История суфизма. Орден Тиджанийа

Изменения в Магрибе связаны с орденом тиджанийа. Абул-Аббас Ахмад б. Мухаммад б. ал-Мухтар ат-Тиджани родился в 1150/1737 г. в Айн Мади, на юге Алжира. Он был связан со многими орденами и стал мукаддамом ордена халватийа. В рассказе, который, как считается, восходит к самому Ахмаду, говорится о том, как ему в Тлемсене в 1196/1782 г. было дано знамение и он основал свой независимый орден. «Пророк дал ему разрешение посвящать в то время, когда он уходит от общения с людьми и предается самоусовершенствованию, однако при этом он не должен претендовать на сан шейха до тех пор, пока не получит не во сне, а наяву соизволения наставлять людей, всех, без ограничения, и пока ему не назначен вирд, который он должен передавать дальше. После этого события ат-Тиджани ушел в пустыню. Обстоятельства этого периода его жизни точно неизвестны, он, очевидно, вступил в конфликт с турецкими властями и в конце концов поселился в оазисе Аби Смагун. Здесь в 1200/1786 г. ему было ниспослано последнее откровение (фатх). В 1213 г. он покинул свое убежище в пустыне (на этот раз, кажется, не по
собственной воле) и перебрался в Марокко, чтобы приступить к осуществлению своей более широкой миссии. Он поселился в Фесе, где его гостеприимно принял Мулай Сулайман и где ат-Тиджани жил до самой смерти в 1815 г. Ахмад создавал свой орден по строго намеченному плану. Первоначально он избрал халватийа за основу своей цепи преемственности, несмотря на то что многое в его учении было заимствовано из шазилийа. В нем четко различаются руководство и наставничество (тарбийа и талим), но различие это не было зафиксировано в более поздних правилах ордена. Как и
следовало ожидать, обязанности членов ордена, которому предстояло расти, были несложными. Ахмад не налагал на них эпитимий, не требовал аскетического уединения, да и весь ритуал ордена отличался простотой. По мнению Ахмада, прежде всего необходим был посредник между богом и человеком, и таким посредником — для своего времени — он считал себя и своих преемников. Его сторонникам строжайше запрещалось не только приносить обет (ахд) верности другому шейху, но и обращаться к другим вали, помимо него самого и вали его ордена: «Когда Пророк дал ему разрешение основать свой апостолический путь и он получил божественную силу благодаря этому  посредничеству, Пророк сказал ему: „Ты не обязан милостью
никому из шейхов Пути, ибо я единственный твой посредник и наставник в истине. Оставь все, что ты взял ранее из относящегося к Пути“». Соответственно у тиджанитов только одна силсила, восходящая к основателю. Ахмад настаивал на тихом
зикре, даже при коллективных радениях, осуждал посещения «святых мест» (зийара и мавсим), столь популярных в Магрибе, так как все они ассоциировались с прежними носителями барака. Поэтому первоначально он не получил всеобщего признания. Он назначал местных руководителей (мукаддама) из числа посвященных членов, не требуя никаких дополнительных упражнений, кроме тех, что значились в правилах и ритуальных регламентациях ордена. Но всякая связь с какими-либо другими шейхами кроме него запрещалась. В результате к моменту его смерти существовала широко разветвленная сеть агентов и система сбора пожертвований действовала очень эффективно. Перед смертью Ахмада ваххабитское движение начало оказывать прямое влияние на Северную Африку. В 1226/1811 г. Сауд б. Абдалазиз, ваххабитский вождь, а затем правитель Хиджаза, отправил послание Мулай Сулайману в Марокко,
призывая народ встать на путь реформ. Мулай Сулайман поставил своего сына Абу Исхака Ибрахима во главе каравана, совершавшего ежегодные паломничества в сопровождении улемов, и тот по возвращении рассказал ему подробно об осуждении ваххабитами культа святых. В утверждении ваххабитских идей они увидели средство ослабить влияние марабутов. Мулай Сулайман издал пространное уложение, где перечислял все случаи нарушения сунны. Хотя Ахмад и не пользовался благосклонностью улемов, он безоговорочно поддержал все это, действуя в соответствии со своей политикой угождения правящим властям, политикой, ставшей в дальнейшем характерной для его ордена. Хутба, читавшаяся во всех мечетях, была воспринята марабутистскими элементами как объявление войны и вызвала восстание (1818—1822), где приняли участие амхауш, глава ордена ваззанийа и новое духовное светило — ад-Даркави. Несмотря на то что Ахмад был похоронен в Фесе, где его
гробница стала местом паломничества, руководство ордена переместилось в два новых центра в Алжире. Ахмад назначил своим преемником Али б. Ису (ум. 1844), мукаддама завийи в Тамалхате (около Тамасина), и распорядился, чтобы преемственность переходила поочередно от его семьи к семье Али б. Исы. Али убедил сыновей Ахмада сделать 'Айн Мади своим постоянным местопребыванием; после его смерти руководство перешло к сыну Ахмада, Мухаммаду ас-Сагиру, а затем вернулось к потомкам Али. До смерти Мухаммада ал-Ида в 1876 г. в ордене не было серьезных разногласий. Раскол произошел после того, как две семьи рассорились, затеяв спор о наследовании. В результате два алжирских центра имели только местное непосредственное управление, а остальные африканские группы объявили о своей независимости, что, однако, не
отразилось в дальнейшем на распространении ордена — местные руководители не претендовали на основание новых линий. В итоге к началу XX в. тиджанийа стала одним из самых влиятельных орденов в Марокко и Алжире. Орден этот распространился на юг от Сахары, проникнув в Западный, затем в Нилотский и, наконец, в Центральный Судан. В Западном Судане орден первоначально стал популярным
среди марабутских групп (звайа) мавританского племени Ида-в Али. Он, вероятно, не распространялся бы за пределы этого племени и не получил бы влияния среди негров, если бы не токолор из Фута Торо по имени ал-Хаджж Умар, который с помощью обета верности привлек к себе сторонников и силой насаждал тиджанийа. После его смерти орден продолжал расти,особенно сильно среди племен фулбе и токолор, в среде которых он считался аристократическим сравнительно с более простонародным орденом кадирийа (других в Западной Африке не было). Многие магрибинцы-тиджаниты, отправляясь в хаджж, оседали в Египте или в Нилотском Судане и знакомили местных жителей со своим орденом. Выше упоминалось о том, что всякий, кто был способен пропагандировать учение тиджанийа, мог стать мукаддамом. В Нилотском Судане приверженцы ордена в основном происходили из западносуданских фулбе и токолор, осевших в Судане. В Центральном Судане орден распространился только в XX в., причем принадлежность к нему стала характерной для фулбе. За пределами Африки влияние тиджанитов было незначительным. Хотя им удалось основать завийа в Мекке, их учение было воспринято лишь частью осевших здесь западных суданцев
и эмигрантов.

Источник: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.— 328 с.


Рецензии