В Каунасе оперные певцы В. Барсова и А. Алексеев

    


  1. Здание  Государственного театра.
  2. Александр Алексеев — Ленский, «Евгений Онегин».
  3. Валерия Барсова — Розина, «Севильский цирюльник».
  4. Зрительный зал Государственного театра на 500 человек
  5. Афиша оперы «Севильский цирюльник» 28 мая 1929 г. с участием В. Барсовой.
  6. Афиша на литовском языке  оперы «Севильский цирюльник» 28 мая 1929 г. с участием В. Барсовой.
  7. Афиша опер «Риголетто» и «Травиата» 30 и 31 мая 1929 г. с участием В. Барсовой и А. Алексеева.
  8. Афиша на литовском языке опер «Риголетто» и «Травиата» 30 и 31 мая 1929 г. с участием В. Барсовой и А. Алексеева.
  9. Афиша концерта В. Барсовой 13 и 14 июня  1931 г. в Летнем театре.
  10. Афиша на литовском языке концертов В. Барсовой 13 и 14 июня 1931 г. в Летнем театре.
  11. Летний театр. 
 12.  Афиша на литовском языке оперы «Севильский цирюльник» 22 февраля 1936 г. с участием В. Барсовой.



В Каунасе —  оперные солисты Большого театра Валерия Барсова и Александр Алексеев

Абсолютная уникальность гастролей В. Барсовой и А. Алексеева в 1929 г. в Каунасе —  единственный раз в межвоенные годы два оперных солиста Большого театра пели в двух оперных постановках вместе с коллегами местного Государственного театра.

Газ. «Эхо» компетентно освещала на своих страницах все выступления В. Барсовой и А. Алексеева:

В. Барсова
«приезжает к нам завтра на две гастроли в государственной опере. Это большой праздник для наших театралов. В. Барсова считается одной из первых певиц в Европе. Ее замечательное колоратурное сопрано, симпатичный тембр ее голоса, ее умение владеть ими, легкость, с которой она исполняет самые трудные фиоритуры и колоратуры, все это доставляет такое наслаждение, какое редко можно встретить в наше время. В. Барсова выступит у нас в «Севильском цирюльнике» в партии Розины, считающейся ее коронной ролью, В 3-ем действии на уроке музыки она исполняет труднейшие колоратурные вещ, между прочим знаменитую арию из «Бразильского жемчуга» Давида и известного алябьевского «Соловья» в той труднейшей редакции, в которой могла петь только Нежданова. Такой певицы в Каунасе еще не слыхали».
Эхо, 1929, 25 мая.

В. Барсова в «Севильском цирюльнике»:
«Московский Большой театр богат прекрасными колоратурными сопрано. А теперь театр обогатился прекрасной певицей В. Барсовой. Всегда русская оперная школа требовала от своих артисток кроме пения драматической игры, верной трактовки роли и ее одухотворенности. Особенно получили хорошую школу молодые оперные артисты , прошедшие стаж оперной студии Большого театра имени Станиславского, который работал с ними лично.
В. Барсова по своей фигуре и темпераменту удивительно хорошо подходит к роли Розины. В ней она дает прекрасное, живое воплощение кокетливой, веселой плутовки-красавицы, воспитанницы доктора Бартоло. Артистка так умело и легко пользуется мелодией для осуществления выразительности драматического толкования роли, что и с музыкальной стороны она дает музыкальную законченность живого образа Розины. А. Барсова красиво, легко, просто шутя, своим приятным, прекрасно обработанным колоратурным сопрано справляется с виртуозной партией Розины. Колоратура, трели, стаккаты и прочие прелести виртуозного пения у нее доведены до совершенства. Кроме многочисленных арий этой мелодичной оперы, В. Барсова в сцене урока пения с маэстро дон Алонзо порадовала слушателей художественным исполнением целого ряда романсов. Публика была в восторге и бесконечно горячо вызывала».                Диэзъ.
Эхо, 1929, 31 мая.

 Обо всем.
«Первое выступление В. Барсовой вполне оправдало те восторженные отзывы о певице, которые дала вся рижская пресса. Такие предшествующие дифирамбы имеют ту плохую сторону, что возбуждают слишком большие надежды и предъявляют преувеличенные требования. Но уже первый выход В. Барсовой показал, что и ковенская публика вполне присоединилась к оценке певицы, как артистки первой величины, как в вокальном отношении, так и в драматическом. В. Барсова впервые выезжает за границу для того, чтобы показать свое искусство, но пока ограничилась только выступлениями в Риге и Каунасе. Но можно быть уверенным, что и в Европе артистка произведет большое впечатление и будет причислена  к первым знаменитостям.
 К сожалению, русские артистки и артисты кроме большого таланта обладают еще и необыкновенной скромностью. Будем надеяться, что и в Европе ее ожидают по достоинству такие же триумфы, которые она встретила в Риге и Каунасе.
Второе выступление В. Барсовой в партии Джильды сопровождалось таким же триумфом как в первый раз: бесконечные овации, цветы, требования повторений, переполненный зал. Замечательно при этом, что большая часть публики была та же, что н на «Севильском цирюльнике». Это лучшее доказательство прочности успеха артистки. И публика не ошиблась. Партия Джильды в исполнении В. Барсовой получила своеобразную музыкальную и драматическую интерпретацию, совершенно отличную от легкомысленной лукавой и кокетливой Розины  —  Барсовой. Сегодня последнее выступление артистки в партии Виолетты, — это опять новый тип любящий женщины, новый стиль музыки, где большому таланту есть что показать.
Выступающий вместе с В. Барсовой ее партнер по московскому большому театру А. Алексеев принадлежит к числу лирических теноров чистейшей воды. Теперешние певцы, воспитанные на веристких и русских операх последних 30-40 лет, где даже в лирических местах преобладает музыкальный речитатив, где композитор обращает больше внимание, на выразительность, чем на красоту мелодической линии, редко сохраняют вместе с тем уменье пользоваться широкой кантиленой, непрерывающимся легато и другими особенностями специфически старой итальянской музыки. А. Алексеев в полной мере обладает этими качествами, он умеет очаровывать широким и открытым бель-канто, он умеет дать мелодию с той приятностью и сладкостью, которая является необходимою составной частью итальянской музыки старой школы. Правда, голос у А. Алексеева небольшой, слабоватый не блещущий сильными верхами, но за то симпатичный тембр и главное прелестная певучесть его кантилены выкупает все. Необходимо еще указать на то, что певец не прибегает ни к каким внешним эффектам, не старается форсировать голоса и не вносит в исполнение  никаких антихудожественных элементов».           Кодакъ. 
Эхо, 1929, 31 мая.

Оп. «Риголетто» с В. Барсовой и А. Алексеевым:
Мечтательная, чистая, скромная Джильда является по характеру полной противоположностью хитрой, бойкой, плутоватой Розине. Но талантливая В. Барсова легко сумела воплотиться в этом новом образе и вложить в него душу. Джильда В. Барсовой нежная, любящая дочь. Она с любовью встречает своего отца, утешает его в постоянных его сомнениях и опасениях. Ее романтическая натура, изолированная от общества подозрительным отцом, жаждет любви, и встреча с красавцем герцогом является роковой для страстной, доверчивой девушки. Джильда полюбила герцога до самозабвения, до жертвы за него. В. Барсова провела свою роль с искренним и глубоким переживанием. В музыкальном отношении каждая фраза, каждая мелодия и каждый нюанс артисткой осмыслен, приведен в соответствие с драматическим толкованием. Ее красивый, технически воспитанный голос звучал красиво в партии Джильды. Особенно сильное впечатление произвела большая ария Джильды, которая по единодушному требованию была повторена. Не меньший успех выпал на долю дуэта, прекрасного исполненного В. Барсовой с А. Алексеевым, выступившим в роли Герцога. А. Алексеев также артист Моск. Большого театра. Он очень выгодно подкупает симпатией зрителя и слушателя своим свежим, молодым, красивым голосом, своей музыкальностью. У А. Алексеева хорошо развитое дыхание, владеет артист голосом легко, исполняет с бель-канто. Все арии, особенно: «Сердце красавицы», имели выдающийся успех, а популярная песня Герцога была повторена на бис. Сценическая сторона роли Герцога у А. Алексеева еще требует отделки. В первом действии Герцог у А. Алексеева недостаточно внушителен, мало величественен, держится сутуловато, несколько робко. Во второй картине первого действия, в костюме студента, он уже вполне хорош, смелее, чувственнее и типично развязнее Герцога А. Алексеева в последнем действии. В. Барсова и А. Алексеев, оба молодые, со свежими молодыми голосами, обладают кроме того удивительно подходящей наружностью к ролям Джильды и Герцога. Все это создает в отношении этих двух образов художественное, выгодное впечатление. Оба гастролера понравились публике, которая их много вызывала. Не обошлось, конечно, без цветочных подношений.                Дiэзъ.
Эхо, 1929, 1 июня

Последние выступления В. Барсовой и А. Алексеева:
Для последнего гастрольного спектакля В. Барсовой и А. Алексеева была поставлена оп. «Травиата». Свежие, молодые, красивые голоса, прекрасная техника и вдумчивая игра обоих артистов создали художественный успех.  В драме Дюма, взятой сюжетом для оперы «Травиата», изображается общество начала 19 столетия. Сама идея  — 
неравенство и недопустимость брачных отношений между дворянином и представительницей сцены уже давно перешла в область истории. Поэтому и постановка «Травиаты» должна быть в стиле времен Дюма. В. Барсова в первом действии была более подвижна и темпераментна, чем можно бы ожидать о больной Виолетты среди шикарного высшего общества. Голос В. Барсовой звучал прекрасно. Все арии были исполнены с подъемом, блестяще. Но для полной художественности хотелось бы в нежных моментах немного больше колоратурной мягкости звука, особенно на верах, в которых чувствовалась некая резкость. Сцена с отцом Альфреда и сцена с Альфредом на балу были проведены В. Барсовой с естественным, глубоким переживанием. Последняя сцена — болезнь и смерть Виолетты произвела сильное впечатление своим трагизмом.
А. Алексеев играл вдумчиво, но захватил искренностью чувства только в последней сцене с умирающей Виолеттой. В музыкальном отношении он был очень хорош.
Закончились гастроли В. Барсовой и А. Алексеева концертом, составленным из целого ряда прекрасных романсов и арий.                Дiэзъ.
Эхо, 1929, 5 июня.

Чем дольше разлука, тем сильнее счастье встречи!

Через два года все меломаны Каунаса вновь могли встретиться с полюбившейся им Валерией Барсовой. Но, во-первых, А. Алексеев отсутствовал, во-вторых, В. Барсова не пела в оперных постановках. Состоялось лишь три концерта талантливой оперной певицы.

Концерты (9, 13, 14 июня) В. Барсовой:
В. Барсова стала любимицей ковенцев. Она здесь желанный гость. Первый концерт прошел с аншлагом, а второй сейчас же за первым тоже собрал полный Летний театр. Во втором концерте В. Барсова начала программу чарующей своей задушевностью и богатой мелодией арией Снегурочки из оперы Римского-Корсакова. Затем она легко и изящно спела популярный вальс из оперы «Ромео и Джульетта», муз. Гуно. К сожалению, В. Барсова не спела нам обещанную по программе арию арию Людмилы из оп. «Руслан и Людмила» Глинки. Правда, за то она заменила ее также интересной арией из оп. «Севильский цирюльник», которую она исполняет мастерски, давая в ней художественную характеристику плутоватой, кокетливой, темпераментной Розины. Как  в этой арии, так и в «Севильяне» Массне, арии Филины из оп. «Миньон» Тома, «Соловье» Алябьева В. Барсова блеснула доведенной до совершенства вокальной техникой, чистотою, легкостью колоратуры и естественностью чувства. Лирические романсы: «Нимфы Бемберга, «Мазурка» Шопена, Вальс из оп «Богема» Пуччини, Вальс Дюран, Старинный русский романс: Нет, не люблю я вас» Булатова А. Барсова исполнила с таким же совершенством, чаруя слушателя светлым, приятным тембром голоса, широкой кантиленой, богатой фразировкой и нюансировкой. Также хорошо была спета песнь «Индийского гостя» из оп. «Садко» Римского-Корсакова, но слуху, привыкшему к исполнению этой арии в опере мужчиной, казалось странным исполнение ее женским голосом.
В. Барсова имела колоссальный успех у публики, которая горячо аплодировала и вызывала артистку. Певице музыкально аккомпанировал Григорий Ступель.

Неисповедимы пути Господни! И оперных солистов также?
22 февраля 1936 г. В. Барсова во второй раз поёт в Каунасе партию Розины в опере «Севильский цирюльник».

А 23 февраля в театре “Metropolitain” состоялся гастрольный концерт певицы (театр был со зрительным залом на 800 человек, уютным, с ровным освещением, хорошей акустикой).

Гастроли В. Барсовой:
В. Барсова — одна из более ярких теперь колоратурных звезд Московского Большого театра. В Каунасе В. Барсова не в первый раз. Ее здесь искренне любят. Она у нас всегда желанный гость. 22 февраля В. Барсова выступила в Государственном театре в роли Розины в опере «Севильский цирюльник». Образ Розины одно из лучших ее созданий. Он соответствует ее радостному настроению, грациозно лирическому дарованию. В. Барсова в роли Розины непринужденна, убедительно естественна, нежно мила. Красота голоса, чудная школа, богато развитая техника восхищают слушателя.  Стильность, вдумчивость, чувство меры характеризуют В. Барсову, как артистку культуры, артистку — художницу. С первого своего появления в опере В. Барсова приковала к себе внимание зрителей. Сцену письма в первом действии опере по естественности и живости передачи можно считать шедевром. Арию этой сцены артистке пришлось по требованию публики повторить. Дуэты с Фигаро, Альмавивой были проведены непринужденно. Особенно большой успех имела сцена урока пения во втором действии в которой по традиции концертные номера. В. Барсова чудная вокалистка, и здесь была в своей сфере. По настоятельному требованию слушателей ей пришлось исполнить целую концертную программу. Вальс Дюран «Для тебя пою», романс «Пришла пора» Бенедиктова, мазурку Шопена, гавот Лекока на тему из оперетты «Дочь мадам Анго» и др. Были исполнены художественно и привели в восторг слушателей. Успех В. Барсовой был громадный. Аплодисментам не было конца. Ей были поднесены цветы. Опера «Севильский цирюльник» поставлена в Государственном театре живо в стиле гротеска, комедии буф, с допущением утрировки и комических вольностей.
23 февраля в театре “Metropolitain” состоялся концерт В. Барсовой, в котором она имела большой простор для обнаружения высоких качеств своего прекрасного голоса, таланта и вокального мастерства. Перед слушателями продефилировал большой ряд оперных арий романсов самых разнообразных по характеру и настроению. С душевной, поэтической грустью А. Барсова спела арию Снегурочки Римского-Корсакова. Прекрасно передан был восточный колорит в песне Кюи. Эффектно прозвучала жизнерадостная серенада Глазунова. В вальсах Даргомыжского, Александрова, Дюран  и гавоте Лекока было много грации, пластики, динамики. Мазурка Шопена очаровала ажурностью, легкой нежностью настроения. Тарантелла и фантазия на мелодию испанского танца из оп. «Кармен» захватили темпераментом, живыми темпами и испанским колоритом. В полонезе из «Миньоны», в вальсе из «Ромео и Джульетта» и других колоратурных ариях В. Барсова показала совершенство колоратурной техники, легкость и чистоту пассажей, трелей пиччикато, выразительность и красоту мелодии. Публика, до отказа переполнившая театр, горячо аплодировала каждому номеру, требуя все новых бисов. Успех артистки был громадный. С большим мастерством, чуткостью и пониманием солистке аккомпанировал на рояле латвийский пианист И. Сухов.                Дiэзъ.
Эхо, 1936, 25 февраля.

Расставшись со своей любимицей, меломаны всё же в течение ряда лет имели возможность слушать В. Барсову в ретрансляциях Литовского радиофона. 

20 января 1940 г. газ. «Эхо» напечатала информацию, что в Литву приедут оперные солисты СССР, в том числе и В. Барсова. Этого не случилось. Может это связано с тем, что в середине июня 1940 г. в Литву вошла Красная армия. После отставки президента А. Сметоны 14 – 15 июля прошли выборы в Народный сейм, явка избирателей достигла 95 %. 21 июля Литва была инкорпорирована в СССР.  Собравшийся новый Сейм объявил, что Литва проявляет своё желание войти в состав СССР. 3 августа в Москву для подписания соглашения о вступлении Литвы в состав СССР была отправлена литовская делегация, в которую входили известные общественные деятели. Подписав этот документ, Литва вошла в состав СССР. И все поклонники певицы стали с В. Барсовой согражданами.
Но новая встреча с ней произошла  только в октябре 1946 г. В Вильнюсе две недели гастролировал Государственный русский народный оркестр под руководством Д. Осипова. Как солистка В. Барсова исполняла несколько народных песен (одну и на литовском), арии из произведений Глинки и Римского-Корсакова.
 19 ноября 1951 г. на экраны республики вышел фильм «Большой концерт», В. Барсова исполнила роль хозяйки гостиной Большого театра (в фильме появляется на 43 мин.  23 сек.)

В. Барсова представлена в ряде энциклопедий, изданных на литовском языке: в Бостоне (Т. 2, 1954 г.),  в Вильнюсе (Т. 2, 1977 г. и 2002 г.).

You Tube:
Валерия Барсова - 1980 - Валерия Барсова © [LP] © Vinyl Rip
А.И. Алексеев/Alexeev - Средь шумного бала (Чайковский), 1933


Рецензии