Гл. 2 Признания Ураза Исаева
В августе 1932 года Ураз Исаев, не квалифицируя свои действия как преступление, будет письменно каяться Иосифу Сталину и признается между делом, в середине своего длинного письма об одном из недостатков Казахской партийной организации: «Благодаря нежеланию признать огромного сокращения поголовья и вникнуть в причины сокращения, к данным учёта скота 1930г. была сделана надбавка на укрытие (прямо с потолка) плюс 50%. <…> есть ли у краевого руководства ясное понимание создавшегося положения в ауле? Я утверждаю, что этого, к сожалению, нет. А отсюда нет и намеченных мероприятий, действительно способных выправить положение. Вместо этого имеются полумеры, подкармливание отдельных групп голодающих, поток невыполняемых решений, агитирование более критически относящихся к положению людей и попытка втихомолку, без шума, как-нибудь на авось, даже ясно не информируя и ЦК, выйти из положения. Это только усугубляет положение, создаёт растерянность и даже панику в среде парторганизации».
При этом Ураз Исаев как глава правительства Казахстана (СНК КазАССР) лично должен был проверить сведения о численности скота, собранные комиссией из представителей Наркомата финансов и Госплана во время налогового учёта, законченного летом 1930 года.
О том, что вопрос об установлении максимально приближенной к достоверной численности поголовья скота является если не приоритетным, то весьма значимым для всего руководства Казахстана, Ураз Исаев знал, потому что этот вопрос ставился и откладывался до окончания налогового учёта не менее 2-х раз:
- на 7-й Всеказахской партконференции в мае 1930г.;
- в середине июля 1930г. при обсуждении «Контрольных цифр народного хозяйства и социально-культурного строительства Казакской АССР на 1930-31 год».
Мало этого, Ураз Исаев сделал доклад Казахскому крайкому ВКП(б) о состоянии животноводства , и 20 апреля 1930г. Крайком принял резолюцию по этому докладу (опубликовано: док.№ 316, стр.705-710 тома 1 сборника "Голод в России и Казахстане. 1927-1934: Сборник документов в 2-х томах" (отв.ред.Юрасов;отв.сост.Кондрашин, Жылысбаева). М: Кучково поле Музеон, 2024г.).
В вышеуказанной резолюции Казахского крайкома есть п.1 и п.15, свидетельствующие о том, что все члены Казахского крайкома поставлены в известность о том, что:
а) «животноводство в народном хозяйстве края <т.е.в Казахстане> имеет первенствующее значение, и с точки зрения удельного веса в народном хозяйстве (около 83,6% валовой продукции сельского хозяйства КАССР), с точки зрения того, что оно является основным занятием коренного населения (около 80% всех казахских хозяйств)»
б) «сокращение поголовья <скота> на 30-35% представляет очень серьёзную угрозу для развития всего народного хозяйства края»
в) «выполнение этих планов <обычных, не сокращённых, планов заготовок и вывоза скота при имеющемся сокращении численности скота на 30-35%> может привести к подрыву основного капитала стада<…>, что не может не отразиться отрицательно на общем скотомясном балансе Советского Союза».
По существу, Ураз Исаев признал, что все члены Казахского крайкома были извещены об угрозе и всему народному хозяйству Казахстана, и состоянию Советского Союза в части обеспечения скотом и мясом даже в случае подтверждения 30-процентного сокращения поголовья скота в Казахстане, и тем не менее после извещения об итогах налогового учёта 1930г., показавших сокращение скота на 43,14%, ни один из руководителей Казахстана не стал информировать руководство РСФСР и СССР о кризисной ситуации в Казахстане и о возникшей угрозе для СССР.
Ураз Исаев признал сокрытие подлинных итогов налогового учёта 1930 года скота в Казахстане и сокрытие руководителями Казахстана реальной угрозы для продовольственной безопасности СССР и угрозы «подрыва» (см.п.15 резолюции Крайкома) ведущей отрасли народного хозяйства Казахстана.
** расчёт сокращения поголовья скота (на 43,14%) приведён ниже в п.4 (главе 4 на сайте "proza.ru) **
Конец второй главы.
Свидетельство о публикации №225072600728