Философия здоровой жизни. Пётр Бадмаев

   По "Главное руководство по врачебной науке Тибета Жуд-Ши", Бадмаев Пётр Александрович, С.-Пб., 1903 г.

   *Основная философская мысль Бадмаева заключается в том, что лекарством является всё, что окружает нас, включая пространство, коль наш организм нуждается в нём...

   Жамсаран Бадмаев был седьмым сыном Засогола Батмы - монгола-скотовода средней руки. Семья жила в шестистенной юрте и кочевала по Агинской степи Забайкалья. Свой род Батма вёл от Добо Мергэна, отца Чингиз-Хана. Самый старший из братьев Бадмаева - Сультим был эльчи-ламой (тибетским врачём). После успешного лечения больных тифом во время эпидемии в Забайкалье и больных раком в петербургском Николаевском военном госпитале, он был награждён чином с правом носить мундир военного врача, открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарственных трав и занялся частной практикой. Ему нужен был помощник и преемник. Жамсаран, окончивший Иркутскую гимназию с золотой медалью, поступил на Восточный факультет Петербургского университета, начал посещать лекции в Медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. Всю жизнь он работал по 16 часов день, через каждые три часа засыпая на 10 минут. Он крестился, взяв имя Пётр в честь своего кумира Петра Великого. Крёстным отцом его при этом стал будущий император Александр III. Работая в Азиатском департаменте МИД Российской империи, он ездил с поручениями в Китай и Монголию, где встречался с эмчи-ламами. Принадлежность к одной из ветвей рода Чингиз-Хана открывала перед ним все двери. После смерти Александра III в 1894 г. он уходит в отставку в генеральском чине действительного статского советника и посвящает себя тибетской медицине.
   Бадмаев, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, сразу говорил чем страдает больной. Наряду с опытом и интуицией он использовал для определения диагноза объективные данные: цвет кожи, голос(!), сотни оттенков пульса согласно врачебной науке Тибета. При расспросе больного он не спрашивал что болит, а какое ощущение после принятия пищи, какой вкус во рту по утрам, настроение. При этом тибетская медицина может предсказать появление болезни за годы и предотвратить своими лекарствами и советами.
   Тибетские лекарства отличаются тем, что не имеют противопоказаний и не вызывают побочных явлений. В их состав входят травы, плоды и минералы. Назначение их - помочь организму самому перебороть болезнь. Лекарством может стать стакан чистой воды и окружающее пространство.
   При большевиках он остался верен своим монархическим взглядам и не скрывал этого. Его несколько раз арестовывали, но каждый раз выручали пациенты из старых большевиков, а однажды освободила из тюрьмы группа вооружённых матросов, пришедших на приём. В 1919 году, находясь в Чесменском лагере, дал пощёчину начальнику лагеря за обращение на "ты". За что был  помещён в карцер - каменный мешок, где можно было только стоять по щиколотку в ледяной воде. Японский посол предлагал ему японское подданство с гарантией выезда с семьёй в Японию. Но Пётр Александрович не захотел покинуть Россию в тяжёлый час и испил чашу крушения надежд. Умер он дома и похоронен на Шуваловском кладбище. Дело Петра Бадмаева продолжает созданный в 1990 году Научно-исследовательский центр тибетской медицины.

     ПРЕДИСЛОВИЕ
   Руководителями буддийско-ламайского востока являются ламы (духовные лица - монахи). Врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в монастырях. Но чрезвычайно много лам, врачующих по установленной рецептуре или "тарни" - учению о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидения, заклинаниях и обрядах, которые со стороны кажутся фокусничеством и обманом.
   В отличие от обычных лам ламы-гелунги, то есть давшие обет целомудрия, не имеют права изучать врачебную науку, так как дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной.
   Тибетская медицинская литература касается всех вопросов жизни человека, семьи, общества и государства.

     ВВЕДЕНИЕ
   Система врачебной науки Тибета получила начало в Индии, а развилась в Тибете. Первыми врачами считались божества и небожители. Божество Сертуб научило небожителя Самбо-Лха и небесных духов Нюрбу, Асвина и Небесную Деву ста тысячам способов лечения. (Небесная Дева, обладательница Нектара, всегда сохраняла вид шестнадцатилетней красавицы, хотя была стара как мир. Она разъезжает по небу в колеснице, запряжённой красно-пурпурными коровами). Небожители, в свою очередь, передали искусство врачевания Индре (богу неба, воздуха и бурь, владыке безсмертных), у которого было семь учеников: Всезнающий, Лучезарный, Весьма лучезарный, Родившийся из конечностей, Победитель всех, кроме небожителей, Подающий милости и Странствующий. Они известны как семь мудрецов небесного пространства - семь риши. Риши носили на голове корону, были стары и сухощавы, не ели по пятнадцати дней, ходили почти нагими, одеждою им служила древесная кора или звериная шкура, имели длинные бороды и ногти и вообще непривлекательный вид (*хиппи). Они занимались созерцанием на берегах рек, в пустынях и лесах. Ложем им была земля, кровом пещера или развесистой дерево, питались кореньями и ягодами, пили только ключевую воду, процеживая её, чтобы отделить мелких насекомых. Учение о внутренних болезнях этих семи мудрецов сделалось известным под названием "Зарага-Дыб-Жад" или Аюр-Веда Шаракка. В нём говорится о живительной силе солнечных лучей, воздуха, вообще атмосферы. Всё это воплощено во враче небесных духов, целителе, красивом светлорыжем юноше, сострадательнейшем из богов, друге людей, посылающем утешение и избавление от скорбей. После восьми земных мудрецов медициной стали заниматься брамины, затем сторонники Будды: Манзошри, воплощенец тела Будды, держащий в руке стебель колокольчика, из которого вырастает том сочинения, Жанрецык (Всезнающий), Воплощенец речи Будды, держащий стебель белой лилии, Воплощенец мысли Будды Вачирвани, держит лилию с изображением Вачира, Сакья-муни, любимый ученик Будды, держит чашу "батар" и булаву и, наконец, молодой врач Цо-жед-шонну, который считается автором "Жуд-Ши". Он был сыном царя индийского города Сарасвати и, чтобы усовершенствоваться в изучении внутренних болезней, под руководством Жун-ше-бу, сына Всезнающего, сначала долгое время "занимался исключительно воздвиганием камней", затем научился приёмам вскрытия черепа и другим операциям. Возвращаясь на родину, он изучил языки всех народов на пути и приобрёл дерево, которое помогало распознавать болезни(!). После смерти Цо-жед-шонну медициной занимались буддийские пандиты (учёные), которые оставили много руководств; самые значительные из них вошли в буддийскую энциклопедию "Дан-Жур".
   Буддийская медицина проникла в Тибет при царствовании Срон-Зан-Гонбо (около 685 года по Р.Х.), когда врач царя Жаса-Гонжой и врачи Хэнтэ Линхан из Китая и Дагцига-Ланой из Персии втроём написали руководство по медицине. Медицина изучалась в то время тайно, потому что буддисты боялись, что секта бонбонаров воспользуется их знаниями для своих целей. Эту тайную систему сделалал доступной всем Ютог-ба Иондон-Гонбо, из тела которого при рождении вышло пять мудрецов, которые благословили его. Затем его посетили семь небесных дев, покровительниц медицины и совершили обряд омовения. В это время явилась радуга, с неба раздались гармонические звуки и пошёл дождь из цветов. Трёх лет от роду он уже имел наклонность ощупывать пульс и рассматривать урину сверстников, стал приносить домой камни и лекарственные растения. На десятом году ему явилась небесная дева с нектаром и сказала: "Ты тот, в котором воплотился Цо-жед-шонну, соблаговоли выпить этот нектар". Когда он выпил предложенную чашу, тело его сделалось совершенно прозрачным, что видны стали все внутренности и внутренние процессы. В восемнадцать лет, после изучения медицины в Индии под руководством женщины-врача Лхамо-Дудзема, он вернулся в Тибет и стал лечить соотечественников. Он издал "Жуд-Ши" и добавления и комментарии к нему в труде "Шалог-Жоб-Жад".

     УЧЕНИЕ ЖУД-ШИ
   Жуд-Ши - учение о восьми предметах: об организме взрослого человека, о женщинах, о детском организме, о нервно-истерических субъектах, о язвах и ранах, об отравлениях и ядах, о старческом организме, о поддержании и укреплении старости.

          1.
   Врачебная наука Тибета пришла к выводу, что жизнью должно называть целесообразную самодеятельность в организме, направленную к самосохранению и вызванную проявлением особой силы. Любопытно определение жизни европейскими учёными. Жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним (Спенсер). Есть двойное движение внутреннего соединения и разложения (де-Блюнвиль). Есть стремление к индивидуализации (Шеллинг).
   Жизнедеятельность заключается в восприятии, уподоблении, усвоении, выделении, деятельности чувств, физической и умственной деятельности при необходимых условиях: при теплоте-свете, пространстве, воздухе, воде и почве.
   Жуд-Ши учит, что sperma должна быть белой, тяжёлой и приятной на вкус, а menstrua - похожей на кровь кролика и отрываться водой, не оставляя пятен. При расстройстве жизненных процессов выделения принимают желтоватый оттенок и дурной запах.
   Жуд-Ши описывает семь форм черепа: продолговатоовальная, с особой выпуклостью сзади, плоский, четыр5хугольный, шарообразный, сплюснутый спереди и сзади, сплюснутый со всех сторон. В зависимости от формы череп содержит мозг, имеющий плотность, соответственно, как: мышцы, масло, мёд в сотах, творог, простокваша, молоко и просто вода. Каждая форма указывает на особое изменение жизненных процессов, которые по мнению Жуд-Ши зависят от количества жидкости в мозгу.
   Врачебная наука Тибета разделяет человека параллельными линиями на 48 частей и продольными на 16. Благодаря этим линиям врач может точно определить положение внутренних органов.
   Сохранение жизненной теплоты в организме настолько важно, что индивидуум должен разумно относиться к пище и питью, к образу жизни, к временам года, к индивидуальной чувствительности ко всему окружающему. Под влиянием расстройства расходования воздуха происходит колебание жизненной теплоты, под влиянием расстройства процессов желчи энергия жизненной теплоты усиливается, а при расстройстве лимфатической системы энергия ослабевает. Расходование воздуха способствует деятельности органов чувств и проявлению воли. Жизненные процессы желчи способствуют проявлению храбрости и способностей. Процессы в лимфатической системе поддерживают нормальный сон и способствуют проявлению логических суждений.
   Пища, питьё и образ жизни определяют физическую, умственную, душевную деятельность человека и пользование даром слова. Всё холодное, т.е. холодное помещение, пища и питьё причиняют расстройство процессов расходования воздуха, но поддерживают нормальное состояние процессов желчи. Всё жаркое, т.-е. жаркое время года, помещение и одежда, горячительная пища и питьё причиняют расстройство процессов желчи. Ленивый образ жизни, жирная и сдобная пища поддерживают нормальное состояние процессов лимфатической системы, а оттепель в холодное время года причинает расстройство, которое излечивается суровым образом жизни и строгой диетой. Вредно употребление пищи до усвоения ранее принятой и  дневной сон.
   Качественные изменения процессов расходования воздуха выражаются тем, что пульс полный, напряжённый, но не эластичный, урина светлая как вода, частые вздохи, индифферентные отношение к окружающему, шум в ушах, сухой и красный язык, вяжущий вкус во рту, дрожь и образование гусиной кожи, бессонница, зевота, потягивания, сухой кашель по утрам и вздутие живота.
   Трудноизлечимые расстройства питания возникают вследствие неумения пользоваться своими страстями, от отсутствия истинной доброты и от не знакомства с врачебной наукой. *Напоминает принципы школы Гиппократа...
   Всякое расстройство питания начинается расстройством усвоения воздуха, потом последовательно возникают расстройства процессов желчи и лимфатической системы. Многие симптомы угрожающего характера при разумном лечении скоро проходят: бессонница, головокружение, головная боль, тошнота, обострение или потеря чувствительности. Хроническое же расстройство поражает головной мозг, спинной мозг, порождает опухоли.
   Врачебная наука Тибета связывает здоровую жизнь с постоянством энергии живой теплоты. Жизненные процессы ведут борьбу с внешними и внутренними причинами, стремящимися нарушить постоянство этой энергии. Всё, что происходит в клетке, происходит в целом организме, а всё, что испытывает целый организм, испытывает и клетка. Вопрос в том, чтобы приход и расход жизненных сил не производил колебания в энергии жизненной теплоты. К усилению энергии приводят жизненные процессы желчи, к ослаблению - жизненные процессы процессы лимфатической системы. Регулятором этих двух противоположных системах служит расходование воздуха в живой единице.
   Признаки усиления энергии жизненной теплоты под действием процессов желчи: общая напряжённость, ощущение жара, горечь во рту, тяжесть в голове и глазах, ускоренное биение сердца. *Субъективные признаки гипертонии и панкреатита...
А объективно: горячее тело, учащённый пульс, красная окраска кожи, ногтей и слизистых оболочек, язык припухлый с желтоватым толстым налётом, экскременты выделяются с трудом в сухом виде, если мало желчи и в жидком виде при обилии желчи, урина окрашивается до красного цвета и, разлагаясь, даёт неприятный запах.
   Ослабление энергии сопровождается следующими признаками: общая слабость, ощущение холода, обильное слюноотделение, тревожный сон, пустота в глазах, частые вздохи, частое мочеиспускание. *Признаки невроза и цирроза...
   Объективно: холодные конечности, медленный и "толстый"(!) пульс, бледные слизистые, кожа и ногти, бледный язык, экскременты с обильной слизью, много водянистой урины, тоже со слизью.
   Эти болезненные состояния излечиваются с помощью разумным образом жизни и питания, лекарственными веществами и наружными способами лечения(?). При активе теплоты следует выбирать прохладные помещения с обильным свежим воздухом, окружать себя спокойными людьми(!), спокойно лежать, принимать успокаивающие лекарства. При пассиве теплоты - должно выбирать тёплые помещения, окружать себя весёлыми людьми, делать умеренные прогулки и прибегать к согревающим средствам.
   Расстройство трёх жизненных процессов ведут к 404 расстройствам питания, которые распадаются на 1616 экспериментально изученных расстройств. Врачи Тибета изучили 1616 патологических состояний и пришли к выводу, что в организме совершаются только два патологических процесса: усиление или ослабление прирождённой энергии жизненной теплоты. Также тибетские врачи пришли к выводу, что каждый орган занимает определённое пространство и его благополучие зависит от величины занимаемого пространства, а жизнеспособность находится в зависимости от теплоте-свете во вселенной, а не только от собственных жизненных процессов(!).
   Тибетские врачи только при помощи зрения смело ставят диагнозы по наружному осмотру больного. Этика тибетских врачей требует, чтобы больной находил во враче, даже в его взгляде, одну искренность и доброту. Таким же точно образом в некоторых случаях тибетский враз безошибочно ставит диагноз. Голос больного, тон голоса, шум при дыхании, дают возможность узнать душевное настроение и сущность болезни. Обоняние врача позволяет определить запах дыхания и выделений больного человека. По вкусу и по изменению вкуса также возможно ставить диагноз. Чувства больного изменяются под воздействием расстройства внутренних органов: зрение - печени, слух - почек, обоняние - лёгких, вкус - желудка и кишек, а чувство полной удовлетворённости (*шестое чувство в тибетской медицине) - при расстройстве нервной системы (*неврозе).
   Врачебная наука Тибета даёт преимущество субъективному методу диагностики, состоящему в расспросах о сне, аппетите, вкусе, об отделении экскрементов, урины и пота, о самочувствии вообще. Так тибетский врач, к примеру, по боли в правом боку и задержке экскрементов устанавливает, что это связано с задержкой желчи и что это грозит увеличением печени и образованием камней в желчном пузыре с явлением желтухи. Другой пример отличия диагнозов европейской и тибетской медицины. Там, где европейская констатирует неизлечимый порок сердца, тибетская видит капитальное расстройство желудочно-кишечной системы, вызывающее вздутие живота и приподнятие диафрагмы, стесняющие лёгкие до образования одышки и болей в груди. Можно демонстрацией сотен больных воочию доказать преимущество субъективной тибетской диагностики над объективной европейской.


Рецензии