии и Франции.
В России искусство запоминания обрело популярность только к концу XIX века. Все желающие могли научиться мнемонике на многочисленных очных и заочных курсах. В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, в Петербурге даже открылся Мнемотехнический институт.
С новой силой интерес к мнемонике вспыхнул в нашей стране в 1968 году. Советский нейропсихолог Александр Романович Лурия опубликовал нашумевшую работу под названием «Маленькая книжка о большой памяти». В ней он попытался объяснить феномен Соломона Шерешевского – профессионального мнемониста, поражавшего зрителей во время эстрадных выступлений безграничными возможностями своей памяти.
И в наши дни интерес к мнемонике не ослабевает. Хотя многие справедливо полагают, что в эпоху Интернета и компьютерных технологий перегружать свою память информацией, которая может никогда не пригодиться, нет никакого смысла. Критики системы совершенно справедливо отмечают, что мнемонические приёмы ни в коей мере не способствуют развитию памяти как таковой. Однако, никто не спорит с тем, что мнемоника учит эффективному использованию возможностей памяти с помощью воображения, мышления и внимания. Чтобы добиться в искусстве запоминания настоящего мастерства надо быть очень наблюдательным, уметь анализировать и мыслить системно.
Тому из вас, кто освоит хотя бы самые азы древнего искусства запоминания, никогда больше не понадобятся на уроках шпаргалки и подсказки одноклассников. Знания, усвоенные с помощью мнемотехники, могут быть поистине неисчерпаемыми и служить вам верой и правдой долгие-долгие годы.
Свидетельство о публикации №225072400972