16. Само суд

16. САМО СУД. Готовясь к войне с персами, император Ираклий сумел сколотить довольно сильную армию, но бросить ее в бой он пока не мог. Бесконечная война с аварами и их союзниками вынуждала византийскую армию торчать без дела на Балканах, прикрывая столицу империи с севера. Наконец, Провидение решило смилостивиться над своими непутевыми детьми эллинами, подарив им сильного союзника, который отважился принять удар степной конницы на себя.

В 623 году чехо-моравские и паннонские славянские княжества, осознавшие, наконец, что в одиночку им с аварами не справиться, решили объединиться в мощный племенной союз. Во главе этого своеобразного славянского «царства» стал некто Само, которого некоторые историки почему-то считают франкским купцом. Как бы там ни было, но в «империю» Само вошли огромные по тем временам территории: Чехия, Моравия, Паннония, Силезия и все земли по среднему течению Лабы. Славянские племена начали одно за другим выходить из-под власти аварского кагана. К Само, правда, шли далеко не все. Некоторые по примеру словенцев-хорутан, основавших в предгорьях Альп свое княжество Каринтию, искали защиту у Запада и приняли покровительство франкских королей. Сербы же с хорватами перебрались под крыло Империи, договорившись о совместных действиях с Ираклием и получив от него разрешение уже официально в качестве федератов поселиться на северо-западе Балканского полуострова. Авары со всех сторон оказались окружены врагами, но они еще пытались держать ситуацию в регионе под своим контролем.

В 620-х годах византийцам впервые после долгого перерыва удалось нанести ряд серьезных поражений персам. Битый греками Хосров, в поисках союзника обратился за помощью к «хакану русов», под которым, очевидно подразумевался аварский каган. В 626 году, включив в состав своей армии булгар, угров, а также всех дулебов способных носить оружие, включая и женщин, Баян со всех сторон обложил столицу империи. Варвары штурмовали город и с суши и с моря, крушили стены таранами и вроде бы даже требовали, чтобы греки отказались от «ложной веры во Христа». У стен города произошла свалка, но отбросить варваров от столицы не удалось. Ираклий, сражавшийся с персами в Азии, сумел все же прислать в помощь осажденным 12 тысяч воинов, а греческий флот легко расправился с утлыми суденышками славян. Большая часть дулебов погибла в бою. Тех же немногих, кто выжил, велел перебить сам Баян. Союзные Баяну персы честно пытались ему помочь, но греки не позволили им переправиться через Босфор. В очередной раз обломав свои зубы о стены Константинополя, авары отступили. Опасность в тот раз была столь велика, что позже в империи даже ввели ежегодный праздник в память о дне избавления от жестоких варваров.

Константинопольский разгром и колоссальные потери, понесенные вассалами ненавистного всеми аварского кагана в боях у стен византийской столицы, популярности Баяну не прибавили. Его привычка загребать жар чужими руками оттолкнула от него всех, включая и тех, кто еще пока считался его союзником. С этого момента начался отсчет последних дней царствования аварского каганата на Дунае. Аварский корабль, отправившийся в одиночное плавание по непредсказуемым европейским водам, где каждое встречное судно желало только одного – как можно быстрее спровадить его на корм рыбам, дал течь, начал крениться и только чудом еще держался на поверхности. Пытаясь помочь своему господину удержать ускользающую из его рук власть, послы Баяна рыскали по всей Европе в поисках потенциальных союзников и даже забрались далеко на север в земли ильменских словен. Те, однако, ни с кем воевать не собирались, а на угрозу хана разорить их земли отправили к Баяну трех послов с гуслями и с известием, что выступить на войну они не могут из-за великой отдаленности их земель от театра военных действий. Разгневанный хан велел послов прикончить, но новгородцы оказались ребятами ушлыми и сумели сбежать в Византию, откуда их по личному распоряжению императора переправили обратно на родину.

Последнюю точку на аварском владычестве в Европе поставили славяне. Произошло это после того, как Баян решился наконец сразиться с набиравшим силу Само. В кровавом побоище в центре Европы объединенные дружины западных славянских княжеств разгромили орду ненавистных обров и долго гнали бегущих степняков, засеяв их костьми свои земли. Большая часть аварских воинов полегла на поле боя, уцелевшие в панике отхлынули в Паннонию. Оправиться от этого поражения каганат уже не смог.

Император Ираклий крушение аварского каганата воспринял как дар небес. Все византийские войска были немедленно сняты со ставшего безопасным  северного рубежа и переброшены на восток. Не считаясь с потерями, византийцы вычистили персов из Малой Азии и Армении и ворвались в Грузию. Им на встречу из Зававказья, проломив Дербентские Ворота, двинулись войска Западного Тюркского Каганата. У стен Тбилиси император и тюркский каган соединились. Взять грузинскую столицу союзникам в тот раз не удалось. Не смотря на насмешки и оскорбления, сыпавшиеся на их головы с городских стен, оба владыки решили не изнурять свои армии затяжной осадой и штурмами. Из Грузии Ираклий повел свои войска в Персию и в начале 628 года подступил к персидской столице. Хосров II пытался спастись бегством, но был убит своими же приближенными, которые немедленно возвратил Византии все захваченные у нее ранее земли, тем самым выторговав себе мир. Византийцы ушли назад, но в том же году на Кавказе вновь объявился тюркский каган, которому, видимо, память о грузинских оскорблениях не давала спокойно спать. Тюрки без лишних проволочек взяли Тбилиси штурмом и устроили в городе беспощадную резню.

К началу 30-х годов 7 столетия Европа начала приходить в себя после аварского погрома. Изгнав степняков из Иллирии, славяне продолжали расселяться по всей Империи, основав там новые области: Сербию, Боснию, Славонию и Далмацию. Их поселения появились в Мизии, Вифинии, Фригии и даже в Сирии. Византийские власти, наконец, осознали неизбежность этого процесса и больше ему не противились. В Константинополе очень надеялись, что свежая славянская кровь вдохнет жизнь в опустошенные войной провинции, а заодно и прикроет империю от новых напастей с севера. Говорят, что именно присутствие на территории Византийской Империи славян на несколько столетий отсрочило её гибель.

В 631 году воинственный король франков Дагоберт, успевший уже победить и тюрингов, и баваров, и аламанов, и саксов, решил «наехать» еще и на богемских славян. Где-то в Прикарпатьи его повстречал Само. Дагоберта и его братву славяне покрошили в мелкую капусту. Преследуя бегущего короля, славяне ворвались во владения франков и спалили там несколько городов. Победа была столь впечатляющей, что князь лужицких сербов тут же признал власть Само над собой и со всей своей землей вошел в состав его «царства». Талантливый славянский военачальник 35 лет возглавлял объединенные силы западных славян. Его власть никто не оспаривал даже и тогда, когда все внешние враги были им уже разгромлены. К сожалению, как это часто и бывает, после смерти Само его государство распалось.

А вот у византийцев дела шли не так хорошо. К началу 30-х годов VII века они были вынуждены убрать последние свои гарнизоны с Пиренейского полуострова, уступив его вестготам, а в 634 году епископ Софроний сдал арабам Иерусалим, обговорив при этом условие, что они изгонят оттуда всех иудеев. Арабы свое слово сдержали. Спасаясь от репрессий, иудеи потянулись на север, туда, где ни византийцев, ни арабов еще не было.
 
В 635 году закончилась история аварского каганата в Европе. Булгарский князь Куврат, данник кагана, восстал и сверг с себя его иго. Разделившись на девять укрепленных станов, авары-обры еще какое-то время удерживали за собой Дакию и Паннонию, отбиваясь от баварцев и богемских славян, но диктовать соседям свою волю они уже не могли. В Центральной Европе восстановился доаварский статус-кво.


Рецензии