17. Те, кто повинуются
В начале 7 века арабы-бедуины, что в переводе означает «степняки», продолжали жить так, как до них столетиями жили их предки: разводили верблюдов, овец и лошадей, поклонялись древним божествам и постоянно дрались друг с другом из-за пастбищ и стад. Оседлые арабы селились на юге и западе Аравийского полуострова в плодородных оазисах и, следуя примеру своих кочевых сородичей, звезд с неба не хватали. Их главным центром считался крупный торговый город Мекка, куда весьма демократично были свезены для поклонения идолы всех почитаемых в народе божеств. И хоть были арабы многочисленны и воинственны, и давно бы уже могли заявить о себе в полный голос, ничего существенного они до сих пор не сотворили, ибо не было в их среде единства. Всяк шейх норовил натянуть на голову одеяло и почувствовать себя богом в своем маленьком и уютном «одноместном» мирке, где не было места амбициозным замыслам и глобальным потрясениям. По воле алчных господ бедуинам приходилось лить кровь своих же братьев и соседей или продавать свое воинское искусство византийцам и персам за звонкую монету.
И жил в ту пору в Мекке один купец по имени Мухаммед. Мотаясь с караваном по землям и странам, он исколесил весь Ближний Восток, многое видел, о многом слышал, постиг книжную мудрость, общался с иудеями и персами, учился уму разуму у сирийских христиан. От большинства своих непросвещенных соплеменников Мухаммед отличался тем, что верил во единого Бога-Творца, почитал великих пророков прошлого, Моисея, Авраама и Иисуса, и пытался постичь Истину. Его не устраивало то, как его современники трактовали откровения, некогда привнесенные этими пророками в мир людей. Ему очень хотелось узнать истинный смысл Божественных посланий без домыслов и искажений. Он был очень настойчив этот купец из Мекки, а Провидение настойчивых и упорных любит. Во время медитации в одной из пещер в окрестностях родного города ему самому было даровано право войти в число избранных. Главный посредник между Богом и людьми, Архангел Гавриил, явился ему в видениях и открыл Истину. Мусульмане верят, что именно так все и произошло, и что Мухаммед был последним пророком, а иных больше не будет за ненадобностью, ибо его учение не было искажено, как искажено было потомками учение Моисея и Христа.
Поэт в прошлом веке сказал: «Пророков нет в отечестве своем, да и в других отечествах не густо». Больше всех в этом плане досталось Христу. Чтобы его учение дошло до людей, ему пришлось даже пожертвовать ради них собственной жизнью. Мухаммеду тоже поначалу было не легко. Он заговорил, и люди стали его слушать, а это не всякому может понравиться. Право голоса в ту эпоху имела только власть. Мухаммеду пришлось покинуть Мекку и в 622 году перебраться в Медину, где ему не мешали говорить, и где вскоре была основана первая исламская община. Ее члены стали называть себя мусульманами, что переводится как «те, кто повинуются». За каких-нибудь 10 лет небольшая мусульманская община сумела найти в бедуинской среде стольких сторонников, что очень скоро она выросла до размеров, сопоставимых даже не с племенем, а с целым народом. К моменту смерти пророка в 632 году весь Аравийский полуостров, включая и саму Мекку, уже исповедовал Ислам и считал Мухаммеда своим повелителем. Единая вера положила конец межплеменной вражде. Сопротивление приверженцев старых богов было быстро сломлено.
После ухода пророка из земной жизни его приемники и «заместители», халифы, окончательно подчинили своей власти Аравию и, объединив под зеленым знаменем Ислама разрозненные отряды берберов, двинули бесчисленную арабскую конницу в поход на север. Византия и Иран, как два чемпиона по боксу продержавшихся на ринге десять раундов и истощившие в равной схватке последние силы, оказались вдруг лицом к лицу с молодым и неопытным выскочкой, который, как ни странно, никакого трепета перед их регалиями и наградами не испытывал. В результате досталось обоим. Сначала во все стороны полетели медали и кубки, а затем посыпались зубы. К 640 году арабы умудрились отбить у Византии Сирию, Палестину и Верхнюю Месопотамию. Армения, ослабленная войной с хазарами и персами, также не сумела подготовиться к нападению с юга и была разгромлена. 30 тысяч армян отправились в плен. В 642 году после четырнадцатимесячной осады пала египетская Александрия. 29 сентября того же года греческий флот навсегда покинул александрийскую гавань. Египет стал частью Халифата. С берегов Нила началось завоевание византийской Африки. На севере наступление тоже продолжалось, но уже не так бойко. Армянское нагорье давалось арабской коннице с большим трудом. Только к 654 году зеленое знамя ислама заколыхалось, наконец, в предгорьях Большого Кавказа. Путь в Европу через южнорусские степи был, казалось, открыт, однако именно в этот момент на пути пустынных всадников непреодолимой стеной встали хазары.
Свидетельство о публикации №225072600439