История суфизма. Орден даркавийа и его ответвления
ат-Тиджани он не получил от Пророка веления основать тарику, он мало писал и утверждал единственно, что его зикр заимствован у его учителя Али ал-Амрана ал-Джамала (ум.1779). Создается впечатление, что ад-Даркави всю жизнь был
жертвой обстоятельств, над которыми был не властен. Сам ад-Даркави подчеркивал, что непричастен к мирским делам, и ревностно выступал против использования бараки в старых орденах, однако его собственный орден стал знаменитым и даже одиозным как политико-религиозное движение. Сам он тоже оказался втянутым в политику. Мулай Сулайман (правил 1795—1822) пытался было использовать потенциальные возможности ореола святости ад-Даркави, чтобы укрепить свою позиции против турок в Оране и Тлимсене, но позднее, как мы видели, осудил вообще практику орденов. Ад-Даркави выступил против одного из своих мукаддамов, Абдалкадира б. Шарифа, за его нападения на турок в Оране (1805—1808), однако позднее он поддерживал руководителей восстания против власти Мулай Сулаймана. Он не был ведущей фигурой в этом вооруженном выступлении, но его ловко использовали другие. Султан разгневался, и ад-Даркави был посажен в тюрьму. Следующий султан — Абдаррахман (1822—1859) освободил его, но орден распадался на отдельные ветви, он слабел и его политическая деятельность в Марокко угасала. После смерти ад-Даркави, последовавшей в его завийи в Бу-Берихе (к северу от Феса), среди его родного племени бану зарвал появилась тарика, связанная с именем ад-Даркави; ее
можно считать новой, так как она имела четкую линию преемственности. Посвященные самим ад-Даркави рассеялись повсеместно, основали собственные завийа, но сохранили духовную генеалогию. В Марокко орден стал самым влиятельным, но он
распространился также в Магрибе и имел несколько мукаддамов в Египте и Хиджазе. Некоторые из завийа, функционировавшие в течение длительного времени, примкнули к новому ордену, и в числе их были амхауш и хансалийа. Они покинули насарийа и присоединились к даркавийа скорее из политических, чем религиозных соображений. Ниже приводится перечень главных отделений ордена:
1) Завийа основателя ордена в Бу-Берихе, где похоронены сам ад-Даркави и большинство его преемников. Дочерние завийа в Тетуане, Танжере, Гумаре и др. Главный центр переместился в расположенную неподалеку завийу Амаджжута (Амджот) после 1863 г.
2) Бадавийа. Южномарокканская ветвь тафилалта, иногда ее называют шурафа из Мадагры. Основатель — Ахмад ал-Бадави, ученик ад-Даркави, похороненный в Фесе, но эта ветвь ведет начало (завийа в Гаузе) от его преемника Ахмада ал-Хашими б. ал-Араби, после смерти которого (1892) распри по поводу прямой преемственности привели к основанию соперничающих друг с другом завийа.
3) Бузидийа. Основатель — Мухаммад б. Ахмад ал-Бузиди (ум. 1814), ученик ад-Даркави. Его ученик Ибн Аджиба (Абул-Аббас Ахмад, ум. 1809) прославился как автор многочисленных сочинений.
4) Гуммарийа. Основатель — Ахмад б. Абдалмумин, гробница находится в Тушгане.
5) Харракийа. Северное Марокко, основатель — Абу Абдаллах Мухаммад б. Мухаммад ал-Харрак (ум. 1845).
6) Каттанийа. Завийа в Фесе, основана (ок. 1850) Мухаммадом б. Абдалваххабом ал-Каттани. Его внук, носящий то же имя, направлял деятельность завийи с 1890 г. Ал-Каттани был посажен в тюрьму вазиром Ахмадом и вышел из нее после его
смерти, после чего орден очень вырос. Особенно сильно орден расширился в правление Мулай Абдалазиза, но Мулай Рафид обращался с шейхом так сурово, что тот, не выдержав, умер. Все завийа были закрыты, и орден почти перестал существовать, но впоследствии (ок. 1918) он был восстановлен под руководством Абдалхаййа.
7) Бу-Аззавийа, или хабрийа. Основана в Северо-Восточном Марокко (завийа Дрива) Мухаммадом (ал-Хабри) б. Ахмадом ат-Таййибом ал-Бу-Аззави (ум. в Марракеше, 1914).
8) Алжирские ветви:
(а) Махаджийа, или каддурийа. Основатель — Сиди Бу-Азза ал-Махаджи из Мостаганама, которому наследовал его ученик Мухаммад б. Сулайман ал-Авда ал-Каддур из Недромы.
(б) Алавийа. Основана Ахмадом ал-Алави, который, пройдя ученичество в исавийа, перешел под руководство Мухаммада ал-Бузиди (ум. 1909), а в 1914 г. провозгласил создание не зависимой ветви. On умер в 1934 г. и похоронен в завийи Тигзита и Моггнгннамс.
(и) Кроме того, существуют завийа, связанные с Мухаммадом Мисуном б. Мухаммадом (Сид ал-Мисун)— главой алжирском истин (ум. 1300/1883); Адда б. Гулам Аллахом (ум.1800 г.), гробница и завийа находятся около Тиарета; ал-Арби Абдаллахом Абу Тавилем ал-Ваншариши.
9) Мидинийа: (а) триполитанская и хиджазская ветвь, образованные после смерти ад-Даркави Мухаммадом Хасаном б.
Ха мной ал-Мадани. Он родился в Медине, был учеником ад Даркави в Бу-Берихе, затем вернулся в Медину, где посвятил в орден многих халифа. После смерти ад-Даркави он обосновался в Триполи, где основал собственную тарику; умер в Мисурата в 1363/1846 г. При сыне и преемнике ал-Мадани, Мухаммаде Зафире, маданийа, по существу, превратилась в новый самостоятельный орден, и его мукаддамы рассеялись по всему Тунису, Алжиру, Ливии, Феззану, Хиджазу и Турции, где орден
играл панисламистскую роль.
От маданийа отделились две ветви:
б) Рахманийа 10 — хиджазская ветвь, основанная Мухаммадом б. Мухаммадом б. Масудом б. Абдаррахманом ал-Фаси,. который отправился в Мекку в 1850 г., построил гам завийу и умер в 4878 г.
в) Йашрутийа. Основана Али Нураддином ал-Йашрути, который родился в Бизерте в 1793 г. и умер в Акре в 1891 г. Даркавийа привлекала людей из самых разных социальных групп. Горожане читали свои зикры, при случае отправлялись к могилам святых, но не меняли при этом обычный для них образ жизни. Среди горных племен и сельских жителей вступление в орден при посредничестве местного мукаддама означало установление более тесного духовного влияния ордена и порождало фанатизм, который нередко приводил к конфликтам со старыми орденами и мешал политическому контролю властей п. Если даже исключить тунеядцев, элемент неизбежный в завийи, орден этот насчитывал необычно большое число приверженцев, которые вели дервишескую жизнь: с посохом в руках, в рубище (муракка а) , с крупными деревянными четками на шее (запрещенными для сануситов) они бродили с места на место, читая молитвы и распевая суры Корана. Институт бродячих дервишей восходит к самому ад Даркави. Этот орден допускал участие в его деятельности женщин; как сообщалось, в 1942 г. в Марокко было восемь руководительниц (мукаддамат) женских групп.
Источник: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.— 328 с.
Свидетельство о публикации №225072601324