История суфизма. Индийская сухравардийа

В арабских и персидских сферах ислама лишь немногие шейхи решались открыто заявить о себе как о последователях ас-Сухраварди. Так, например, члены многочисленных таифа учения шазилийа называли себя шазилитами. Силсила Сухраварди распространилась в Индии как самостоятельная школа мистического направления и стала там одной из главных тарика. Ее выдающиеся деятели — Нураддин Мубарак Газнави, ученик Шихабаддина, гробница которого в Дели стала знаменитой, и Хамидаддин из Наджоры (ум. 673/1274). Он был главным индийским халифа Шихабаддина, пока не дал обета покорности Кутбаддину Бахтийару Каки.
Самым рьяным пропагандистом вероучения в Синде и Пенджабе стал другой ученик — Бахааддин Закарийа (1182—1268) родом из Хорасана. Районом его деятельности был Мултан, а его преемником стал его старший сын Садраддин Мухаммад Ариф (ум. 1285), после чего преемственность поддерживалась этой же семьей. Вместе с тем от него ведет начало огромное число самостоятельных линий, часть из которых получила известность в Индии как бишар («ордены, не придерживающиеся шариата»). Один ортодоксальный «путь», представленный ханакой Джалаладдина Сурхпоша ал-Бухари (1192—1291), в Учче стал важным центром распространения тарика. В отличие от
шейхов ордена чиштийа, второго активно действовавшего ордена в Индии, Бахааддин был сторонником светской политики, свободно водил дружбу с принцами, не отказывался от почестей и богатства и нажил себе значительное состояние. В угоду улама он и его приближенные придерживались строго ортодоксальной линии и отвергали сама (публичные радения с песнопениями и танцами) в той форме, которая преобладала среди сторонников чишти.

Источник: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.— 328 с.


Рецензии