Психология. Очерк 3. Кризис пожилого возраста
• молодость — до 45 лет;
• средний возраст — до 60 лет;
• пожилой — до 75 лет;
• старческий — до 90 лет;
• долгожители — люди старше 90 лет.
Разумеется, календарные (хронологические, по паспорту) цифры в этой классификации условны, «плюс/минус». Рассматривают еще возраст «биологический», «социальный», «психологический». Именно про психологический возраст идет речь, когда говорят про «кризисы возраста». Следует понимать, что с точки зрения кризисов возраста период молодости (до 45 лет) разбивается еще и на свои субпериоды. Но сейчас мы будем говорить только о кризисе пожилого возраста, хронологический ориентир которого составляет 75 лет. «Ориентир» потому, что возрасты «биологический», «социальный» и «психологический» оказывают весьма заметное влияние на возникновение и протекание кризиса пожилого возраста.
В силу уникальности и неповторимости каждого человека не существует двух одинаковых по содержанию кризисов возраста у разных людей. Но для каждого возрастного кризиса есть и свои закономерности. В кризисе пожилого возраста человеку открывается неполнота той жизни, которой он живет, открываются новые перспективы. Очень часто это лишь предчувствие, что все может быть по-другому. Личная картина мира приходит в движение, в ней появляются новые сущности и видятся по-новому устоявшиеся. Волей-неволей, мысли на эту тему появившись, уже не проходят. Они могут то слабеть, то нарастать, могут стать навязчивыми или даже главными переживаниями. Появляется желание или чувство необходимости изменить что-то в жизни. И этот процесс идет по нарастающей до тех пор, пока не оформятся наконец четкие вопросы к своей реальности и ответы на эти вопросы в виде запросов на конкретные перемены.
Никто не может видеть себя абсолютно точно. Кто я? Какой я? Всегда останется неопределенность, если не ошибка. И никто ни про кого не может сказать определенно и однозначно, что это за человек и какой он. Перцепция и самоперцепция в лучшем случае дадут достаточно точный результат для практических целей. И этого в жизни вполне хватит. Но очень часто результат может быть ошибочным, не соответствующим реалиям. На практике в обыденной жизни людям хватает, как им кажется, того, что они думают о себе и окружающих их людях. Просто не задумываются. Видят вас таким или сяким, и взаимодействуют с вами исходя из того, каким они вас видят. Неадекватное видение партнеров по общению – путь к неадекватному взаимодействию. Начиная с оценки, которую человек вольно или невольно дает другому человеку. Если восприятие неадекватно существенно, появляется возможность конфликта. Неадекватность восприятия очень распространенная причина конфликта (или условие возникновения конфликта). Это справедливо для любого возраста, а для пожилого особенно. Старики (не очень хорошее слово, но куда же от него денешься) – очень обидчивая категория людей. А в условиях возрастного кризиса эта черта характера обостряется. Особенно, если психологический возраст, психологическая зрелость отстает от хронологического (календарного).
Отмечу, что у женщин кризис пожилого возраста чаще, чем у мужчин, сопровождается депрессией и другими негативными проявлениями, что может приводить к усложнению отношений с близкими и возникновению ощущения ненужности, одиночества, отсутствия положительных перспектив. К тому же здоровье в этом возрасте начинает подводить, накладывая свою долю переживаний.
Хорошее стабильное настроение у пожилых людей не часто светится на лицах. Много в этот период жизни зависит от социализации, самочувствия, психологического состояния, окружения. Частые спутники людей в старости - повышенная тревожность, обидчивость, ранимость; находиться с ними во взаимоотношениях бывает непросто, а иногда даже не очень приятно.
Женщины более глубоко переживают старение, часто не могут смириться с этим, считают несправедливостью. Психика пытается защититься от осознания происходящих перемен и скатывается в возрастную иррациональную раздражительность. Один из особенностей, влияющих на протекание данного возрастного кризиса у представительниц прекрасного пола – это более высокая толерантность к отсутствию или слабости логики там, где требуется ее участие в рассмотрении текущей ситуации.
В плане психологического состояния нашего общества, работа над которым еще только в самом начале, возрастная психология, психология возрастных (нормативных) кризисов, кризиса пожилого возраста – это один из вызовов данной науки и практики. Отставание психологического просвещения и психологической грамотности населения от требований современности у нас очень велико. Поэтому мы можем встретить вокруг нас так много унылых безрадостных лиц пожилых людей, для чего может быть и нет каких-то объективных оснований. Может быть, уровень жизни пенсионеров и оставляет желать лучшего, но это не единственная, а может быть и не главная причина того, что у нас старость бывает настолько не в радость. Худо ли бедно, но наша бесплатная и довольно доступная медицина сделала бы честь многим нашим близким и далеким соседям по планете. С голоду тоже никто не умирает, если только по своей глупости. С жильем не блестяще, но и не безнадежно. Да и много чего еще можно вспомнить если не всегда хорошего, то и не всегда плохого. А вот в плане психологического здоровья, заботы о нем, изменения к нему отношения, работы еще много. Кризису пожилого возраста пора найти место получше в социальной повестке. Скольких людей он затрагивает, и сколько из них могут посмотреть на него как на вполне нормальную проблему, решение которой делает возраст дожития более приятным и содержательным.
Свидетельство о публикации №225072501403