Выбор. Фрагмент 8. Студент

* * *

1977 г.

Было еще совсем темно. Раннее январское утро бодрило. Алексей вышел из 17-го троллейбуса и направился к вузу сдавать свой  первый экзамен.

Алексей хотел прийти на экзамен раньше всех, чтобы быстрее освободиться и заняться своими делами. У него была запланирована встреча со старым другом.

Группа, в которой учился Алексей, считалась в институте элитной. Большинство студентов были отличниками или золотыми медалистами в школе. До экзамена было еще полтора часа, и Алексей в хорошем настроении, с сознанием, что, наверняка, пришел первый, вошел в аудиторию. И обалдел от удивления - на него смотрела  группа в полном составе - и местные и общежитские.

Алексей обратился к одногруппникам:

- Ребята, мне очень надо. Пропустите меня, пожалуйста, на сдачу экзамена первым!

- Всем надо! Занимай очередь за Юркой!

- А кто идет первым?- спросил Алексей.

- Я и Димон, — ответил Андрей.

- Вы будете готовиться положенные 30 минут. А я войду с вами и скажу, что отвечаю без подготовки сразу. Согласны? - спросил Алексей.

- Хорошо, если так. Мы согласны, попробуй! - насмешливо сказал Дмитрий.

И с этого момента все экзамены в институте Алексей сдавал без подготовки и студенты его пропускали вперед.

Было правда несколько забавных случаев. Один в ту же сессию на экзамене по физике.
Алексей взял билет, а экзаменатор достал сигарету из пачки. Студенты уже сидели и готовились к ответу. Профессор Лев Танхумович Турбович собрался выйти к окну покурить, и тут Алексей подошел прямо к доске, взял мел и заявил:

- Я без подготовки, буду отвечать сразу.

Лев Танхумович остановился, а Алексей стал отвечать, рисуя на ходу формулы.
Профессору хотелось курить, и он решил срезать сложным вопросом наглого студента:

- Подумайте, как изменится данная формула для  условий в выражении 3!

Экзаменатор с довольным видом в предвкушении сигаретной затяжки, достал зажигалку и уже собрался ей воспользоваться, как Алексей начал быстро, с ходу отвечать на поставленный вопрос. Профессор подошел к столу взял зачетку и поставил отлично.

- С вами не покуришь! И куда же вы спешите?! Знаю — к девушке! - улыбнулся профессор.

На втором курсе Алексей своим ответом без подготовки непреднамеренно подвел своих товарищей. Экзамен по дискретной математике лектору помогал принимать молодой ассистент Михаил Пейсахович Шайфер. Рассказывали, что как-то на практическом занятии он представился и предупредил, чтобы не называли его Пёсиковичем. И с этой минуты студенты его стали за глаза так величать.
 Так вот,  лектор задержался. Алексей пошел сдавать экзамен ассистенту. Студент начал отвечать без подготовки, на ходу рисуя формулы. Пёсикович почему-то вдруг возбудился и стал задавать вопросы по всему курсу. Прошло почти два часа непрерывных вопросов и ответов. Ассистент заметно устал, взял зачетку студента и стал медленно ее листать, смотря оценки за прошлый год. Почмокал губами и сказал очень грустно:

- Я в вас не ошибся. Отлично.

У Алексея было чувство, что Пёсикович не экзамен принимал, а корову покупал и упорно не хотел платить. Студент рассчитывал быстро освободиться, а попал на упорного зануду, который потратил много времени в явной попытке срезать. Потом Алексей узнал от тех, кто сдавал экзамен не лектору, а ассистенту, что больше ни одной пятерки Пёсикович никому не поставил.

Поток состоял из четырех групп - всего сто человек по одной специальности. На некоторых  лекциях объединялись несколько специальностей, несколько сотен студентов.
На специальности Алексея большинство составляли девушки. Они очень старательно и аккуратно писали конспекты. Алексей же любил просто слушать лекции. Он либо находил девушку, которая писала ему конспект под копирку, либо просто перед экзаменом приходил в общежитие и брал конспекты у девушек. Желающих дать конспект Алексею было тогда не мало. И так продолжалось, пока Алексей не женился. После этого конспект ему девушки не давали, под копирку не писали, и даже некоторые разговаривать перестали.

Перед экзаменом по теории информации жена сказала Алексею:

- Не вздумай сдавать без подготовки этому профессору. Он педант и любит, чтобы студент приходил к нему после подготовки с заполненном листом ответа. А ты собрался прийти и писать на чистом листе сходу формулы — он так не любит.

Алексей писал конспекты теперь сам. Он обычно выбирал тетрадки большого формата. А тут нашел дома чистую тетрадь в клеточку в твердом переплете, в которой по углам страниц его жена в детстве клеила переводные картинки. Не пропадать же такой хорошей тетрадке! Однажды на лекции профессор Каллер Моисей Яковлевич подошел к Алексею и, указав пальцем на тетрадь с яркой тропической бабочкой в верхнем углу страницы, спросил, повышая голос:

- Что это такое?!

- Моя тетрадь, — ответил спокойно Алексей.

- Это ваше отношение к предмету!- профессор недобро посмотрел на студента, развернулся и продолжил лекцию.

И вот на экзамене Алексей пришел к этому профессору с чистым листом и начал излагать ему, рисуя на ходу, теорему Котельникова, которая была в билете первым вопросом. Моисей Яковлевич слушал Алексея недолго, остановил его в середине ответа словами:

- Ну,  хорошо.

Алексей прочитал вслух в билете второй вопрос и хотел уже на него отвечать, как увидел протянутую ему зачетку с оценкой «хорошо».

- Идите, — сказал Моисей Яковлевич — и помните, что хорошие оценки не пересдают!

- Первая четверка среди отлично! Вот вредный профессор, отомстил, да еще без права пересдачи, — подумал, уходя, Алексей.

* * *

После зимней сессии на первом курсе Алексей обнаружил в почтовом ящике неожиданную открытку:

«Дорогой Алексей Николаевич! Приглашаем Вас на работу в научно-исследовательскую лабораторию кафедры «Электронные вычислительные машины».

Молодого студента удивило такое обращение по имени-отчеству с добавлением «дорогой».

«Либо действительно дорого стою, либо не заслужил еще обращения «уважаемый»», - рассудил он.

Алексей отработал весь весенний семестр в лаборатории. Приходил после занятий, перерисовывал по заданию электрические принципиальные схемы на листах миллиметровой бумаги большого формата. Платили 40 руб. в месяц. В те времена пообедать можно было за 50 коп. Плюс повышенная стипендия 50 руб. Но Алексей решил, что эта рисовальная работа не для него: ни уму, ни сердцу.

В следующем году доцент кафедры ТОЭ (Теоретические основы электротехники) Завьялов, под руководством которого Алексей написал свою первую студенческую работу о повышении точности баллистического гальванометра и выступил с ней на Неделе Науки, предложил студенту поработать в учебной лаборатории кафедры «ТОЭ» на полставки лаборанта.
Алексей согласился. Обслуживал нехитрое оборудование, помогал в проведении лабораторных работ.

На протяжении всей учебы в институте Алексей после занятий работал в учебных и научных лабораториях разных кафедр вуза. И после окончания обучения его распределили на родную кафедру инженером учебной лаборатории.


Рецензии