Гл 6. Выводы

Глава 6. ВЫВОДЫ
(приложения есть только в оригинале заметки - в жж - в связи с табличной формой представления данных и большим объёмом таблиц).


6.1. В конце лета 1930 года после подведения итогов сплошного налогового учёта скота в Казахстане группа руководителей Казахской АССР (в которой участвовали руководители Госплана, Наркомата финансов, председатель Совнаркома Казахской АССР Ураз Исаев и, возможно, первый секретарь Казахского крайкома Ф. Голощёкин) сфальсифицировали итоги налогового учёта скота 1930 года и передали в Госплан РСФСР заведомо завышенные сведения о численности поголовья скота в Казахстане.

6.2. Доказательствами совершённой руководителями Казахстана фальсификации итогов учёта скота, указанного в п.6.1., являются:

- признания Ураза Исаева в августе 1932 года в письме И.Сталину о произвольно выдуманных завышенных поправках к численности скота;

- выявленные в 1934 году комиссией А.Киселёва сведения о численности скота в Казахстане без поправок на недоучёт ( см. п.3.7.2 моей заметки https://podnimite-veki.livejournal.com/70144.html от 16 июля 2025г. и материалы дела ГАРФ ф. Р-6985 оп.1 д.19);

- официальные публикации 1930 года и архивные материалы ГАРФ и РГАЭ за 1930 год с численностью поголовья скота (см. приложение);

- официальные публикации 1931 года с пересчётом численности скота для Казахстана за 1930 год в связи с переводом Кара-Калпакской АО в августе 1930 года из состава КазАССР в состав РСФСР и необходимостью вычета скота, учтённого в 1930-м году в ККАО, из численности скота в Казахстане.

6.3. Согласно действовавшему в 1930-1931гг. Уголовному Кодексу РСФСР действия руководителей Казахской АССР содержали (по моему мнению) признаки, как минимум, следующих статей УК РСФСР: ст.62 УК, ст.128 УК и, предположительно, ст.109 УК.
     Про статью 109 УК РСФСР я написал «предположительно», т.к. в должностных преступлениях всегда есть нюансы различения злоупотребления служебными полномочиями и превышения служебных полномочий.
     При желании следователей они могли примерить действия руководителей Казахской АССР и на признаки, содержащиеся в ст.58 прим.1 УК РСФСР: «Контрреволюционным признаётся всякое действие, направленное <…> к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
     Приведение в упадок ведущей отрасли народного хозяйства Казахстана по причине фальсификации итогов учёта скота и последовавшей по этой причине выдачи заведомо завышенных заданий Госпланом СССР для скотозаготовок на 1930-1931 хозяйственный год, вызвавшей разорение значительной части населения Казахской АССР, панику, откочёвки(бегство) казахов в другие регионы и в Китай, потерю веры в справедливость советской власти, а также гибель значительной части населения, по моему скромному мнению, вполне можно квалифицировать как «ослабление политических и  хозяйственных завоеваний пролетарской революции».

6.4.Причина, по которой Политбюро ЦК ВКП(б) и другие органы власти СССР не инициировали немедленное привлечение к уголовной ответственности руководителей Казахской АССР, по моему мнению, состоит в том, что в преступном сговоре участвовало всё высшее руководство КазАССР; заменить их сразу было некем, тем более, что не было руководителей, знавших специфику Казахстана; неясно было и то, насколько глубоко простирался этот сговор.
Ответственность для руководителей Казахской АССР за действия, указанные выше в п.6.1. и 6.3, наступила позднее – во время репрессий 1937 года.

6.5. Негласное расследование (повышенное внимание к ситуации в Казахстане) причин, приведших к катастрофе в животноводстве Казахской АССР, началось по инициативе Фракции ВКП(б) Президиума Всероссийского ЦИК - после подачи в ЦК ВКП(б) докладной записки от 28 ноября 1931г (подробности – см.выше в п.3 заметки жж или в главе 3, опубликованной на сайте proza.ru).

6.6. Письмо Ураза Исаева Иосифу Сталину, датированное августом 1932 года, и «письмо пятерых» в Казахский крайком от 04 июля 1932г. (авторы: Мусрепов, Гатауллин, Давлетгалиев, Алтынбеков, Куанышев) были написаны уже после того, как в Казахстане начали работать проверяющие из Москвы, и не являлись первым подробным сообщением о катастрофе в Казахстане. Никакие не казахи «открыли глаза» Иосифу Сталину, наоборот, казахи молчали и скрывали происходящее до тех пор, пока Москве не стало известно в общих чертах о катастрофе в Казахстане.

6.7. Руководство СССР («Москва», «Кремль», ЦК ВКП(б)) должны были сначала убедиться в справедливости и достоверности сведений, приведённых в докладной записке от 28 ноября 1931 года, и оценить как масштаб бедствия в Казахстане, так и роль отдельных руководителей Казахстана, чтобы понять, кому из руководителей Казахстана можно доверить дальнейшее управление Казахстаном.
В связи с этим, а также в связи с тем, что 1932-й год (время начала расследования по Казахстану) был тяжёлым годом для всего СССР, какие-либо немедленные и при этом обоснованные и гарантирующие неухудшение обстановки в Казахстане меры приняты не могли быть до тех пор, пока не будет оценена ситуация в Казахстане.
При ограниченности продовольственных ресурсов (закончившийся 1931 год был неурожайным годом в СССР) надо было ещё и понять: хуже ли в Казахстане ситуация, чем в других регионах, или это одинаковый со всеми регионами СССР уровень, и Казахстану требуется помощь не больше, чем всем остальным.
Любому принятию мер должна предшествовать оценка ситуации – это закон грамотного управления, действующий в любом государстве в любую эпоху и при любом режиме; противоположные действия обычно называют произволом, волюнтаризмом и вспышками агрессии вождя (Калигула, Хрущёв – типичные примеры).
И для оценки ситуации по всему СССР сначала была проведена общесоюзная перепись скота – впервые после 1920 года. Несмотря на окончание переписи в феврале 1932 года для большинства регионов СССР, по некоторым регионам перепись затянулась по апрель 1932г. Итоги переписи скота в Казахстане были опубликованы «по состоянию на 01 февраля 1932г.». Предварительные итоги переписи скота начальник ЦУНХУ СССР В.Осинский доложил И.Сталину в докладной записке от 04 мая 1932г. (РГАЭ ф.1562 оп.1 д.727 лл.89-99; размещено в открытый доступ на сайте istmat.org).
Значительно большее сокращение скота в Казахстане по сравнению с другими регионами СССР, свидетельствующее о кризисе в Казахстане, В.Осинский отметил на стр.5 записки в разделе «Движение поголовья за 1928-1932г. по зонам», приведя две таблицы: сравнение поголовья скота 1932 года с поголовьем в 1928 году и с поголовьем в 1931 году.

6.8. Первым итогом «негласного расследования» по Казахстану стали:
- продовольственная помощь, оказанная Казахстану, и выданные семенные ссуды для посева зерновых, подробно:
https://podnimite-veki.livejournal.com/60490.html и https://podnimite-veki.livejournal.com/60324.html ;

- снижение скотозаготовок в Казахстане;

- письменное признание Ф.Голощёкиным «отрицательных моментов в развитии народного хозяйства Казахстана» в форме докладной записки в ЦК ВКП(б) от 09 сентября 1932г. (док.№767 тома 2 сборника  "Голод в России и Казахстане. 1927-1934" (отв.ред.Юрасов; отв.сост.Кондрашин, Жылысбаева). М: Кучково поле Музеон, 2024г.; стр.611-614);

- принятие Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 17 сентября 1932г. « О сельском хозяйстве и, в частности, животноводстве Казахстана»;

- сохранение высокого % возврата зерновых из хлебозаготовок на централизованное снабжение Казахстана: 74,45% в 1931/32 сельскохозяйственном году и 70,19% в 1932/33 году по сравнению с 45,47% в 1930/31 году; т.е. почти ; (от 70% до 74%) собранного зерна во время хлебозаготовок возвращалось Казахстану в период с июля 1931 по июнь 1933 года; подробнее:
https://podnimite-veki.livejournal.com/63481.html
https://podnimite-veki.livejournal.com/63198.html .

Конец шестой главы.


Рецензии