Саморожденная эстетика

Саморожденная эстетика

Однажды весной я гостил у брата в деревне. Это сейчас он только рыбачит, да шашлыки с друзьями празднует. А тогда у него с женой была корова, кабанчик и кур несколько штук. Огород был большой, на котором росло все, что нужно для жизни. Им приходилось крутиться с утра до вечера как две белки в одном колесе. Меня, как гостя, работой старались не обременять. Вот и слонялся я, не зная, куда себя применить. Только и слышалось:
- Отдыхай, брат, мы сами управимся.
Забрался я, как-то, со скуки, на чердак. Слабый свет падал на золотисто-желтые початки кукурузы, устилавшие весь пол. Очарованный таким рембрандтовским освещением, я застыл на месте.
- Это с прошлого года сохнет,- крикнул брат снизу, - корм для скотины!
- Можно я возьму пару штук с собой в Питер?
- Бери, сколько унесешь, но она уже не вкусная.
- Да я не для еды. Уж больно красивая.
Отобрав три початка в «одежке», я спустился вниз. Под вечер мой телефон выпал из кармана в мрачную бездну уличного туалета. И я понял, что пора собираться домой, обратно в Петербург.
Первый день без телефона чувствуешь себя обделенным и выброшенным из общего потока жизни. На второй день уже полегче, начинаешь сам что-то придумывать, соображать, делать. На третий – совсем хорошо, телефона как будто и не было. Весь мир повернулся к тебе лицом и раскрыл свои обьятья – любуйся природой, слушай пенье птиц, крутись-вертись, не заботясь о содержимом задних карманов брюк. В таком легком расположении духа я прибыл в Петербург.
Задачей номер один для меня стало написать эти початки, сохранив то волшебное первое впечатление. Для начала я снял мастерскую на чердаке старого дома у знакомого художника. Там сквозь небольшое окно падал мягкий свет, похожий на тот самый, рембрандтовский. Найдя в своем реквизите небольшую старинную корзину, я составил нехитрый натюрморт. Два початка выглядывают из корзинки, а один лежит рядом. Холодный свет из окошка и глубокие теплые тени  создавали таинственную атмосферу. Несколько кукурузных зерен светились янтарем. Работа потекла легко и непринужденно. Когда художник в духе, то цвет на палитре замешивается сам собой и все в точку. За один сеанс натюрморт был готов.
Знакомый галерейщик купил картину сразу, хотя обычно он брал работы только на комиссию.
- Да за эти деньги можно купить целый грузовик кукурузы! – воскликнул мой брат, узнав об этом.
- Эх, брат, я так тебе благодарен за твой труд, за твой чердак с маленьким окошком, за твой красивый мир, в котором ты живешь, не сознавая этой красоты. На холсте лишь маленький кусочек твоей непроизвольной, саморожденной эстетики. Люди улыбаются, глядя на незатейливую картину, находят в ней какую-то радость, отклик в душе, теплоту. Как оценить эстетическую волну, исходящую с холста? Чем ее измерять? Разве что грузовиками початков кукурузы.


Рецензии