Исаак Левитан

 Исаак Ильич Левитан - один из самых известных и узнаваемых художников-пейзажистов.  Левитан - основоположник стиля «пейзаж настроения». Художник прожил всего тридцать девять лет.  За свою короткую жизнь он  создал более тысячи великолепных картин и  этюдов. 

  Источником вдохновения для Левитана была    русская природа. Художник не просто переносил её  красоту на холст. Левитан не стремился к натуралистической точности. Для него было важнее передать духовную и эмоциональную глубину.
 В пейзажах ему удавалась  передавать тончайшие оттенки настроения. Именно  поэтому его наполненная поэзией и лирикой живопись побуждает к духовным и философским размышлениям.   
  Глубокие по своему содержанию картины Левитана написаны рукой  мастера.  Они совершенны по композиции, идеально гармоничны по цвету и тону.

 Другом Исаака Левитана был Антон Чехов.  Каждый достиг вершины  на своей собственной стезе. В то же время их взаимное влияние было большим. Чехов даже придумал полушитливое  слово "левитанистый". Этим словом он описывал особую атмосферу, создаваемую  картинами Левитана.   Дружба с Чеховым много значила для художника. Может быть, поэтому некоторые минорные картины Левитана по своему мироощущению, меланхолии и тихой грусти картины Левитана стилистически близки произведениям Чехова. Особенно печальное впечатление производят его картины  с изображением унылых полей и дорог, по которым обычно ведут на каторгу арестантов. Конечно же, у Левитана много жизнеутверждающих картин, но все они так или иначе побуждают философски размышлять о природе, о человеке и мире. Всё они наполнены смыслом, духовны, лиричны и красивы так, как может быть прекрасна сама природа.

 В качестве иллюстрации я предлагаю  светлую и оптимистичную картину Март (1895).

Кажется, это самая весенняя картина в мире, хотя на ней нет ни  ручьёв, ни подснежников. Ведь главное не цветы и сосульки. Главное - настроение. А уж его как раз Левитан передал полностью. На дворе март, и весна только началась.

   Зима была длинной и порядком надоела. Да и силы природные уже на исходе. И вот  чудо! Появились  первые признаки  весны. Они почти неуловимы - прячутся в фиолетовых тенях,  в утратившим белизну рыхлом снеге, в  трепещущем воздухе, в особой  ультрамариновой синеве неба и, главное, в солнечном свете, ещё не теплом, но уже ярком и жизнерадостном.

  Снег лежит почти нетронутый, но душа искриться и поёт. Отчего же так происходит?  Может,  именно потому, что то, что Левитан изобразил на картине, -  самое начало,  исток великолепных, удивительных метаморфоз природы. Пройдет время, и  появятся молодые клейкие листочки, и зазеленеет трава, проснуться звери и запоют птицы. А потом ещё будет долгое лето с его невероятно щедрыми дарами:  купанием в реке,   ягодами и грибами, теплым солнцем и заливистым детским смехом. И всё это впереди. Надо немного подождать. Но так даже лучше, ведь предвкушение счастья не менее ценно, чем само счастье.


Рецензии
О Левитане здорово написал в своё время К.Г.Паустовский. А в техниках Левитана на картинах почти всегда основной компонент - свет. Когда это осознаешь, кажется, что кисть художника продолжает тихо и невидимо скользить по полотну картины, чтобы свет этот не угасал...

Олег Шах-Гусейнов   25.07.2025 23:12     Заявить о нарушении
Ух ты! Как тонко и проникновенно вы написали, Олег!

Спасибо!

Марина Лебедь   25.07.2025 23:14   Заявить о нарушении