Храмы круглые как солнце
В блаженный мир ведут её врата».
(Иван Бунин)
Первое, что привлекало внимание наших древних предков на земле, было Солнце. От него исходил свет, озаряющий всё вокруг, оно согревало своими лучами людей и землю, под его благодатным теплом произрастали трава и деревья. С заходом солнца жизнь на земле замирала, останавливалась. Птицы переставали петь, звери прятались в норы. И каждый восход солнца первочеловек воспринимал как чудо, которое возвращало жизнь. С незапамятных времен этот сияющий в заоблачных высях круг стал для людей недосягаемым и всемогущим богом. Современные ученые всё больше склоняются к мнению, что культ солнца появился уже в палеолите, т.е. 3 млн. лет назад!
Люди ещё не умели говорить, и возможно, первым словом, которое произнёс наш пращур, осторожно указуя пальцем в заоблачные выси, было – солнце. Потому так одинаково звучит его название во многих странах мира: солнце, солис, соле, сол, сан, сон, солей. Солнцу люди посвящали святилища, чаще всего имеющее форму круга. Обожествленное солнце было взято за образец, которому надо было следовать. Одно из старейших сооружений - Гебёкли-Тепе в Турции относится к эпохе неолита и насчитывает 11-12 тысяч лет до н.э.. На стоящих по кругу Т-образных каменных столбах выбиты изображения животных и абстрактные символы. Но самым известным из подобных мегалитических сооружений остается английский Стоунхендж, имеющий возраст 2440-2100 лет до н. э. Хотя подобные, не менее важные памятники древности есть и в Шотландии, Франции, Испании, Израиле, Армении и других странах мира.
А ещё люди отмечали, что когда человек закрывал глаза и переставал смотреть на солнце, он словно уходил куда-то, как солнце уходит на закате дня. Однажды он закрывал глаза насовсем и затихал навсегда, не возвращаясь на восходе следующего дня. Тогда его хоронили, насыпая сверху землю, которая ниспадала как дождь и образовывала возвышающийся к небу круг – курган. Иногда это был небольшой убогий холмик, а случалось, захоронения вырастали в высоту на несколько десятков метров. Такие курганы насыпали всем племенем, постепенно двигаясь вереницей по спирали всё выше и выше, и на самой верхушке, поднимающейся к солнцу, каждый оставлял свою горсть или кошель земли. Такие курганные погребения, особенно распространенные в евразийских степях и на южном Кавказе, археологи датируют временем от 4-го тысячелетия до н.э., ещё до наступления железного века.
Со временем в деле строительства произошёл переворот. Человек сделал замечательное изобретение: он смастерил простой прямоугольный кирпич. Из камней и кирпичей в Египте, где верховным божеством был бог солнца Ра, возводили устремленные к солнцу пирамиды. Самой древней считается пирамида Джосера, построенная архитектором Имхотепом в 2667-2648 годах до н. э.
А на территории Италии древние этруски с IX века до н.э высекали погребальные камеры в скале, или возводили круглые каменные сооружения, поверх которых насыпали земляной холм. Эти многочисленные памятники древности сохранились неподалеку от Рима, в районе города Черветтери. Но и в самом Вечном городе есть захоронение, весьма схожее с древними этрусскими – это мавзолей императора Августа. (Напомним, само слово «мавзолей» произошло от надгробного памятника карийскому владыке Мавсолу в Галикарнасе (IV век до н.э.). Теперь наполовину ушедший в землю мавзолей Августа - почти неприметное круглое, кирпичное трёхъярусное строение. А когда-то оно блистало беломраморной облицовкой и устремлялось ввысь, где поверх насыпанного холма была высажена целая роща высоких вечнозелёных деревьев. К солнцу были устремлены и лучи двух египетских обелисков, стоящих у входа в мавзолей. (Впрочем, современные технологии позволяют нам совершать настоящие чудеса. Одним нажатием кнопки мы можем перемещаться в пространстве и во времени, отправляясь с виртуальной экскурсией в Рим или Черветтери).
Этруски со временем слились с римлянами, которые, наследуя всё лучшее от соседнего народа, стали прославленными мастерами в деле строительства. Римляне возводили многочисленные и разнообразные сооружения круглой формы (толосы, моноптеры и ротонды). Одним из самых древних в Вечном городе почитается круглый Храм Весты, реконструированные остатки которого можно видеть на Римском форуме. Храм был посвящен богине домашнего очага, и в центре его постоянно горел неугасаемый, священный огонь. (См. «Смерть весталки»). Первое упоминание о храме Весты сохранилось в документах VII века до н.э. Похожую, но более сохранную круглую постройку можно видеть территории бывшего Бычьего форума близ набережной Тибра (нынешняя площадь Бокка делла Верита). Это храм Геркулеса Непобедимого, построенный около 120 года до н.э. Круглые внутренние стены окружены поясом из двадцати мраморных колонн с коринфскими капителями. Это самая ранняя из сохранившихся мраморных построек Вечного города, и уцелела она благодаря тому, что позднее была преобразована в христианскую церковь с солнечным названием - Санта Мария дель Соле.
Круглым по форме был и остаётся мавзолей Адриана, нынешний Замок Святого Ангела, от которого прямой путь ведёт к сияющему куполу собора Святого Петра. Но самым известным и значимым круглым храмом Вечного города остаётся Пантеон. Строить его за свои деньги начал ещё в 27 году до н.э. полководец Агриппа, друг и зять императора Августа. Первоначальная постройка несколько раз горела, разрушалась и перестраивалась, но исходная круглая форма сохранилась. Дошло до наших времен и имя Агриппы, увековеченное в надписи на фризе Пантеона при окончательной реконструкции храма в 118—120 годах н. э. архитектором Аполлодором Дамасским при императоре Адриане. И снова этот древний языческий храм, посвященный всем богам, уцелел от разрушения, потому что стал церковью, посвященной единому Богу, Отцу Вседержителю.
Однако есть в Вечном городе ещё два круглых, исторических сооружения, которые туристы нередко обходят вниманием. Что касается мавзолея Санта Костанца, то это немудрено, поскольку он был построен в IV веке, когда ещё сохранялась древняя традиция вынесения захоронений за стены города. Добраться до древнего мавзолея можно на любом транспорте, идущем от Порта Пия до вия Номентана, 349. Некоторые исследователи полагают, что император Константин приступил к постройке его в 326 году, во время своего последнего пребывания в Вечном городе и, возможно, намеревался сделать мавзолей своей усыпальницей. Но после очередного поворота судьбы и перенесения столицы Римской империи в город на Босфоре (Византий – будущий Константинополь) Константин свои планы, естественно, переменил. А мавзолей достался его дочери от второго брака Константине.
Нелишне будет напомнить, что Константин был женат первым браком на некой Минервине, но позже она либо умерла, либо Константин расстался с ней. Однако своего сына от первого брака - Криспа, успешного правителя Галлии, полководца и флотоводца, Константин ценил и рассматривал как возможного наследника. В 307 году, намереваясь укрепить союз с другими тетрархами (правителями разделенной на 4 части Римской империи), Константин женился на Фаусте, дочери императора Максимиана. Однако мира и согласия в этом сложном союзе достичь не удавалось, между самими тетрархами и их детьми шла неустанная и жёсточайшая борьба за власть. В какой-то момент Максимиан решил вовлечь свою дочь Фаусту в заговор против Константина, на сторону которого переходило всё больше приверженцев. Но верная супруга рассказала о заговоре Константину, и спасла мужа. Максимиан вскоре покончил жизнь самоубийством, а благодарный Константин со временем присвоил супруге почётный титул Августы. Фауста родила Константину трёх сыновей и двух дочерей. Но оставался взрослый и опытный первый сын - Крисп, законный наследник престола. Выросшая при дворе и искушённая в закулисных интригах, Фауста обвинила своего пасынка Криспа в домогательствах. Ослепленный неистовым негодованием и ревностью, Константин приказал казнить сына. А вскоре по дворцу поползли упорные слухи о том, что Крисп был невиновен, и Фауста просто устраняла соперников на пути к трону для своих сыновей. Теперь уже отчаянный гнев Константина пал на голову супруги, и Константин приказал, по распространенной в древнем Риме традиции, задушить её паром в бане, а имя Фаусты предать проклятию памяти.
Устраивая судьбу своей старшей дочери от Фаусты, император Константин выдал её замуж за своего племянника Аннибальяна, которому дал в управление Понт. Но в 337 году Константин Великий скончался, и три его сына от Фаусты (Константин, Констанций и Констант) вступили в смертельную схватку за власть. В ходе беспощадной борьбы младший сын Константина - Констант убил своего старшего брата Константина II. Не пощадила судьба и Аннибальяна, который погиб во время очередного
дворцового переворота. На некоторое время имя овдовевшей Константины исчезло из исторических документов. Тем временем средний сын императора Константина - Констанций II, стремясь захватить единоличную власть над империей, изощрённо и безжалостно устранил двух своих дядей (братьев Константина Великого) и семерых двоюродных братьев. После чего решил устроить судьбу своей вдовствующей сестры Константины. Он выдал её замуж за другого двоюродного брата - Констанция Галла и назначил его своим младшим соправителем на Востоке с титулом цезаря. Новый супруг был на несколько лет младше Константины, но они сумели найти общий язык и как пишут хронисты, у них родилась дочь. Об этом последнем трёхлетнем периоде жизни Константины рассказывает Аммиан Марцеллин в своей «Истории». Автор явно неблагосклонно относился к августейшей паре. Он пишет, что Константина непомерно кичилась тем, что она дочь императора Константина, и в муже своем поощряла высокомерную гордыню и вспышки необузданного бешенства. Со временем в супругах разгорелась страсть к сбору разнородных слухов и кривотолков, на основании которых они, как пишет тот же хронист, возбуждали «против ни в чем не повинных людей клеветнические обвинения в стремлении к верховной власти и в колдовстве». Конфискованное при этом имущество, разумеется, доставалось им.
Со временем император Констанций II задумал избавиться и от Констанция Галла, который приобретал всё большую популярность в расквартированных на Востоке войсках. Тот же историк Аммиан Марцеллин рассказывает, что Констанций II отправил сестре ласковое и задушевное послание, приглашая её с супругом к себе, чтобы повидаться после долгой разлуки и пообщаться по-родственному. После некоторых раздумий Константина решила отправиться к брату одна, надеясь заблаговременно уладить возникающие недомолвки и разномыслия между братом и своим супругом. Но до венценосного брата она так и не добралась. 35-летняя Константина в одночасье скончалась по дороге в землях припонтийской Вифинии «от внезапного приступа сильной лихорадки», как уточняет Аммиан Марцеллин. Спустя время Констанций II вызвал Галла к себе и под благовидным предлогом казнил его.
Тело Константины перевезли в Рим и похоронили в отстроенном к тому времени роскошном мавзолее у Номентанской дороги. Прошло несколько столетий, и в документах за 1254 год мы находим мавзолей уже в списке церквей Вечного города. За эти мрачные годы окончательного распада западной Римской империи, многовекового царствования лангобардских и франкских королей население Рима уже мало что читало, но очень любило слушать легенды и предания. И они помнили, что Константин Великий узаконил христианство и почитается церковью как святой. Потому и дочь великого императора средневековые римляне безотчётно причислили к лику святых. Причём данное ей при рождении латинское имя Константина преобразовалось в напевное итальянское Костанца.
Храм-мавзолей Санта Костанца представляет собой ротонду. Высокий свод поддерживается внутренним кольцом из двенадцати сдвоенных гранитных колонн. Своды обходной галереи украшены чрезвычайно интересными мозаиками IV века. Это одни из самых древних мозаик Рима, и от них еще исходит дух необузданного язычества. На белом фоне с изумительными подробностями изображены праздничные сцены сбора винограда: сочные гроздья срезают и укладывают на запряженные буйволами телеги, а потом босыми ногами, приплясывая, давят виноград. Почти вакхические сцены сбора винограда перемежаются орнаментами с вкраплениями цветов и листьев, птиц и зверей, ангелочков, рогов изобилия. Здесь же можно видеть изображения Констанцы и её супруга. В углублениях абсид, обрамленных гирляндами из фруктов, молодой, улыбающийся Христос дает новую заповедь апостолам и вручает Петру ключи от Царствия Небесного. Прежде в центре мавзолея располагались два массивных порфировых саркофага Константины и скончавшейся позднее её сестры Елены. Теперь здесь стоят их копии, а оригиналы перенесены в музеи Ватикана.
Мавзолей Святой Констанцы не случайно возник рядом с захоронением Святой Аньезе. Как повествует римское предание, юная мученица пострадала в 304 году, в ходе жестоких гонений на христиан при императоре Диоклетиане. После публичного глумления и бессердечных издевательств, 12-летнюю Аньезе публично казнили в центре Рима на знаменитой площади Навона. Благочестивые верующие ночью забрали труп Аньезе и похоронили в катакомбах на окраине Вечного города, у Номентанской дороги. На могилу юной христианской мученицы потянулись богомольцы, а в 358 году дочь императора Константина – Константина построила первый храм над захоронением Святой. Позднее уже прямоугольные в плане базилики, посвященные юной мученице, возникли и на месте казни на пьяцца Навона и здесь, на месте её захоронения. (Но это уже другая история).
Мы же снова вернёмся к храмам, имеющим форму солнца. Храм Санто Стефано Ротондо стоит неподалеку от древней Латеранской базилики, но он так укрылся в глубине просторного двора, что не всякий его приметит. (См. «Сан Стефано Ротондо»). Это была первая христианская церковь в Риме, которой придали круглую форму в память о ротонде храма Гроба Господня в Иерусалиме. Церковь построена в правление Папы Льва I (440–461 года), что подтверждается не только письменными документами, но и найденными в фундаменте храма древними монетами, а также анализом остатков древесины из балок кровли. Церковь была посвящена протомученику Святому Стефану. Известное предание рассказывает, как ненавистники учения Христова бросились побивать камнями проповедника Стефана, а тот в ответ только молился об убийцах, повторяя: "Господи, не вмени им греха сего". Эта странная молитва смутила одного из преследователей, юношу по имени Савл, у ног которого практичные душегубы сложили сорванные со Стефана одежды. А вскоре Савл, пораженный сошедшим с неба светом, лишился зрения, и обрёл его, лишь крестившись под именем Павла. После чего по воле Господа, он отправился с проповедью учения Христа к язычникам.
В самом центре храма сохранилась мраморная кафедра, с которой Святой Григорий Великий - Двоеслов читал свои знаменитые проповеди. (См. «Чем велик Великий Григорий-Двоеслов»). Неподалеку можно видеть и его изображение в папской тиаре и с голубем, символом Святого Духа, который внушает ему богоугодные наставления. Центральный алтарь стоит в окружении 22 ионических колонн, за которыми идет обходная галерея, на стенах которой изображены жуткие, натуралистические сцены страданий христианских мучеников с пояснительными надписями. Выполнены они были позднее, в 1583 году художником Помаранчо.
И последняя жемчужина в череде круглых храмов Вечного города – миниатюрный храмик Темпьетто Браманте. Он был построен уже в эпоху Возрождения, в 1502 году по заказу и на средства испанских монархов Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Архитектор Донато Браманте воплотил в нём свою мечту об идеальном и гармоничном сооружении. Стоящая на трёхступенчатом подиуме ротонда окружена шестнадцатью гранитными колоннами, поверх которых идёт воздушная, круглая балюстрада. Изящное сооружение венчает лёгкий купол, украшенный крестом. Темпьетто укромно стоит во дворе рядом с церковью Сан-Пьетро-ин-Монторио («Святого Петра на золотой горе»), ибо здесь, на краю холма Джаниколо, по одному из римских преданий, был распят Святой апостол Пётр.
Свидетельство о публикации №225072600830