Жизненные истории 19
Холст раскрывался медленно, словно тайна, долгое время затаившаяся в темноте. На его поверхности проявились неясные очертания, размытые цвета — это была одна из картин Смирнова. Лена прищурилась, внимая каждому штриху. «Смотрите, — воскликнула она, — тут, похоже, изображён некий пейзаж... Он такой реалистичный и одновременно совершенно сказочный!» Казалось, что художник умел передавать не только природу, но и чувства, и эмоции. Борис Михайлович взглянул на неё с интересом: «Хорошо, Лена, но сейчас важно не только восхититься искусством. Нам нужно понять, где и как эти картины появились, и узнать хотя бы долю правды о том, что здесь творилось». Михаил, который до этого молчал, взволнованно добавил: «Неужели это правда, что художник Смирнов и родители Онисима были похищены? Мы должны найти улики! Быть может, они по собственной воле уехали?» Профессор кивнул, понимая мысль Михаила, и взял холст в руки, внимательно изучая каждую деталь. «Скорее всего, в этих картинах есть не только творческое содержание, но и заключены какие-то намёки для раскрытия некой тайны о художнике. Если в них заключены тайны — нам нужно проверить их все. Возможно, есть и другие подобные произведения, которые раскроют больше информации». В голове Бориса Михайловича зародилась идея. Он знал, что, изучая картины и материалы, их можно сопоставить с известными сюжетами и стилями того времени. Лена, продолжая разматывать холст, заворожённо вглядывалась в каждый мазок. Когда они спустились в подпол, где Онисимом был найден сундук с холстами и красками, Михаил заметил, что за стеной скрывается заколоченная дверца, искусно замаскированная досками. «Давайте проверим, что находится за этой дверью, — предложил он, с интересом указывая на тёмный угол, — возможно, там мы найдём ещё больше ответов, чем на этом холсте!» С волнением они все вместе подошли к загадочному входу. По мере приближения сердца трепетали от ожидания новых открытий. Дверца была настолько надёжно закрыта, что необходимо было приложить много усилий, чтобы её открыть. Замок, когда-то выглядевший довольно надёжным, в данный момент был похож на кусок ржавого железа, который легко поддался взлому. Внутри помещения, куда они с большой осторожностью вошли, было всё в пыли и паутине. Полки по всему помещению были уставлены колбами, склянками и пробирками. На полу вдоль стены лежали старые ящики и свитки — словно потерянные дополнения к уже начатой истории. «Это определённо стоит внимательно осмотреть!» — воскликнула Лена, оглядываясь на останки былых дней. «Давайте разберёмся, что здесь скрыто, и, может быть, мы сможем добраться до сути приключений Смирнова, Чёрного и их загадочного исчезновения», ; предложила она.
С этими словами они углубились в темноту таинственного помещения, готовясь обнаружить путь к разгадке их удивительной одиссеи. «Да, — проговорил профессор Игнатов, — лаборатория по изготовлению старинных красок нами найдена, осталось найти следы похищенных людей». В подвале, за скрытой дверью, царила такая пыль и многолетняя грязь, что они решили не рисковать и выбрались наружу сразу же. Они немедленно направились к реке, к своим гостевым домикам, чтобы немного привести себя в порядок. После недолгого отдыха они освежились в реке, несмотря на то, что вода уже остыла, а затем все вместе собрались в тени беседки за самоваром. Лена выдвинула свою версию: «Теперь нам стало понятно, что художник Смирнов со своими товарищами писал картины и иконы, подделывая их под старину, и, естественно, продавал незаконно, скорее всего, коллекционерам, быть может, и за рубеж». «Нет, Лена, невозможно создать картину, которую нельзя было бы распознать с помощью спектрального анализа. Современные методы экспертизы обладают высокой точностью и позволяют эффективно выявлять подделки». «Если бы в мире всё было так однозначно, то не было бы обманов и мошенничества», — проговорил молчавший до этого Михаил. Профессор Борис Михайлович произнёс: «Возможно, ты прав, Михаил. Современные технологии обследования и обнаружения подделок, созданных человеком, действительно весьма эффективны. Однако человек способен создать и новые технологии, которые сделают определение оригинала практически невозможным. Этот вопрос у нас сейчас на втором плане, на первом — расследование пропажи художника и родителей Онисима», ; закончил свою познавательную речь профессор Игнатов. На следующий день команда под предводительством профессора Игнатова Бориса Михайловича, с разрешения наставника старообрядческой общины, начала опрос жителей этого селения о делах минувших дней. Они ходили по селению по отдельности, чтобы не создавать ажиотажа, не собирая толпу у изб. Михаил с Леной обошли левую часть деревни, а Борис Михайлович с Валентиной Васильевной начали обход домов в противоположном направлении. Им повезло, что сейчас была осень, и основная часть сельчан находилась дома, на своих приусадебных участках: на общем поле они уже практически всё убрали. На опрос ушёл почти весь световой день, и только когда начало смеркаться, они собрались в беседке своего гостевого дома у реки, на отшибе деревни староверов. Подводя итоги своих опросов среди пожилых староверов, которые жили здесь в девяностые годы, Лена и Борис Михайлович, тщательно сопоставив все собранные факты, пришли к выводу, что художника Смирнова и родителей Онисима похитили люди по прозвищу Чёрный. Во всем этом начинании главную роль играл чернявый парень молодого возраста, около двадцати лет, которого звали Михась. Профессор Игнатов по этому поводу сделал немаловажное пояснение, начав рассказывать давнишнюю историю: «В те годы, тридцать лет назад, я только писал кандидатскую работу. Слышал краем уха о той нашумевшей истории, упоминавшейся в газетах, про Чёрного и его великую аферу с картинами и иконами. Тогда раскрыли целый синдикат, объединяющий изготовителей культурно-художественных ценностей и сбытчиков старины». «Я надеюсь, вам не нужно объяснять, что такое синдикат», — посмотрел на окружающих профессор. — «Синдикат — это одна из форм объединения предприятий, преследующая цель устранения конкуренции и улучшения условий коммерческой деятельности в области определения цен, закупки сырья, сбыта продукции и так далее», — пояснил он на всякий случай, употребив редко используемое слово.
Итак, продолжая свой рассказ, профессор вздохнул, словно готовясь преодолеть водопад воспоминаний, который неожиданно нахлынул на него. «В те времена, — пояснял он, рассказывая криминальную историю из прошлого, — Чёрный обрёл зловещую известность в кругах наркоторговцев и контрабандистов, но куда более уникальную роль он сыграл в самом искусстве. Его методы были не только научными, но и, как ни парадоксально, глубоко осмысленными. Он умел превращать простые вещи в настоящие произведения искусства, беря под контроль всю цепочку — от производства до сбыта. В руках этого человека идеи становились товарами, а старинные артефакты — элементами механизма его жадного замысла». Лена, любопытно наклонившись вперёд, спросила: «А что же случилось с теми, кто осмеливался идти против него?» Профессор на мгновение замер, его взгляд устремился вдаль, как будто он переместился в совершенно другую реальность. «Люди Чёрного, — произнес он с некоторой горечью, — безжалостно, даже с каким-то извращённым цинизмом, подавляли всякий протест. Похищения, угрозы — это была лишь верхушка айсберга. Они обладали бесконечным влиянием, и даже некоторые бесчестные люди из государственных структур оказывались под их контролем, не смея противостоять их угрозам и запугиванию их родственников». Михаил кашлянул, привлекая внимание собравшихся в беседке: «Но как же было раскрыто их дело?» — спросил он с нескрываемым интересом в голосе. «Это произошло благодаря тому, что внутренние разногласия начали подрывать их синдикат изнутри», — ответил профессор, вновь возвращаясь к нашумевшей в давние времена криминальной истории. «На свет вышли те, кто стремился к справедливости, кому надоела такая жизнь. И хотя это стоило многим жизни, именно они позволили обществу узнать правду. Но за эту правду некоторые расплатились, зачастую распрощавшись с жизнью в самых ужасных обстоятельствах». Разговор продолжался, наполняясь атмосферой тревоги и драматизма. Лена и Борис Михайлович обменивались взглядами, понимая, что на кону стоит не только истина, но и судьба людей, которые с мастерством передавали мир в красках, чуждых восприятию криминального авторитета Чёрного. В сердцах всех собравшихся здесь, на берегу чудесной реки, укрепилось решение — продолжить расследование и разгадать наконец тайну художника Смирнова, которая оставалась в тени многие годы, ведь тёмные страницы истории всегда требуют светлого разъяснения.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225072501207