Не экономист
- Экономисты, сынок!
- Что, как тетя Циля?
- Нет, тетя Циля — старший экономист!
1.
Алексей вышел на кухню попить чаю. Жена готовила. Из включенного телевизора звучали новости. На экране глава Республики Крым что-то рассказывал. Речь его была очень быстрой, паузы между словами минимальными.
Алексей невольно вспомнил, что встречал, как минимум, двух таких людей с быстрой манерой речи.
Первая встреча состоялась в троллейбусе, когда первокурсник Алексей утром ехал в вуз на занятия. Он заметил, что на него смотрит и улыбается симпатичная высокая девушка. Он ее встречал в школе. Она была на один класс моложе. Алексей улыбнулся в ответ. Девушка подошла и сказала, что ее зовут Наташа и она давно хотела познакомиться. Наташа говорила очень быстро и много без остановки. Алексей сначала с интересом смотрел на красивую девушку, но через десять минут у него от этой ее болтливости стало зреть раздражение. Наташа продолжала тараторить про свою семью, про школу, про подруг. Алексей молчал, ощущая дискомфорт. Голова начала гудеть от быстрой безостановочной речи. На ближайшей остановке Алексей выскочил из троллейбуса за секунду до закрытия двери. Троллейбус тронулся. Алексей вздохнул с облегчением, совесть его не мучила.
Вторая встреча и тоже с девушкой - скороговоркой произошла уже на четвертом курсе.
Все началось с курсового проекта по предмету «Экономика транспорта». Занятия вел пожилой преподаватель с китайской фамилией Си Ни Цын. Курсовик был простой и неинтересный. Нужно было взять число из одной колонки, произвести с ним и числами из соседних колонок примитивные вычисления и поместить результат в итоговый столбец.
Игорь и Алексей сделали эту работу за выходные и принесли свои курсовые проекты преподавателю. Невозмутимый, без каких-либо человеческих эмоций, Синицын сказал приятелям:
- Всякая досрочная сдача является преждевременной. Я возьму ваши работы, но буду проверять их через полтора месяца вместе со всеми.
В конце семестра Алексей и Игорь получили свои проверенные проекты с оценкой «хорошо». Игорю снизили балл за точку в конце заголовка, которую поставила его мама, проверяя проект на грамматические ошибки. Алексей был наказан баллом за то, что провел поля на два миллиметра уже.
- Леша, надо что-то делать. Синицын - робот. Он на экзамене смотрит оценку за курсовик и ставит такую же за экзамен, независимо от ответа. Зачем нам четверка в дипломе?
- Что ты предлагаешь?
- Давай не пойдем на экзамен, а потом сдадим его лектору.
- Хотя меня мало беспокоит оценка по не важному для меня предмету, из солидарности с тобой я готов сделать, как ты сказал, - ответил Алексей.
Друзья подошли к лектору - молодому и.о. доцента Карчику Валентину Георгиевичу.
Осторожному лектору данная инициатива студентов совсем не понравилась. Он сперва настоятельно предложил сдавать экзамен Синицыну, но потом добавил:
- Если это у вас твердое решение, то приходите, но поблажек не ждите. Готовьтесь!
Друзья к Синицыну не пошли. В назначенное время они явились на экзамен к Карчику В.Г. в большую аудиторию, где уже сидели и готовились отвечать около двух десятков незнакомых студентов разных специальностей. Вытянув свой билет, Игорь сел готовиться. Алексей, как обычно, сказал, что он готов сдавать экзамен без подготовки и сходу стал излагать ответ на первый вопрос. Лектор оживился и начал гонять студента по всему курсу. Потом пошли вопросы на понимание. Затем и. о. доцента вошел в раж и стал задавать вопросы уже по смежным дисциплинам «Экономика капитализма» и «Экономика социализма», которые преподавались на другой кафедре. Алексей уверенно и спокойно отвечал. Экзамен длился уже больше часа. Все в аудитории с интересом наблюдали за этим поединком лектора и студента. Наконец, Валентин Георгиевич встал и сказал:
- Внимание всех! Посмотрите на него - это мой лучший ученик! Отлично!
Прошло полгода. Студенты сидели в аудитории. Был перерыв. Вдруг в дверях появился доцент Карчик Валентин Георгиевич:
- Добрый день! Алексей, для вас есть предложение принять участие в городской экономической олимпиаде в Финансово-экономическом институте.
Алексей хотел отказать, но передумал, было неудобно подводить Валентина Георгиевича. Игорь с улыбкой сказал:
- Сходи! Там одни девушки будут. На них посмотри и себя покажи!
Когда Алексей пришел на первый, письменный тур олимпиады, он действительно оказался в компании одних девушек, которых сопровождали - опекали их преподаватели. Дамы разных возрастов с пренебрежительно - снисходительной улыбкой посматривали на Алексея и Карчика В.Г. - представителей железнодорожного вуза.
Неожиданно для всех победителем первого тура олимпиады стал Алексей.
Через несколько дней студент и Валентин Георгиевич пришли на второй тур. Разыгрывался главный приз городской экономической олимпиады — путевка в Югославию.
Преподавательницы теперь смотрели на Алексея тревожно-настороженно, а на Карчика недобро. Алексей заметил, как на него показывают друг другу взглядами и жестами.
В этом устном туре экономические дамы выставили против Алексея глазастую худенькую девушку.
Как только задали вопрос, девушка вдруг начала быстро говорить что-то подобное:
- Это известный факт, и я хочу сказать по этому поводу следующее…
Видимо, такая длинная преамбула служила изобретательной студентке запасом времени на обдумывание вопроса. Алексей знал ответы на озвученные вопросы, но не имел привычки перебивать дам и с интересом наблюдал, как она старательно тараторила. Для него эта олимпиада не по его специальности не имела большого значения, а вот для девушки и ее вуза это было делом престижа. Алексей сначала не смог вставить ни одного слова в монолог студентки, а потом и не пытался.
Победителем олимпиады стала девушка. У Алексея поднялось настроение, когда он увидел торжествующие взгляды преподавательниц, обращенные к нему. Боялись, значит, чувствовали серьезного противника. Валентин Георгиевич выглядел очень довольным, несмотря на проигрыш Алексея во втором туре.
Прошло много лет, и младший сын Алексея пришел к отцу и рассказал, что после защиты дипломного проекта по железнодорожной автоматике к нему подошел член комиссии заведующий кафедрой «Экономика транспорта», профессор Карчик Валентин Георгиевич и поинтересовался, однофамилец он или родственник Алексея.
- Я его сын.
- Ваш отец был и остался лучшим моим студентом. Передайте ему от меня большой привет!
2.
В 2000-м году Алексею довелось поработать в одной российской компании, которая занималась автоматизацией крупных промышленных предприятий. В компании были мощные пробивные менеджеры, которые обеспечивали большой пакет заказов на работу.
Алексей как технический специалист был прикреплен к менеджеру Василию. Василий участвовал в тендере на автоматизацию очистных сооружений целлюлозно-бумажного комбината. Известная фирма «АВВ» предложила выполнить эту работу за один год и за 1,2 миллиона долларов. Не менее известный «Симменс» пообещал сделать это за 11 месяцев и 1 миллион долларов.
Менеджер Василий, не моргнув глазом, предложил заказчику срок 3 месяца и цену - 300 тысяч зеленых! Заказчик принял это предложение. Удивленный Алексей спросил Василия:
- На основании каких расчетов выбран такой срок и сумма? И что, будет, если в данный срок и сумму не получится уложиться?
- Главное — получить заказ. А потом никуда они не денутся - и денег добавят и срок увеличат, - самоуверенно ответил Василий.
« Сумма и срок взяты Василием с потолка. Надо самому прикинуть», - решил Алексей.
Он сделал детальный расчет и показал Василию. Получилось, что для выполнения этой работы понадобится минимум 6 месяцев и стоит она минимум 630 тысяч с учетом всех затрат и прибыли. Василий хмыкнул, взял расчет и ушел к себе изучать.
Прошло три дня и хозяин компании велел менеджерам использовать методику расчета, предложенную Алексеем, во всех проектах.
Алексея в числе восьми других сотрудников компания отправила в командировку в Германию на промышленную выставку Hannover Messe.
Опыт предыдущих работ Алексея неумолимо подсказывал, что после зарубежной командировки он обычно увольнялся.
Несмотря на хорошее отношение руководства компании и достойную зарплату, Алексей очень скучал по разработкам и считал текущую работу, несоответствующей своей специальности. Поэтому он написал заявление об увольнении по собственному желанию и пришел с ним к шефу.
Хозяин компании Андрей Геннадьевич сразу предложил ему повысить зарплату «до европейского уровня». Алексею было очень неудобно отказывать Андрею Геннадьевичу, который к нему хорошо относился, но он сказал:
- Извините, я разработчик, а в вашей компании мне приходится заниматься другими задачами, мне не интересными.
- Хорошо. Но еще две недели поработайте и подумайте над моим предложением.
Алексей знал по рассказам сотрудников, что тем, кто увольняется, шеф обычно не платит за две последние недели. Такое у него железное правило.
- Согласен, — услышал в ответ хозяин компании.
Прошло две недели и Андрей Геннадьевич пригласил Алексея в свой кабинет. Когда Алексей открыл дверь, он увидел большой накрытый закусками и вином стол, за которым сидели менеджеры и начальники отделов компании.
- Садитесь, Алексей Николаевич, рядом со мной. Давайте выпьем этого хорошего вина Нового Света, — сказал шеф.
Выпили. Закусили.
- Алексей Николаевич, я надеюсь, что вы передумали и останетесь в компании. Я предлагаю вам должность начальника отдела.
- Благодарю за такое отношение ко мне, но мне нужно уволиться, чтобы заняться любимым делом.
- Эх! - в сердцах воскликнул Андрей Геннадьевич, встал и направился к двери. Открыл дверь и неожиданно обернулся со словами:
- Зайдите к Танечке и получите зарплату за эти две недели!
У сидящих за столом вытянулись от удивления лица.
Бухгалтер Таня выдала Алексею зарплату с компенсацией за неиспользованный отпуск.
Через день Алексею позвонил бывший коллега Сергей:
- Геннадьевич отступил от своего правила! Я ночь не спал, пытался понять почему. И понял.
- И почему?
- Потому, что ты человек известный в определенных кругах в городе. Зачем ему, что бы ты о нем плохо рассказывал? Вот и сделал исключение.
3.
Прошло несколько лет. Алексей — директор по разработкам компании, занимающейся оснащением своими системами сигнализации базовых станций крупного оператора сотовой связи, был приглашен в кабинет к генеральному директору. Алексей подготовил отчет о проделанной работе, о продажах произведенной продукции в этом квартале, а также предложения по повышению эффективности работы. До встречи оставалось десять минут и Алексей почему-то вспомнил историю его отношений с новым руководителем.
Генеральный директор Андрей Владимирович был молодым человеком, который очень гордился своим экономическим образованием. Даже казалось, что он всегда оценивал людей по критерию: экономист или , к сожалению, не экономист. Учредители назначили его генеральным директором недавно и он сразу начал «реформы» в компании. Сначала ввел дресс-код. Затем объявил, что все сотрудники должны научиться печатать вслепую.
Однажды Алексей, придя на ОТК, заметил, что инженер Володя старательно что-то печатает на компьютере, отложив основную работу.
- Сказали, что лишат премии тех, кто не сдаст экзамен на скорость печати — сказал Володя.
Алексей наклонился и прочел текст, который набрал инженер:
- «Генеральный директор самый уважаемый человек. Он все делает правильно. Мы должны без сомнения выполнять все его приказы!»
Тогда Алексей пришел к Андрею Владимировичу и прямо ему посоветовал тренироваться на офисных девушках, а производственников попросил не трогать. И работников Алексея больше не занимали подобной ерундой.
Прошел месяц и Алексей увидел, что старые сотрудники компании, работающие в ней с начала основания, на улице в перекур о чем-то печально говорят. Выяснилось, что всем им была понижена зарплата на пять- десять тысяч рублей. Производственников и разработчиков пока не трогали.
И вот Алексей, только что вернувшийся из отпуска, был приглашен к генеральному директору. Состоялся следующий разговор:
- Алексей Николаевич, вы не подумайте, что в компании кризисная ситуация. Вовсе нет. Просто мы давно не платили дивиденды основному учредителю. А он задумал купить недвижимость на Канарах. У вас в подразделении десять основных работников. Начальника ОТК мы оставляем на прежней зарплате. А вот заведующей складом как экономисту (выделил взглядом) решили повысить зарплату на 5 тысяч.
- Поддерживаю повышение зарплаты Наташе, - ответил Алексей.
- Теперь, что касается выплаты дивидендов главному учредителю. Решено временно понизить зарплату всем руководителям и вам с вашим замом в том числе. Вам на 20 тысяч, а заместителю на 10 тысяч, - сказал молодой генеральный директор.
- Андрей Владимирович, я ожидал, что меня позвали, чтобы обсудить, как повысить эффективность производства и объем продаж. А вы лишь хотите снизить фонд зарплаты на 30 тысяч рублей? Не трогайте моего зама, возьмите эти тридцать тысяч из моей зарплаты!
- Вы готовы отдать более 40% от своего заработка? - посмотрев в калькулятор, удивленно спросил начальник.
- Да, но на работу я буду ходить пропорционально оставшейся сумме!
- Мы так не можем! - растерянно сказал Андрей Владимирович.
- А я не могу по-другому, - ответил Алексей.
- Хорошо. В этом месяце все оставим без изменений. Но потом с вами будет говорит главный учредитель!
Прошло две недели. Вечером в пятницу Алексея опять пригласили на разговор в кабинет генерального директора. В кабинете сидела вся семья учредителей компании. Лица их были торжественно сияющими. На стене висел большой экран, на котором Андрей Владимирович представил презентацию о том, как Алексею будет хорошо, если он согласится стать генеральным директором новой компании и ее учредителем с 20% долей. Присутствующие сообщили, что они никак не торопят Алексея с ответом, но хотели бы его услышать в ближайший понедельник.
В понедельник Алексей пришел к Андрею Владимировичу:
- Благодарю за щедрое предложение. Не каждый хозяин готов поделиться своими акциями с работником. Но вынужден отказаться, так как у наемного работника есть одно большое преимущество.
- Какое же, Алексей Николаевич?
- Наемный работник может в любой момент послать работодателя по известному адресу и уволиться.
Через три дня Алексей был приглашен главным учредителем пообедать в ресторан.
- Все мои знакомые вам завидуют, узнав о нашем предложении, а вы отказываетесь. Вы вот недавно вышли на ноль, а до этого были затраты.
- Наверное, те экономисты, которые вам сказали, что я «недавно вышел на ноль», делали детальные расчеты? Не могли бы вы мне их прислать?- спросил Алексей при выходе из ресторана.
Через день пришло письмо с табличкой в экселе. Надо сказать, что Алексей лично следил за закупками комплектующих и хорошо знал современные цены на внутреннем и даже на внешнем рынках, а также имел месячные и квартальные данные о своих продажах. То, что он увидел в табличке от экономистов компании, удивило его, так как затраты на комплектацию были в 5 раз больше реальных данных, а суммы, полученные от продаж в три раза меньше.
Причем данные в каждом месяце совпадали до рубля, что физически невозможно. Понятно, что даже домохозяйка в магазине тратит разные суммы в разные дни покупок.
И еще там была графа — представительские расходы с суммой 70 тысяч в месяц! Алексей присел. Он брал деньги под отчет два раза в этом году — 8 марта на цветы клиенту и в мае 1000 руб. на покупку болтов, которые надо было быстро купить. Алексей возмутился и написал подробный ответ, не оставив своей логикой камня на камне от расчета экономистов компании.
Прошло еще несколько дней. В чате компании появилось сообщение о необходимости всем сотрудникам явиться в актовый зал. Алексей вошел в зал и увидел Андрея Владимировича, сидящего за столом перед сотрудниками. Директор был взволнован, у него дрожала ручка в руке.
« Напоминает ГКЧП по телевизору», - подумал Алексей
- Алексей Николаевич, вы манкируете нашим собранием? - спросил Андрей Владимирович.
- Ни в коем случае! Меня задержал на 4 минуты представитель заказчика. Время рабочее, не мог же я его прогнать?
- Хорошо. Я собрал всех вас, что бы сказать, что мы три раза говорили с Алексеем Николаевичем, и вынуждены сообщить, что мы были не правы, а Алексей Николаевич — прав! Не хочет Алексей Николаевич быть генеральным директором — это его право! Я буду формально генеральным директором, но главный у вас будет Алексей Николаевич! По всем вопросам - к нему! Не хочет Алексей Николаевич быть учредителем, не нужны ему акции компании — видимо, он богатый человек! Мы не можем настаивать! И главное для всех вас - никому из вас не будет понижена зарплата. А теперь пишите заявление об устройстве на работу в новую компанию и укажите там должности, на какие вы хотите! Вот бумага! Пишите прямо сейчас. Что скажите людям Алексей Николаевич?
- Написал. Вот мое заявление об увольнении по собственному желанию.
Алексей при уходе из компании принес три больших торта, всех поблагодарил и пожелал всего доброго.
- Такого хорошего расставания у нас еще не было — сказали Алексею учредители.
Через какое-то время Алексею передали бывшие коллеги, что про него рассказывает небылицы какой-то новый сотрудник. Алексей позвонил в компанию и сказал, что хочет приехать и посмотреть в глаза этому незнакомому человеку, который распускает сплетни про него.
- Не стоит беспокоиться. Мы сами разберемся.
Как потом сообщили Алексею, было собрание, на котором жена главного учредителя сказала всем собравшимся:
- Алексей Николаевич уважаемый нами человек, много сделавший для компании. И, если я услышу от кого-либо плохие слова о нем, этот сотрудник будет немедленно уволен!
Когда спустя год Андрей Владимирович поинтересовался у одного общего знакомого дальнейшей деятельностью Алексея, то, услышав ответ, сказал в своем духе почитания экономической сферы:
- Как же он справится? Он же НЕ ЭКОНОМИСТ!
Свидетельство о публикации №225072501110