История суфизма. Орден Кубравийа
ум. ок. 650/1252) — еще один халифа, потомки которого поддерживали местную таифа при его гробнице в Бахрабаде (Хорасан). Основные ордены, ведущие начало от Наджмаддина: Фирдаусийа — индийская ветвь от линии, восходящей к Бахарзи из Бухары, о котором мы только что упоминали. Орден назван в честь халифы Бадраддина Фирдауси, халифа же последнего Наджибаддин Мухаммад (ум. ок. 1300, в Дели)
распространил этот орден в Индии. Нурийа — багдадская ветвь, основанная Нураддином Абдаррахманом ал-Исфараини (ум. 717/1317), учителем ас-Симнани.
Рукнийа — хорасанская ветвь, ведущая происхождение от Рукнаддина Абу-л-Макарима Ахмада б. Шарафаддина, обычно известного под именем Ала ад-даула ас-Симнани (ум. 736/1336). Хамаданийа — кашмирская ветвь рукнийа, основанная Саййидом Али б. Шихабаддином б. Мухаммадом ал-Хамадани. Он родился в Хамадане (714/1314), умер в Рахли (786/1385) и похоронен в Хутталане в Таджикистане. Окончательное утверждение ислама в Кашмире связывают с тремя посещениями региона этим бродячим суфием в 1372, 1379 и 1383 гг. С ним связывают миграцию в Кашмир семисот суфиев, искавших прибежища от монголов Тимура, за которыми последовали еще триста (при Мир Мухаммаде, сыне Али). Игтишашийа — хорасанская ветвь, основанная Исхаком
ал-Хутталани (был убит эмиссарами Шахруха в 826/1423 г.), учеником Али ал-Хамадани. От него через его ученика Абдаллаха Барзишабади Машхади берет начало шиитский орден захабийа (ныне его центр в Ширазе), именем которого часто называют линию Наджмаддина, что приводит к путанице. Нурбахшийа — хорасанская ветвь, идущая от Мухаммада б. Абдаллаха по прозванию Нурбахш (ум. 869/1464), ученика
Исхака ал-Хутталани, создавшего особое, явно шиитское вероучение. К нему восходят тоже две независимые линии — одна через его сына Касима Фаидбахша, ведущая к нурбахшийе, а другая через Шамсаддина Мухаммада ал-Лахиджи (или Лахджани, ум. 912/1506-07), у которого была самостоятельная ханака в Ширазе. Ас-Симнани оказал огромное влияние на развитие религиозной мысли в среднеазиатских и индийских орденах, несмотря на то что его собственный орден не играл значительной роли. Он
родился в 659/1261 г. в хорасанском городе Симнан в семье, где все по традиции служили по гражданской части. Он поступил на службу к буддисту ильхану Аргуну (правил в 1284—1291 гг.), а затем, неожиданно испытав непроизвольный хал, посвятил себя мистической жизни. Уладив возникшие поначалу осложнения с Аргуном, он был посвящен в кубравийскую силсила шейхом Касирки ал-Исфараини и получил разрешение от Аргуна идти своим независимым путем. Завершив паломничество и посвятив некоторое время обучению в ханаке своего учителя в Багдаде, он вернулся на родину в Симнан и основал там собственную ханаку Суфийабад-и Худадад, где прожил спокойно до самой смерти в 736/1336 г. Ас-Симнани был автором многочисленных сочинений и придерживался ортодоксального направления, выступая сторонником буквалистского толкования Корана и строгого следования шариату как залогу успешного продвижения по «пути» мистического познания. Он осуждал современные ему искажения (бида) суфийской философии, но не практики. Он порицал
новые идеи в отношении вилайа и чудес святых, оспаривал теологические воззрения Ибн ал-Араби и учил, что мир лишь отражение, а не эманация Истины. Позднее его метод, заимствованный индийским накшбанди Ахмадом ас-Сирхинди, прославился под названием вахдат аш-шухуд (единение свидетеля или явлений) как противопоставление вахдат ал-вуджуд (единение Сущего) Ибн ал-Араби. Несмотря на свою ортодоксальность в области теоретической, он был горячим поклонником практики экстаза и популяризировал новые приемы зикра, заимствованные из практики
йогов, в том числе особое подергивание головы, введенное посвятившим его в орден ал-Касирки. Он учил также разным видам «очных ставок» (таваджоюух) для общения с духами умерших суфиев посредством концентрации внимания. Он особенно
прославился своими толкованиями видений Наджмадина и классификации цветов, ассоциируемых с суфийскими стадиями последовательного озарения.
Источник: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.— 328 с.
Свидетельство о публикации №225072601096