17. Те, кто повинуются

17. ТЕ, КТО ПОВИНУЮТСЯ. В середине 7 столетия тысячелетний маховик истории, до того момента продолжавший неторопливо вращаться, вознося к звездам отдельные племена и народы с тем, чтобы дать им насладиться заоблачными высотами и необъятными просторами, а затем безжалостно обрушить вниз и перемолоть в пыль, вдруг начал дергаться, заскрипел натужно старыми шарнирами и креплениями, затрещал и, разбрасывая во все стороны куски ржавчины и мха, принялся стремительно набирать обороты, взметая ввысь клубы вековой пыли. Обитатели Древнего Мира, столпившиеся возле кормушек, пихаясь локтями в нервном ожидании очередной порции жратвы, с тем, чтобы изловчиться и урвать себе кусок пожирнее или выдрать его из рук зазевавшегося соседа, в недоумении принялись озираться по сторонам в надежде выяснить, откуда подул такой сильный ветер, сумевший даже раскрутить крылья старой мельницы. Когда повернулись на юг, в лица всем ударил сухой обжигающий воздух, смешанный с пылью и песком аравийских пустынь. Там на юге с треском и грохотом в крови и дыму рождалась на свет новая могучая сила. Рождалась там, где не ждали. Аравийскую пустыню сильные мира сего никогда не воспринимали всерьез, для них она была лишь не иссякающим источником сравнительно недорогого пушечного мяса, не более того. Как же они все ошибались!

В начале 7 века арабы-бедуины, что в переводе означает «степняки», продолжали жить так, как до них столетиями жили их предки: разводили верблюдов, овец и лошадей, поклонялись древним божествам и постоянно дрались друг с другом из-за пастбищ и стад. Оседлые арабы селились на юге и западе Аравийского полуострова в плодородных оазисах и, следуя примеру своих кочевых сородичей, звезд с неба не хватали. Их главным центром считался крупный торговый город Мекка, куда весьма демократично были свезены для поклонения идолы всех почитаемых в народе божеств. И хоть были арабы многочисленны и воинственны, и давно бы уже могли заявить о себе в полный голос, ничего существенного они до сих пор не сотворили, ибо не было в их среде единства. Всяк шейх норовил натянуть на голову одеяло и почувствовать себя богом в своем маленьком и уютном «одноместном» мирке, где не было места амбициозным замыслам и глобальным потрясениям. По воле алчных господ бедуинам приходилось лить кровь своих же братьев и соседей или продавать свое воинское искусство византийцам и персам за звонкую монету.

И жил в ту пору в Мекке один купец по имени Мухаммед. Мотаясь с караваном по землям и странам, он исколесил весь Ближний Восток, многое видел, о многом слышал, постиг книжную мудрость, общался с иудеями и персами, учился уму разуму у сирийских христиан. От большинства своих непросвещенных соплеменников Мухаммед отличался тем, что верил во единого Бога-Творца, почитал великих пророков прошлого, Моисея, Авраама и Иисуса, и пытался постичь Истину. Его не устраивало то, как его современники трактовали откровения, некогда привнесенные этими пророками в мир людей. Ему очень хотелось узнать истинный смысл Божественных посланий без домыслов и искажений. Он был очень настойчив этот купец из Мекки, а Провидение настойчивых и упорных любит. Во время медитации в одной из пещер в окрестностях родного города ему самому было даровано право войти в число избранных. Главный посредник между Богом и людьми, Архангел Гавриил, явился ему в видениях и открыл Истину. Мусульмане верят, что именно так все и произошло, и что Мухаммед был последним пророком, а иных больше не будет за ненадобностью, ибо его учение не было искажено, как искажено было потомками учение Моисея и Христа.

Поэт в прошлом веке сказал: «Пророков нет в отечестве своем, да и в других отечествах не густо». Больше всех в этом плане досталось Христу. Чтобы его учение дошло до людей, ему пришлось даже пожертвовать ради них собственной жизнью. Мухаммеду тоже поначалу было не легко. Он заговорил, и люди стали его слушать, а это не всякому может понравиться. Право голоса в ту эпоху имела только власть. Мухаммеду пришлось покинуть Мекку и в 622 году перебраться в Медину, где ему не мешали говорить, и где вскоре была основана первая исламская община. Ее члены стали называть себя мусульманами, что переводится как «те, кто повинуются». За каких-нибудь 10 лет небольшая мусульманская община сумела найти в бедуинской среде стольких сторонников, что очень скоро она выросла до размеров, сопоставимых даже не с племенем, а с целым народом. К моменту смерти пророка в 632 году весь Аравийский полуостров, включая и саму Мекку, уже исповедовал Ислам и считал Мухаммеда своим повелителем. Единая вера положила конец межплеменной вражде. Сопротивление приверженцев старых богов было быстро сломлено.

После ухода пророка из земной жизни его приемники и «заместители», халифы, окончательно подчинили своей власти Аравию и, объединив под зеленым знаменем Ислама разрозненные отряды берберов, двинули бесчисленную арабскую конницу в поход на север. Византия и Иран, как два чемпиона по боксу продержавшихся на ринге десять раундов и истощившие в равной схватке последние силы, оказались вдруг лицом к лицу с молодым и неопытным выскочкой, который, как ни странно, никакого трепета перед их регалиями и наградами не испытывал. В результате досталось обоим. Сначала во все стороны полетели медали и кубки, а затем посыпались зубы. К 640 году арабы умудрились отбить у Византии Сирию, Палестину и Верхнюю Месопотамию. Армения, ослабленная войной с хазарами и персами, также не сумела подготовиться к нападению с юга и была разгромлена. 30 тысяч армян отправились в плен. В 642 году после четырнадцатимесячной осады пала египетская Александрия. 29 сентября того же года греческий флот навсегда покинул александрийскую гавань. Египет стал частью Халифата. С берегов Нила началось завоевание византийской Африки. На севере наступление тоже продолжалось, но уже не так бойко. Армянское нагорье давалось арабской коннице с большим трудом. Только к 654 году зеленое знамя ислама заколыхалось, наконец, в предгорьях Большого Кавказа. Путь в Европу через южнорусские степи был, казалось, открыт, однако именно в этот момент на пути пустынных всадников непреодолимой стеной встали хазары.


Рецензии