Легендарная морячка
дальнего плавания-была Анна Щети-
нина.Родилась она 26 февраля 1908г
на станции с примечательным назва-
нием "Океанская".Название места её
происхождения стало как бы руково-
дящей направляющей силой,определя-
ющей её судьбу. В 1929 году Анна
закончила Владивостокский морской
техникум.Однако для получения штур-
манского диплома у неё недоставало
плавательского ценза.И всего за пять
лет она прошла путь от матроса до
капитана:
матрос портофлота
штурманский ученик
матрос 1 класса
3-ий штурман
2-ой штурман
старший штурман
Вот как она определила свой путь мо-
рячки: "Я прошла весь нелёгкий путь
моряка от начала и до конца. И если
я сейчас капитан большого океанского
корабля,то каждый из моих подчинённых
знает,что я появилась не из пены мор-
ской".
В 1935году в Гамбурге передавали Со-
ветскому Союзу приобретённый им паро-
ход "Чавыча".Передавать его доверили
Щетининой,которой исполнилось 27 лет.
И она провела его без помех по курсу
Гамбург-Одесса-Сингапур-Петропавловск-.
Камчатский,Работая в сложных условиях
Охотского моря,она не раз справлялась
с трудностями.
Однажды судно было зажато тяжёлыми
льдами.Пароход дрейфовал 11 суток. За
это время истощились все запасы продо-
вольствия. Моряки сели на жёсткий паёк
Команде выдавали 600 граммов в день,
комсоставу-по 400 граммов.Пресная вода
для котлов и питья также оказалась на
исходе.Весь экипаж был мобилизован на
заготовку снега. Его собирали со льдин,
насыпали в форпик,а затем плавили паром.
В течение 11 суток ледового плена Анна
Ивановна не сходила с капитанского мости-
ка,собственноручно управляя судном и вы-
бирая удобный момент,чтобы вывести его на
чистую воду.
В 1936году ей была вручена первая награда-
орден Трудового Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны Анна
Ивановна Щетинина командовала судами на Бал-
тике.где под градом немецких бомб,преодолевая
минные заграждения осуществляла снабжение на-
шей армии.Особенно тяжёлым и опасным было уча-
стие в Таллинской операции.Фашистская Германия
буквально обрушилась на образованные в июле
1940года и вошедшие в августе этого же года в
в Союз ССР Эстонскую,Латвийскую и Литовскую при-
балтийские республики.Помимо обстрела,бомбардиро-
вок,гитлеровцы ативно проводили минирование путей
к их портам.И транспорту с людьми,ценными грузами,
который вела Щетинина из Таллина в Кронштадт,пои-
стине пришлось преодолеть двести огненных миль.
После того,как в августе 1941 года из США и Кана-
ды стали поступать закупленные Советским Союзом
военные материалы, Япония,вошедшая в милитаристский
союз союз с Германией, стала препятствовать свобод-
ному плаванию советских судов в проливах Лаперуза и
Татарский. Это противоречило пакту о нейтралитете с
Советским Союзом. Более того, ,японское правительство
в нарушение международных правил 8 декабря 1941 года
объявила проливы Лаперуза,Сангарский и Корейский свои-
ми оборонными зонами.Все выходы из Японского моря ока-
зались под контролем японских властей.
В 1941-1944 годах японцы задержали 178 советских
судов,12 наших транспортов были ими потоплены.Одним
из капитанов,которым было доверено,несмотря на смер-
тельную опасность, проходить между японскими заслонами
была А.И.Щетинина.И её транспорт Жан Жорес {типа Либер-
ти}c этим умело справлялся.В августе 1945года Анна Ива-
новна участвовала в переброске войск для освобождения
от японских оккупантов Южного Сахалина.
После войны Щетинина работала капитаном на судах Бал-
тийского пароходства.В сентябре 1960 года Анна Ивановна
вернулась в родной Владивосток,где стала руководить ка-
фелрой "Управление судном" Владивостокского высшего ин-
женерного морского училища.
За мужество и мастерство капитана Щетинину наградили
в 1941 году медалью "За оборону Ленинграда",в 1942 году
орденом "Красная звезда",а в !945году-орденом Ленина.
В 1978году Анне Ивановне присвоено звание Героя Социа-
ллистического Труда.Ныне новое судно Дальневосточного
морского пароходства носит имя "АННА ЩЕТИНИНА".
*** *** *** *** *** *** *** ***
Свидетельство о публикации №225072601811