Смекалин и парадокс Монти Холла - 2
"ВЕЛИКИЕ ПАРАДОКСЫ: ОТ ТРЁХ ДВЕРЕЙ К ПРОЗРЕНИЮ"
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ: "АНАТОМИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ЗЕРКАЛЬНОМ ЛАБИРИНТЕ"
В полутьме проступают очертания самого невероятного кабинета, который только можно вообразить. Мы находимся в старинной патологоанатомической лаборатории викторианской эпохи, но реконструированной явно безумным гением. Высокие сводчатые потолки поддерживают колонны, покрытые росписью в стиле медицинских атласов XVIII века - здесь изображены анатомические диаграммы человеческого мозга, но вместо обычных извилин каждое полушарие представляет собой сложный лабиринт из зеркал.
По всему залу расставлены витрины различных форм и размеров, каждая из которых содержит что-то поразительное: в одной плавает в формалине пластиковый мозг с надписью "Интуиция", лежит коллекция очков с кривыми стеклами под табличкой "Искажения восприятия", в третьей красуется манекен головы с открытым черепом, внутри которого вместо мозга находится миниатюрная карусель с лошадками-мыслями.
Центр зала занимает огромный операционный стол, на котором лежат не хирургические инструменты, а целый арсенал зеркал: от крошечных карманных до гигантских напольных в позолоченных барочных рамах. Каждое зеркало закреплено на поворотном механизме и может изменять угол наклона. Рядом со столом стоит старинная тележка с колесиками, на которой разложены увеличительные стекла, призмы, калейдоскопы и даже несколько кривых зеркал из комнат смеха.
Вдоль стен тянутся полки с банками, содержащими "препараты" человеческих заблуждений: "Иллюзия контроля", "Эффект подтверждения", "Ошибка выжившего", "Парадокс выбора". На каждой банке красуется этикетка с латинскими названиями и датой "обнаружения".
Освещение создают не обычные светильники, а система подвесных оптических приборов - линз, призм и зеркал, которые преломляют и отражают свет от единственного источника в центре потолка, создавая в зале настоящую симфонию света и тени. Каждый луч, отразившись от одного зеркала, попадает в другое, затем в третье, создавая бесконечные световые коридоры.
В углу зала стоит граммофон с огромной раструбой, из которого доносятся звуки, явно записанные в лаборатории: то бульканье жидкостей в колбах, то тиканье метронома, то отдаленные голоса, произносящие статистические данные. Весь этот звуковой коктейль создает атмосферу научного безумства.
Профессор Смекалин появляется из-за одного из больших зеркал, словно материализуется из отражения. На нем длинный белый халат патологоанатома, но поверх халата надет театральный жилет с золотыми пуговицами, а на голове - странная шляпа, представляющая собой гибрид цилиндра фокусника и хирургической шапочки. В руках он держит анатомический атлас, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это атлас человеческих иллюзий.
Профессор Смекалин медленно обходит операционный стол, напоминая патологоанатома и иллюзиониста одновременно:
Добро пожаловать в мою лабораторию заблуждений, дорогие исследователи человеческой глупости! (его голос отражается от зеркал, создавая эхо) Сегодня мы проведем вскрытие самого загадочного органа во вселенной - человеческой логики!
Подходит к одной из витрин и достает оттуда прозрачную модель черепа, внутри которого вместо мозга находится калейдоскоп:
Видите ли, каждый из нас носит в голове этот прекрасный прибор. (встряхивает череп, калейдоскоп внутри поворачивается, создавая новые узоры) Один поворот мысли - и реальность преображается до неузнаваемости! Но мы, в своем благородном самообмане, убеждены, что видим мир таким, какой он есть на самом деле!
Студентка Марина из второго ряда:
Профессор, но как же объективная реальность? Ведь факты остаются фактами...
Профессор Смекалин театрально падает на операционный стол, изображая обморок, а затем медленно поднимается:
ФАКТЫ?! (голос дрожит от ложного ужаса) Моя дорогая Марина, вы только что произнесли самое опасное слово в этом кабинете!
Берет из тележки увеличительное стекло и подносит его к глазу, рассматривая Марину:
Знаете, что такое факт? Это иллюзия, которая согласилась показать паспорт! (зал смеется)
Перемещается к одному из больших зеркал и начинает его поворачивать:
Посмотрите сюда! Вот я стою перед зеркалом. Факт - я вижу себя. Но что я вижу на самом деле? (поворачивает зеркало под углом) Теперь я вижу потолок! То же зеркало, тот же Смекалин, но совершенно другая картина!
Подходит к витрине с банками и берет одну с надписью "Эффект подтверждения":
А вот и главный виновник нашей сегодняшней трагедии! (показывает банку аудитории) Эффект подтверждения - прекрасный экземпляр, пойман в дикой природе человеческого разума в 1960 году психологом Питером Уэйсоном.
Ставит банку на операционный стол и достает хирургический скальпель (игрушечный):
Давайте проведем вскрытие этого загадочного существа! (делает вид, что разрезает банку) Ага! Вот что у нас внутри!
Достает из "банки" несколько карточек с написанными на них словами:
"Ищу только то, что подтверждает мои убеждения", "Игнорирую противоречащие факты", "Интерпретирую двусмысленность в свою пользу"...
Студент Олег скептически:
Профессор, но это же элементарная психология! Причем здесь парадокс Монти Холла?
Профессор Смекалин останавливается как вкопанный, затем медленно поворачивается к Олегу, театрально прикладывая руку к сердцу:
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ?! (делает паузу) Милый Олег, если это так элементарно, то объясните мне, почему в нашем парадоксе люди видят "50 на 50", хотя ЭЛЕМЕНТАРНАЯ логика должна подсказывать совсем другое?
Подходит к центральному зеркалу и начинает его вращать:
Понимаете ли, когда мы говорим "осталось две двери", наш мозг применяет эвристику репрезентативности. (отражение в зеркале множится) Ситуация КАЖЕТСЯ похожей на подбрасывание монетки. И наш внутренний калейдоскоп радостно кричит: "Я это знаю! Это же 50 на 50!"
Берет со стола один из калейдоскопов и подносит к глазу:
Но что если я скажу вам, что калейдоскоп лжет? (смотрит в калейдоскоп, поворачивает его) Видите ли, я вижу прекрасную симметричную мандалу. Но знаете, что там на самом деле? Три кусочка цветного стекла и два зеркала!
Студентка Анна с любопытством:
То есть наше восприятие "двух равноправных дверей" - тоже иллюзия калейдоскопа?
Профессор Смекалин роняет калейдоскоп (специально, для эффекта), тот катится по полу:
БРАВО, Анна! БРАВО! (аплодирует, звук отражается от зеркал) Вы только что совершили прорыв в понимании!
Подходит к операционному столу и начинает расставлять на нем маленькие зеркала в определенном порядке:
Видите, в парадоксе Монти Холла вы думаете, что видите "две двери" (ставит два зеркала рядом), но на самом деле вы видите вот это! (поворачивает зеркала так, что они отражают друг друга, создавая бесконечный коридор отражений)
Первое зеркало - ваш изначальный выбор с его историей и вероятностью. Второе зеркало - дверь, которая впитала в себя информацию обо всех отвергнутых возможностях!
Студент Денис недоуменно:
Но профессор, как дверь может "впитать информацию"? Это же просто дверь!
Профессор Смекалин хватает из витрины банку с надписью "Антропоморфизм" и размахивает ею:
АГА! Попались! (смеется) Денис, вы только что продемонстрировали еще одно когнитивное искажение - антропоморфизм наоборот!
Ставит банку на стол:
Вы думаете о двери как о "просто двери". Но в контексте игры дверь - это носитель информации! Как... (ищет сравнение, смотрится в зеркала) ...как письмо! Письмо тоже "просто бумага", но оно несет в себе послание!
Берет два разных зеркала и ставит их друг напротив друга:
Когда ведущий открывает одну дверь, он не просто "убирает дверь". Он передает информацию! И эта информация неравномерно распределяется между оставшимися вариантами!
Включает один из оптических приборов на потолке, луч света начинает метаться между зеркалами:
Смотрите! Луч света - это информация. Видите, как он отражается? Один раз, два раза, три... Информация не исчезает, она ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ!
Студентка Света задумчиво:
Получается, что наше восприятие "50 на 50" - это результат неправильной работы нашего внутреннего калейдоскопа?
Профессор Смекалин подпрыгивает от восторга, чуть не сбив тележку с инструментами:
СВЕТ-А! Какое прекрасное имя для момента озарения! (смеется над собственной шуткой) Именно! Наш ментальный калейдоскоп настроен на поиск симметрии и закономерностей!
Достает из тележки призму и направляет на нее луч света, тот разлагается в спектр:
Видите? Белый свет кажется простым и единым. Но стоит посмотреть под правильным углом... (спектр играет на стене) ...и мы видим всю сложность его природы!
Подходит к одной из витрин и достает оттуда манекен головы с открывающимся черепом:
А теперь, дорогие мои коллеги по цеху заблуждений, давайте заглянем в святая святых! (открывает череп манекена)
Внутри вместо мозга действительно находится миниатюрная карусель с лошадками, на каждой из которых написано: "Эвристика доступности", "Эффект якоря", "Иллюзия контроля", "Парадокс выбора"...
Эта карусель и есть наше мышление! (запускает карусель) Видите, как она крутится? Какая лошадка остановится первой, та эвристика и сработает!
Студент Максим с интересом:
А можно ли как-то остановить эту карусель? Научиться мыслить более... объективно?
Профессор Смекалин останавливает карусель пальцем:
Остановить? (пауза) Милый Максим, а зачем? Эта карусель - не враг! Она помогает нам выживать в мире бесконечной сложности!
Закрывает череп манекена и ставит его обратно:
Проблема не в том, что карусель крутится. Проблема в том, что мы ЗАБЫВАЕМ, что она крутится! Мы принимаем её результаты за абсолютную истину!
Берет калейдоскоп с пола и протягивает Максиму:
Посмотрите в калейдоскоп. Что вы видите?
Максим смотрит:
Красивый узор...
Профессор Смекалин:
А теперь поверните его чуть-чуть.
Максим поворачивает:
Узор изменился...
Профессор Смекалин торжествующе:
ВОТ! Вот в чем суть! Узор изменился, но вы же не думаете, что ВСЕЛЕННАЯ изменилась? Вы понимаете, что изменился угол зрения!
Подходит к центральному зеркалу и поворачивает его так, что в нем отражается вся аудитория:
В парадоксе Монти Холла большинство людей смотрят на ситуацию под одним углом. И видят "две равноправные двери". Но стоит чуть-чуть повернуть зеркало мышления... (поворачивает зеркало) ...и картина кардинально меняется!
Студентка Ира нетерпеливо:
Профессор, а когда же вы нам покажете правильный угол?
Профессор Смекалин делает вид, что падает в обморок от ужаса:
ПОКАЗАТЬ?! СЕЙЧАС?! (хватается за операционный стол) Дорогая Ира, это все равно что спросить хирурга: "А можно сразу к сердцу, минуя все остальные органы?"
Медленно выпрямляется и принимает заговорщический тон:
Понимаете ли, правильное понимание парадокса - это не информация, которую можно СООБЩИТЬ. Это ОПЫТ, который нужно ПЕРЕЖИТЬ!
Начинает ходить между зеркалами, его отражения множатся:
В следующей лекции... (голос становится таинственным) ...мы отправимся в путешествие по лабиринту зависимых событий. Мы узнаем, как ваш выбор влияет на поведение ведущего, и как поведение ведущего влияет на ваши шансы на выигрыш.
Останавливается перед большим зеркалом и смотрит в него:
А пока... (поворачивается к аудитории) ...идите домой и подумайте вот о чем: когда вы смотрите в зеркало, вы видите себя или видите то, что зеркало хочет вам показать?
Берет один из калейдоскопов и подносит его к глазу:
И помните: в мире парадоксов самые красивые узоры создаются из самых простых элементов! (поворачивает калейдоскоп) Главное - не забывать поворачивать!
Гасит центральный свет, оптические приборы на потолке перестают работать, зеркала погружаются во тьму одно за другим:
До свидания, мои дорогие препараторы иллюзий! И помните: в анатомии заблуждений нет плохих и хороших органов - есть только те, которые мы умеем правильно исследовать!
В полной темноте слышен только звук вращающегося калейдоскопа...
Свидетельство о публикации №225072601269