В недрах Земли

Автор - Северина (1855-1929), основной псевдоним , -
французская писательница, журналистка, выдающаяся фигура в журналистских
расследованиях, первая женщина, возглавившая крупную газету(Ле Кри дю люди), созданный Жюлем Валлесом.
********
барельеф суровой и дикой красоты изображает шахтеров
, занятых своими делами. По поведению одного из них видно, в каких позах
болезненная и изнурительная работа обрекает их на гибель._]

 =Трагическая жизнь шахтеров, которые работают в
постоянной и стойкой борьбе со стихией, была поставлена на повестку
дня ужасающей катастрофой в Курьере, о которой человечество все
еще скорбит. Наш сотрудник Северин, посетившая
«черную страну», знакомит нас с невзгодами и героизмами этого
трудового ада.=

Потребовался этот удар молнии, катастрофа с курьерами, и чтобы
число жертв намного превысило обычное количество
несчастных случаев такого рода, чтобы общественное внимание
окончательно сосредоточилось на судьбе несовершеннолетних.

Не то чтобы снова и снова она не испытывала эмоций, очень искренне, очень
остро. Но непосредственность его эмоций не уступала
мимолетности импульса. Несколько часов страха, несколько дней
печали... После этого, не так ли, нужно было заняться чем
-то другим? И забота, как и следовало бы, не пережила
смягчения, потрясения тем, что мы называем текущими событиями.

На этот раз катастрофа приняла такие масштабы, что судьбе было угодно
рука настолько тяжелая, что кажется, что сотрясение должно быть более продолжительным,
а сотрясение - более продолжительным. Пятьсот существований вымерли на одном
дыхании, пятьсот человеческих существ были уничтожены одним движением, исключая
традиционную и согласованную гекатомбу на полях сражений,
стоит остановиться и поразмышлять над этим...

И потом, это недалеко, совсем недалеко, в трех часах езды от бульвара. Здесь
речь идет уже не о Пенсильвании, как и не о Уэльсе.
Никакое море не прервет вибрацию, от которой содрогнулась земля. Краткая
депеша в десяти строках не содержит новостей, о которых нельзя
поговорим завтра еще раз.

Один министр забеспокоился; государи и державы, состоящие из
представителей всех наций, выразили свои соболезнования; тревожный шум продолжается,
требуя расследования и требуя справедливости; 4-8,
забавная коммерческая реклама, становятся упрямым девизом
требований горняков: 8 франков зарплаты, 8 часов сна,
8 часов работы, 8 часов, чтобы подумать, поесть, расслабить
конечности, немного почитать, прочистить мозги.

И фраза, которую в 1891 году произнес Коломбе, генеральный советник
Сент-Этьен, в госпитале дю Солей, перед вереницей гробов
, которые Ле Гризу наполнил у колодца ла Ману, фраза, произнесенная в
ответ на выступления властей, возвращается мне в память, принимая,
с учетом прошедшего времени и нынешних обстоятельств, жестокий масштаб.:

 --«После каждой катастрофы шахтеры видели, как кто-то, наконец, осуществил
желанные и долгожданные реформы. На этот
раз мы приносим вам пятьдесят шесть трупов! ... Что
вы собираетесь дать нам взамен? Что вы собираетесь
для нас сделать?»

Прошло пятнадцать лет; сегодня число жертв Холокоста увеличилось почти в три
раза. в десять раз; с помощью каких постоянных мер, с помощью каких
стабильных уступок мы компенсируем смертельный риск, доказательства которого больше не
требуются, мы немного облегчим их скорбь по погибшим, оставшимся в живых?

Ибо нельзя допустить, чтобы всеобщее волнение было неправильно понято; прими за
исключение то, что является правилом, в анналах шахтерского народа.
Прибавление менее сильное, но более частое: смерть
наступает «небольшими пачками», периодически, почти через равные промежутки времени.
И ужас обновления, вызванного почти всегда одними и теми же
причинами, для меня намного превосходит вспышку гекатомбы, масштабы которой,
по крайней мере, предполагают всеобщее милосердие.

Теперь эти «темные порезы», кто, кроме заинтересованных, записывает
их в своей памяти; сохраняет их память верной, детали точными;
выводит из них учение, которое они несут, и кто должен помочь
сохранить будущее? Необходимо,
чтобы вестфальцы проявили замечательную щедрость, от которой укрепляется догма братства
люди, приходят, чтобы продемонстрировать не теорией, а практикой
, не словами, а фактами превосходство своего маневра
и своих инструментов, чтобы мы соизволили заметить,
что у нас есть некоторый прогресс, которого необходимо достичь!

Однако какие уроки уже получены! И какие жестокие! Только в
В день Святого Стефана они похоронными рядами отмечены на всех
кладбищах города, на фасадах всех холмов, на которых
вырезаны деревянные кресты, похожие на пугающие заросли!

Только за последние двадцать лет здесь можно найти «квартал»
колодца Шатлюс - 90 могил - «квартал» колодца Верпийе - 200
могил - «квартал» колодца Пелисье - 120 могил - «квартал»
колодца Ману - 56 могил - не говоря уже о 72 могилах колодца Жабин
и о непрерывном источнике, который выливает шахта на кладбище! И вся эта
резня ничтожна рядом с убийством курьеров!

Кроме того, в то время как стефанские матери, по старинной моде,
кладут на место захоронения ребенка в своего рода застекленном
гробу маленькие игрушки, которыми он пользовался, и маленькую куклу у колыбели
то есть его изображение, сироты придумали повесить у постели
отца гениально, кропотливо сделанное ими
долгими зимними вечерами сокращение «плитки» и «дна» шахты.
В нем ничего не пропало! Тщательность сочетается с точностью ... и это
единственное впечатление, когда на могиле убитого можно встретить воспоминание
об убийце!

Бедные шахтеры! нам жаль их беспокойства - но если бы мы знали их жизнь!





НА ДНЕ ЯМЫ.--УЧАСТЬ ВДОВ.--НОСИТЬ ТРАУР.


В пять утра, как летом, так и зимой в большинстве
на фермах «жало» спускается к галереям либо по
мокрому и холодному «желобу», наклону, который ведет под уклоном до
уровня раскопок, либо по лестницам или клеткам, которые
ведут к ним вертикально. При первом способе он иногда
проходит сорок, пятьдесят минут, прежде чем добирается до
стройплощадки; при втором он повреждает ноги и рискует умереть при
малейшем неверном шаге; при третьем он «падает» за считанные секунды,
но с головокружительной быстротой, пока не задохнется, в то время как
его туша обработана до костного мозга.

[Иллюстрация: ВЫСТРЕЛ ГРИЗУ, АВТОР ХОСЕ ФРАППА (Клише Нейрдейна)

_ Среди этой вечной тьмы вспыхивает ужасный, ослепляющий
свет, раздается грозный взрыв, безумный, отчаянный крик:
«Ле Гризу!» Затем крики раненых и бегство
выживших, иногда сбивающихся с пути, врезающихся в стены, которые они
пытаются разрушить своими цепкими ногтями!_]

Внизу шланг, которым он постукивает, имеет высоту шестьдесят сантиметров.
Он пробирается туда на животе, с лампой в руке, поворачивается, ловит
свет, где только может, засовывает планшетку себе под затылок в качестве
и, лежа таким образом в грязи, выламывает свод, который
мелкими или крупными осколками разлетается по его лицу, груди,
животу. Если дятел разрушает слой породы, это может быть
поток воды, сметающий все вокруг, уносящий его, как плод, или топящий, как
крыса, в своей норе. Ле Гризу наблюдает за ним. Боли рано появляются,
ржавеют его петли, овладевают его костями.

И тьма всегда, вечно!

[Иллюстрация: СТРАДАНИЕ, КОТОРОЕ ПРИХОДИТ В ТРАУР ... (Сочинение Гео
Дюпюи)

_не более остро, в своей болезненной простоте, чем эта
сцена: женщина, ставшая вдовой, вынуждена раздеться догола и раздеть своих
детей, чтобы покрасить в черный цвет единственную одежду в семье ..._]

Раньше дело доходило до тринадцати часов в Бессеже,
до одиннадцати в Деказвилле, считая с обеденного перерыва. На рудниках
Берта рабочий получал 3,30 фр. дневной заработной платы; 3,80 фр. на
Луаре; 4 фр. в Па-де-Кале; в других местах от 5 до 6 фр.

Чистой заработной платы? Нет, нет. При этом необходимо было взять: 1;
«пиломатериалы», то есть те части, которые «шило» обязано размещать по мере необходимости.
по ходу движения; 2; «каталка», которая собирает и транспортирует
каменный уголь; 3; порошок, необходимый для крошения препятствия, на котором притупилась
кирка.

Следовательно, снижение на 50 0/0: выигрыш уменьшился вдвое; уменьшен до 2 фр. 50.
| Я часто цитировал ее, историю четырех «пикеров», связанных
с шахтами дю Норд, которые заработали 200 франков примерно за пятнадцать, и должны были сделать из этого вывод
Взрывчатых веществ на 180 франков, и, в конце концов, каждый получит по
хорошему экю за целых две недели известного нам труда!

Я помню одну вдову, между прочим, такую несчастную!

Я нашел ее в рубашке и нижней юбке, ее маленькие, как она была раздета,
окружали ушат, в который она опускала руки. В
черноватой жидкости плавали расплывчатые ткани. Та не плакала,
ничего не говорила, обезумев от отчаяния. Она только прошептала:

--У нас не было ни запасных, ни денег. Итак, на десять центов
настойки я оплакиваю наше горе. Так мы окажем честь моему бедному
мужу.

И вдруг ее сердце разрывается, рыдания душат ее. Какое сопротивление
она, несчастная, могла оказать приманке для немедленного облегчения
своих сирот, своего прародителя?




ХРИСТОС ШАХТЕРОВ

Другая, почти девочка, совсем юная, совсем хрупкая, наполняла
своими причитаниями окрестности Портного.

Ее отец был убит у колодца Жабин, когда ей было четыре года, и
она осталась одна, совсем одна, такая маленькая и слабая на пороге
огромной жизни! Затем судьба, казалось, смягчилась. Она
встретила хорошего парня, который женился на ней шестнадцатью месяцами ранее; у них
был ребенок, будущее улыбалось...

Три дня, три ночи она только кричала.:

--Мой мужчина! Мой мужчина! Мой мужчина!

Младенца пришлось удалить из пересохшей груди. У его двадцатидвухлетних висков
волосы побелели. И когда я навестил несчастную, она
встала, шатаясь подошла к камину и взяла там какой-то предмет
, который протянула мне:

--Вот, пожалуйста... Это был _люй_, кто это сделал. Это
воспоминание... Я больше не смогу его видеть.

[Иллюстрация: Смерть косит город

_катастрофа в Курьере, унесшая жизни 1280 человек, стоила
Франции всего населения небольшого городка. На этом рисунке
точно изображена огромная толпа пропавших без вести..._]

И внезапно выпрямилась, трагически простирая сжатые кулаки к небу.:

--Ничего нет, ничего! Иначе мой мужчина был бы там! Мой мужчина! Мой
мужчина!

Она подарила мне то странное распятие, которое шахтеры
вырезали ножом из говяжьих костей. Употребляя мясо
в пищу редко, в праздничные дни они тратят остатки этой роскоши на
попытки искусства. Они наивны, как и произведения
первобытных людей. Вокруг византийского Христа
объединяются непропорционально большие, но тщательно обработанные атрибуты Страстей: масштаб,
гвозди, клещи, чаша и фонарь, кнут и
копье и губка, пропитанная войлоком!

Я всегда хранил этот крест в память об этих муках. Именно
на глазах у той, что стонала в соседнем доме, мать
Тесье, между четырьмя гробами.

Утром ее сыновья уехали, крепкие, живые... вечером она
побежала узнавать их - в «куче!»

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я только что говорил об аренде: в
этом отношении характерна одна деталь. Во многих местах бассейна реки Луары и не только
в частности, в Сент-Этьене шахта «тянет» здания, которые
ее преодолевают, нарушает равновесие, разъединяет стены. Крыши
наклоняются, щели говорят о ненадежности здания,
лестничные марши убегают, как оправа сломанного веера.
Арендаторы уходят, дилерские компании снизу
берут верх и извлекают выгоду из этих руин. Они сдают
их в аренду за небольшую плату своим работникам или предоставляют их в пользование, за
счет уменьшения пенсии, вдовам пострадавших. Каждое жилье
таким образом, он зарабатывает от шестидесяти до девяноста франков в год:
это немалая экономия. В случае аварии мы по-прежнему имеем дело с
фиксированной ставкой.

[Иллюстрация: КОНВОЙ НЕКОТОРЫХ ЖЕРТВ КУРЬЕРОВ...

_под снегом, который устилал задумчивый город,
прошли сотни бедных пивных, за которыми в подавляющем молчании следовали семьи в слезах
._]

Однако бывают случаи, когда муниципалитет вмешивается, выселяет
жителей, запрещает доступ в слишком небезопасные жилища. Отсюда и некоторые
претензии со стороны администраций.

По правде говоря, привыкание к опасности делает шахтеров
необычайно стойкими душами, пренебрежительными, почти влюбленными в опасность.
Они неистово бросаются туда и попеременно переходят от боли к
восторгу, от восторга к героизму, от героизма к гневу.
Казалось бы, от того, что они так сильно эволюционировали в тени, их менталитет приобрел резкую
подвижность сумеречных птиц. У нее это вызывает всплески, незапланированные
возвращения, короткие взмахи крыльев.

Кто не видел этих людей после аварии, во время спасения, тот не
может иметь ни малейшего представления об их рвении и самоотверженности. Они будут сражаться
против любого, кто попытается помешать их движению.

Кроме того, мы знаем, что позволяем им это делать: это лучшая партия.
Таким образом, они изнуряют себя физическим раздражением и моральными страданиями.

И потом, какие шоу красоты они устраивают!

Я помню, как поднимали с факелами труп большой
белой лошади. Он был задушен гризу в колодце ла-Ману. Его
тело преграждало проход.

-- Снимите с него шкуру! - приказал инженер.

Но рабочий, товарищем которого было животное
, отказывал себе в работе, заручаясь поддержкой своих товарищей.

-- Мой бедный старик!... Он поднимется таким, какой он есть, и мы положим его в
известь. Я не хочу, чтобы его вырезали. О, шипение!

И вскоре после этого зверь возник из темноты, фантастический,
призрачный, среди туманов и жестокостей
неопределенного освещения.

Его грива развевалась, как женские волосы, в глазах
отражался испуг. Стоя, он вспоминал лошадей Марли и, более
того, курьеров сна, на которых ездят Валькирии среди
облаков.

Когда я смотрел на него, рабочий рядом со мной сказал почти завистливым тоном:
:

-- Он отдыхает!

Это правда. Больше всего жаловался пес _пирог_, который
последовательно терял двух своих хозяев, отца и сына, с разницей в год
, младший - в Верпийе, старший - в Вильбефе,
узнал их на шахте, сопроводил на кладбище «как один человек»
, как говорили помощники, и с тех пор бродил по дорогам, безутешный,
этакий очень милый волк, лающий на луну - и на смерть!

Это чувство почти безразличия к тому, кто больше не страдает, я
испытал на самом месте катастрофы, на дне колодца
Пелисье, «Людоед», куда я спустилась, за шестьсот
метров под землей, между двумя взрывами. Первая за четыре дня
до этого унесла сто пятьдесят жертв, вторая, на
следующий день после моего визита, унесла еще семнадцать.

Когда клетка сработала, женщины-шахтеры, собравшиеся вокруг
, расписались, как при отправлении колонны. И в течение трех часов
я бродил, ползал по галереям, в атмосфере, испорченной
разложением трупов, преодолевая самые разные температуры
, обжигая колени своей кольчуги, стирая ладони
перчаток, иногда натыкаясь на бесчисленные обломки...

Конечно, не любопытство побудило меня отправиться в приключение,
а потребность увидеть все, чтобы все описать и получить
помощь для стольких выживших, которых можно пожалеть иначе, чем пропавших без вести.

Мне это удалось: публика прислала сорок восемь тысяч франков.

[Иллюстрация: РЕЗНАЯ КОСТЬ

_ Шахтеры, которые редко едят мясо, посвящают
память об этих пиршествах, иногда очень любопытно вырезая кости.
Одно из таких наивных произведений изображает атрибуты Страсти._]

И, конечно, моим худшим испытанием было посещение больницы. Потому что там было страдания, пульсирующая, кровоточащая плоть и разорванные сердца, борющиеся с судьбой!Ах, ужасное видение! Эти кошмарные видения, эти призраки, покрытые гнойной коркой, этот запах гангрены и кровавой бойни, эти обломки, в которых сохранился весь разум, вся воля и безудержный инстинкт самосохранения! Пни в ватных перчатках зашевелились, медленные, но цепкие пальцы вцепились в складки моего платья.
--Я не хочу умирать! Я не хочу умирать!

Это был первый крик, который издало большинство раненых, когда их
губы были оторваны; это был крик Крузе
, которого мы заставили в агонии погрузить в ванну с теплой водой, потому
что гризу содрал с него кожу, как с угря!

Вы, кто теперь, как и я, знаете, каково положение
несовершеннолетних, разве вы не думаете, что при надлежащем правосудии его стоит улучшить; что никакие соображения не могут превалировать над заботой
о человеческой жизни; и что мнение, наконец, в силу своего редкого единодушия, в силу широты своего мнения, не может быть более справедливым. помощь, произнесенная по этому поводу?
****
СЕВЕРИН (Кэролайн Реми).


Рецензии