Смекалин и парадокс Монти Холла - 1
"ВЕЛИКИЕ ПАРАДОКСЫ: ОТ ТРЁХ ДВЕРЕЙ К ПРОЗРЕНИЮ"
ПРЕДИСЛОВИЕ
Парадокс Монти Холла — одна из самых знаменитых задач теории вероятностей, названная в честь ведущего американского телешоу Let's Make a Deal Монти Холла.
На первый взгляд задача кажется простой: игрок выбирает одну из трёх дверей, за одной из которых находится приз, ведущий открывает одну из двух оставшихся дверей (всегда пустую) и предлагает игроку поменять свой выбор.
Математически правильный ответ противоречит человеческой интуиции.
Этот парадокс не только демонстрирует ограниченность нашего интуитивного понимания вероятности, но и показывает, как легко ошибиться в оценке ситуаций, которые кажутся простыми.
Самое же интересное - та философия, которая вытекает из этого феномена.
Цикл лекций профессора Смекалина постепенно подводит читателя к пониманию этого удивительного парадокса.
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ: "ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ С НЕВОЗМОЖНЫМ"
Занавес поднимается. На сцене — кафедра, украшенная тремя огромными дверями из картона, перед которыми суетится странная фигура в твидовом пиджаке с заплатками на локтях. Это профессор Смекалин, и сегодня он явно в игривом настроении.
Профессор Смекалин поправляя очки и тащя за собой игрушечную козу на веревочке:
Дорогие мои математические мазохисты и статистические садисты! (смех в зале) Добро пожаловать на первое представление нашего цирка ужасов, также известного как Введение в Великие Парадоксы!
Останавливается у центральной двери, прислоняется к ней:
Сегодня мы начнём путешествие, которое заставит ваши мозги корчиться в такой сладкой агонии, что вы будете одновременно проклинать меня и благодарить. Это как математическое БДСМ — больно, но приятно! (игриво подмигивает)
Достаёт из кармана три игральные карты и начинает жонглировать ими:
Позвольте представить вам героя нашей драмы — парадокс Монти Холла. Звучит банально? Ха! Это как сказать, что Гамлет — просто история о парне с проблемами принятия решений!
Студентка Анна из первого ряда:
Профессор, а что такого особенного в этом парадоксе? Разве там не просто 50 на 50?
Профессор Смекалин останавливается как вкопанный, карты падают на пол:
50 на 50?! ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ?! (театрально хватается за сердце)
Падает на кафедру, изображая смертельные муки:
О боже, она сказала “50 на 50”! Это как сказать, что Война и мир — просто длинная книжка о том, как русские не любят французов!
Внезапно вскакивает, полный энергии:
Мадемуазель Анна, вы только что произнесли самую прекрасную, самую соблазнительную, самую опасную ложь в истории математики! И знаете что? Большинство людей — включая нобелевских лауреатов, профессоров Гарварда и даже некоторых математиков — думают точно так же!
Начинает расхаживать по сцене, как актёр в шекспировской трагедии:
Но что, если я скажу вам, что эта интуиция — самый изощрённый обман, который наш мозг когда-либо проделывал с нами? Что реальность настолько контринтуитивна, что даже Пол Эрдёш — человек, доказавший больше теорем, чем у меня седых волос — сначала не поверил в правильный ответ?
Студент Борис скептически:
А может, профессор, это просто математики любят усложнять простые вещи?
Профессор Смекалин с лукавой улыбкой:
Ах, милый Борис! Вы попали в самую точку! Именно такие вопросы и делают математику настоящим детективом среди наук!
Подходит к трём картонным дверям:
Видите эти двери? За одной из них — приз вашей мечты. Скажем, диплом с отличием. (скептически смотрит на зал). Знаю, некоторые предпочли бы автомобиль. (раздаются смешки). За двумя другими — нечто менее приятное. Скажем, пересдача моего экзамена. Или - коза. (зал смеётся)
Вы выбираете дверь. Затем я, зная, что за какой дверью находится, открываю одну из невыбранных — всегда ту, где пересдача. И предлагаю вам поменять свой выбор.
Делает театральную паузу:
Вопрос на миллион: менять или не менять? И почему ваша логика построения ответа, скорее всего, будет катастрофически неправильной?
Студентка Вера неуверенно:
Ну... логически же остались две двери, значит...
Профессор Смекалин прерывает её жестом дирижёра:
Стоп! Не говорите! Не портите мне удовольствие! (смеется)
Видите, что происходит? Ваш мозг уже начал делать предположения. И каждое из них — ловушка, расставленная нашей собственной интуицией!
Садится на край кафедры, принимает заговорщический тон:
В следующих лекциях мы будем препарировать этот парадокс, как патологоанатомы препарируют тайны жизни. Мы заглянем в самые тёмные уголки человеческого мышления, где логика дерётся с интуицией, а математика — с здравым смыслом.
Встаёт, раскидывает руки широко:
И в конце этого путешествия — обещаю вам! — произойдёт то самое прозрение, от которого у вас по спине побегут мурашки, а в глазах загорится огонь понимания!
Студент Глеб озадаченно:
Профессор, а нельзя просто сразу дать ответ?
Профессор Смекалин с ужасом на лице:
Дать ответ сразу?! СРАЗУ?! (хватается за голову)
Молодой человек, это всё равно что спросить: Нельзя ли прочитать Преступление и наказание одним предложением? Или: Можно ли пережить первую любовь за пять минут?
Подходит к Глебу:
Дорогой Глеб, парадокс — это не просто загадка с ответом. Это опыт. Это путешествие души через лабиринты собственных заблуждений к сверкающей истине!
Возвращается к центру сцены:
А пока... (загадочно улыбается) ...пока просто запомните: в этой истории есть три двери, две козы, один автомобиль и одна истина, которая перевернёт ваше представление о том, как работает реальность.
Театрально кланяется:
До свидания, мои дорогие! И помните: настоящие парадоксы не решаются — они переживаются!
Занавес медленно опускается под звуки классической музыки, а профессор Смекалин, напевая, собирает с пола свои игральные карты.
Свидетельство о публикации №225072601248