Современные методы диагностики

   Очень редко, но всё же случаются настоящие чудеса. Бывают чудеса везения или невезения. Много кто может рассказать, как повезло, когда что-то упало рядом, пролетело мимо, всех зацепило, а он уцелел. Как выжил один из полка. Такие же чудеса, когда наоборот — прилетело, шарахнуло, но никого не зацепило, а кому-то малюсенький осколок — и готов.
   Это всё, безусловно, чудо, но это воля случая и везения. Судьба, фортуна-с. В окопах атеистов не бывает — факт известный и неоспоримый. Но тут со мной сразу начнут не соглашаться авиаторы, моряки, водители, медики, студенты и все остальные по большому счету.
    Случается, машина в аварии в хлам, а у тебя ни царапины, и наоборот, как у машины чуток бампер подмятый, а внутри все трупы. Бывало: «Бак пробит, хвост горит, но машина летит на честном слове и на одном крыле». Бывает, всех наказали, а тебя пронесло, хотя самый виноватый. Как выучил только один билет на экзамен, и он попался, и наоборот.
    Любой нефтяник со стажем приведет уйму примеров из практики. Нашли нефть или газ там, где и быть по науке не могло, что-то где-то неожиданно само взорвалось или загорелось, вся колонна по льду проехала, а последняя самая легкая техника провалилась, и так далее. Эмоций это всегда вызывает много и запоминается надолго. Подробный разбор причину находит, и оказывается, что события воспринимаются как чудеса от недостатка информации. Приходится понимать и дружить с понятиями: статическое электричество, сопромат, гидравлика, турбулентность, вечная мерзлота, гремучая смесь газов, изменение физических свойств материала при различных условиях, химические реакции, усталость металла, влияние фазы луны на добычу нефти, настроение и заскоки руководства. Последнее — самое сложное, естественно.
    Как говорится, не учи в школе физику с химией, и твоя жизнь будет наполнена волшебством и чудесами.Собственно, все идолы и боги по этой причине и возникли. Немного добавляешь коммерческой составляющей и взаимной поддержки правящей верхушки — получается религия с привязкой к местности и национальным заморочкам.
    Но бывают реально необъяснимые ни умом, ни логикой, ни наукой случаи. Философские пол-бутылки, вторая часть, и «бритва Оккама» оказываются беспомощными. Расскажу о таком. Как говорится, хотите — верьте, а хотите — нет.
    Очень долго нефтяные кладовые Восточной Сибири особо никто не отпирал. Запасы обнаруживались нефтеразведкой, оценивались, ставились на баланс и ждали своего часа. Месторождения нефти и газа, найденные в 60-80х прошлого века на Непско-Ботуобинском своде, в полномасштабную разработку включились с появлением нефтетранспортной артерии — трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Отдельная тема, как его проект «чудесным образом» отодвинули от северного Байкала с оси БАМа, как провели самым сложным маршрутом вдоль левого берега Лены, как взбудоражили весь регион масштабной стройкой впервые со времен БАМа.
  Трубопровод-артерия прошел в 90 км от нашего месторождения. Нужно строить трубу для подключения в эту систему, приемо-сдаточный пункт. Целая эпопея: изыскания, карьеры, проектирование, контракты на стройку, закуп и завоз материалов, строительство вдольтрассового проезда, самого трубопровода в полметра диаметром, мосты, переходы, дюкеры, линия электропередачи и много еще всего. Тайга и болота, мари и мерзлота, пучинистые грунты и скальные выступы, ручьи и речки. Целый комплекс. Всё понятно, просто и сложно, обычно и нелегко. Сводки, отчеты, метры проходки, нормы выработки, штуки труб, стыки, смены, сваебои, люди, сварщики и экскаваторщики ценнее губернатора.
    Строили, строили и наконец построили. Последний захлест и стык. Труба засыпана по всей длине в траншее на метр восемьдесят. Полтора года аврала, надрыва, гонок по вертикали и забегов в ширину, прединфарктных совещаний, штабов, докладов небожителям в первопрестольную.
    Теперь нужно испытать на герметичность и прочность и на целых 80 атмосфер. Гидравлика, вода, а на дворе месяц март и морозы еще до минус тридцати.
Заполнили, надавили, и оп-па! Не держит! Падает давление подлым образом. Где-то утечки. Искать срочно! Мороз! Трубу подкачивать, чтоб не замерзла.
    Всю трассу проползли на лыжах, пешком, на карачках. Течеискатели, акустика, тепловизоры ничего толком не дают. Нашли пять мест со свежим намывом глины и песка на поверхность.
    Копать! Тралы, экскаваторы, подъезды. Вскрыли в этих точках. Хрен! Труба целая, сварные стыки целые. Вода идет вдоль между стенкой трубы и смерзшимся грунтом. Слева, справа. Время на минуты!
    Копать! Вдоль трубы влево, вправо! Во всех точках! Сто метров, двести, триста. Хрен! Целые швы. Где утечки? Хоть все 90 км обратно откапывай! Да и замерзнет труба, быстро невозможно такую работу провернуть, а воду выдуть всю нереально — рельеф сложный.
     Гендиректор и зам по капстрою себе уже сами лоб зеленкой мажут. Руководство подрядчиков с трассы не вылезают. Расстрельное дело!
Обсуждения пошли о закупке новой трубы. Москва замогильным тоном: «Ищите, как хотите! Иначе, сами понимаете…»
    Таймер, как метроном, молотком по голове тикает. Штаб на месторождении в круглосуточном режиме. Устали все, вымотались, а просвета нет. Литры кофе, красные глаза, небритые лица.
— Когда домой?
— Лучше не спрашивай!
   Тут откуда ни возьмись появился… на пороге штаба мужичок. Возрастом внешне под шестьдесят, странновато-чудаковатого вида. «На нем рубашонка худая» и затасканный зековский бушлат, в котором человека три уже умерло, шарфик красный мохеровый из восьмидесятых, шапка из «Рики-Тики-Тави», очки с запотевшими линзами на минус десять. Стоит мнется.
- Что вы хотели?
- Да я, ребята, слышал, что у вас проблемы с трубопроводом…
- Что надо-то? Вы кто?
- Я здесь работаю прорабом в строительной организации «Усть-КутПромстройсервис».
- И что?
- Да, я от природы обладаю редким даром. Могу чувствовать потоки воды, жидкости, глубину, направление, интенсивность. Экстрасенс, так сказать…
- Пошел ты козе в трещину, экстрасенс! Без тебя тошно! Поиздеваться решил? Кругом и до свидания, не отвлекай!
- Да, ребята, я понимаю, не злитесь, я помочь могу! Давайте попробую. Я вот ощущаю и могу сказать, где прямо под нами нефть и на какой глубине!
- Да ладно! Ну и где?
- 1641 метр, прямо под этим вагоном!
- ??? (Попадает в десятку!)
- Да ты, поди, в курилке с геологами болтал?
- Да нет же! Я и на базе вашей первый раз. Мы в своем поселке и на объекте только бываем.
- Да чушь какая-то, бред! Вы вообще трезвый?
- Да не пью я! Давно свою меру выбрал. Лет пятнадцать, как засушился!
Молчим, глазами вращаем, соображаем.
- Иди-ка, апостол, покури пока…
Пока он вышел, на смену нервный смех пришел. До истерики с соплями!
- Ну, а что мы теряем? Бред, конечно, но всё равно на трассу сгонять надо. Давай чудака возьмем с собой. Один хрен — жопа! Поржем хоть потом, что все возможности, включая оккультизм, использовали.
- По коням! Зови апостола!
Собрались, едем. Уазик пыхтит, зыркая фарами, урчит на подъемах. Ехать до трассы сорок верст. Почти ночь. Темнота. Кемарим пока. Дядька на заднем сиденье молчит, в руках какие-то проволочки, иконки перебирает. Эзотерика наука потусторонняя.
Доехали до трубы, свернули на вдольтрассовый проезд — кочки вперемешку с задубевшими колеями и сугробами. До ближайшей точки, где вода выступила, километров десять.
Проехали пять. Апостол оживился.
- Ребята, стойте!
Остановились. Работы на трубе далеко впереди. Здесь никаких намеков и признаков проблем.
- Прошу меня извинить! Можем мы немного назад вернуться?
- Да можем! Какие проблемы-то? Почуял чего?
- Давайте назад немного. Я скажу, где остановиться.
  Вернулись на полкилометра. Дядька вышел из машины, полез по сугробу к оси трубы. Достал какие-то причиндалы из карманов. Стоит, что-то бормочет, вроде как молится. В руках что-то перебирает. Делает несколько шагов и оборачивается:
- Вот здесь копайте!
  Воткнул палку в снег. Мы по рации вызываем трал с экскаватором. Садимся в машину, чтоб не мерзнуть без толку. Ждать часа полтора, не меньше. Молчим. Не верим всё еще, но всё же хоть какое-то действие.
- Попытка — не пытка.
  Подошла техника. Расставились. Начали копать аккуратно. Ближе к трубе вручную. Ближе увидели мокрый грунт. Вскрыли изоляцию — вот он шов. Вот она течь по браку сварки. Охренеть!
  Схватили апостола и дальше по всей трубе на машине. Следом трал с экскаватором. Через четыре часа найдены все пять дефектных стыка.
К утру все стыки отремонтированы.
К обеду следующего дня выполнена опрессовка. Подняли давление — стоит, как у молодого! Ура!!!
    Доложили, что проблемные места нашли, отремонтировали, опрессовали и поставили на выдержку по времени, как положено.Теперь отсыпаться.
    Пока суматоха, радостные доклады, пока в себя пришли, не сразу про спасителя вспомнили.
— Где апостол? Найдите.
Зам по капстрою, аки генерал из фильма «Горячий снег», в качестве премии передал тридцать тысяч наличкой:
- Всё, что могу прямо сейчас! Дальше что-то придумаем еще!
  Нашли кое-как. Отказался брать деньги.
— Нельзя мне деньги брать! Да и дар такой потерять могу. Колодцы показываю, где копать и скважины на воду бурить. Я от души помочь хотел…
  Еле втолкали в карман, детишкам на мелочишки.
- Не хочешь брать, отдай кому хочешь, в церковь отнеси в конце концов. А, вообще, спасибо тебе! Столько судеб спас!
  Ему в той ситуации можно было и квартиру в Москве справить! Смеялись потом:
- Надо его не потерять, на работу к себе взять. Геологов сократим, отдел главного шамана организуем. Диагностикой трубопроводов и оборудования заниматься будет, точки под буровые определять.
  Самое обидное- никому и не рассказать такое. Никто же не поверит! Начальство пальцем у виска покрутит и никогда ни слушать, ни всерьез воспринимать не будет. Это ж не курилка! За трепача-балабола сойдешь, а репутацию блюсти требуется.
    Смех смехом, через какое-то время он пропал. Уволился, на другие объекты перешел — концов не нашли. Как появился, так и исчез.
    После запуска напорного трубопровода для сдачи нефти с месторождения в систему «Транснефти» генеральный докладывал президенту и высшей свите компании по видеоконференции о решенной проблеме, выполненном ремонте и успешном запуске.
— А расскажите, каким способом обнаружили дефекты?
- Современные методы диагностики!


Рецензии