Гречка
Гречка – целая традиция в нашем доме. Её в семье любили все. Для дедушки она была просто необходимостью. Своеобразный ежедневный обряд.
- Каши там нет? – И на столе появлялись алюминиевая миска с такой же ложкой. (Интересно, мужчины все любят алюминиевую посуду или те, кто «старой закалки»?) Миска наполнялась отварной гречкой – тёплой ли, холодной ли – до слова «Хорош!». Хватит, значит.
Не знаю, как уж её продавали, но в доме у нас крупы было – вёдрами. Это теперь в пакеты спрятали прозрачные, как «секретик» из детства – под стёклышко. Откроешь – и не гречка вовсе, а продел, «помол». Да ещё с мусором. Грязь в пакеты прикрыли? И на вкус гречка получалась раньше лучше – долгая, что ли?
Варилась не быстро, томилась на печи. Ждала своего часа. Сейчас что? Минуты – и готово. Или крупа другая, или мы – не те?
…Вот, садились мы, четверо внучек, перебирали. Зерно крупное, то красное, то посветлей. А какое – чёрное, в кожуре. Его выискивали. Золотоискатели. Чёрное – в одну сторону, палочки какие, мусор – в другую. А если жучок какой появлялся – его в кружку с водой, чтоб не сбежал. Золушки!
Но мы тогда не думали об этом.
Сидим – целая жизнь перед нами. Пальчиками строим фигурки, почему-то кружочки (помню!), зАмки, сочиняем будущее – когда своё, когда друг другу помогаем. Рассыпается это будущее под ладошками, в не натруженных руках. И вокруг стола рассыпается: смех звонкий, крупа. То ли каша будущая, то ли жизнь?..
Столик этот – тоже семейная традиция. На боковой стенке крылечка навесили сынЫ сбитую из досок столешницу, а под неё, когда надо, подставляли палки-опоры. Вот и стол!
А если надо загнать «Жигулёнок» – копейку или шестёрку любимых многочисленных родственников, – пожалуйста: убрали опоры, опустили крышку и заезжай! Семейный стол! Взамен и в память того, что был в родной деревне…
Помню его, хоть рассиживаться за ним мне не пришлось: было всего 4 года, когда переехали в новый дом, поближе к цивилизации. В новый, узкий, двор. В новую, непросторную, жизнь...
Помню лишь запах яичницы-омлета да вид её. Жёлтым дышащим блином распласталась, дымится, шкварчит на огромной сковороде.
А ещё фирменное бабушкино блюдо помню, «драчона» называется. Картофельное, значит. В такой же объёмной сковороде разогрето-пропарено пюре вчерашнего приготовления. Так, как готовила бабушка, не сумеет приготовить никто! Не знаю, чего там было больше: картошки, яиц или молока. Корова-то была своя. И кур – полный двор, ещё и на огороде мешались.
Помню забор, сараи. Трава зелёная, и по ней утоптана из кирпича дорожка от дома к постройкам. А в центре двора стол красуется, как грибок. Причём, подберёзовик! Под раскидистым русским деревом, значит, стоял он. А вокруг – лавочки обступили, чтоб всем хватало.
Собирались часто: огороды сажать-убирать, сено косить-сушить, праздники отмечать да вечера встречать (дни вечерять). Неизменно!
Как сейчас вижу: берёза подслушивает разговоры приуставших родных моих, да знай себе посыпает яичницу пылинками своих серёжек… Одним словом, отдых!
…Потому сварить гречневую кашу в нашем новом доме – целый ритуал! Раскладывался – на улице! – стол, мы, девки, окружали его на табуретах, а затем… Уносились в свою беззаботность.
- Скоро вы там? – улыбаясь, ворчала бабушка. – Что хохочете?
Мы могли и быстро перебрать, да разве ж это интересно? А так – все вместе, играя пальчиками, фантазировали. Заглядывали в будущее. Весело!..
7
Надо, надо с младшенькой своей перебирать гречку! Пусть у неё будут мечты! Можно уж начинать – скоро 3 годика станет….
©Елена Озерова
Прозаическая зарисовка, ноябрь 2018г.
Бабушки Веры не было тогда уже 7 лет...
Люблю, скучаю...
Свидетельство о публикации №225072601599