Учительница из блокадного Ленинграда

 
  На третьем году войны я пошёл в первый класс.
 Было это под Омском в селе Черёмушки.Там в то
 время находились колхоз,воинская учебная часть
 и госпиталь. Запомнился мне этот год моей пер-
 вой учительницей Людмилой Ивановной Перминовой.
 Приехала она к нам  из блокадного Ленинграда с
 сынишкой,которого первое время мы всем классом
 тайком от мамы подкармливали.Любую найденную на
 пыльной дороге  морковку после колхозного обоза
 он тотчас прятал за пазуху.Так наголодался.
  Через некоторое время все ребятишки нашего клас-
 са ходили за своей учительницей гуськом,как утята
 за уткой. Помимо интересных уроков, внимательного
 доброго отношения к нам она каждому из нас давала
 "боевые поручения".Девчонки становились санитарка-
 ми,ходили с сумками с красным крестом и смазывали
 нам каждую царапину йодом.Мальчишки изучали по раз-
 вешенным в школе плакатам гранаты, винтовки, танки,
 боевые самолёты,корабли и выбирали себе род войск.
 Однако и несколько санитарок подошли к Людмиле Ива-
 новне с насупленными лицами и заявили,что они хотят
 быть лётчицами,как Гризодубова.
  Чтобы  приблизиться  к "боевой обстановке", группа
 группа наиболее отчаянных "бойцов", в том числе и я,
 тайком пробрались в окопы учебного полигона и около
 часа просидели под свистящими пулями,пока нас не за-
 метили с командного пункта.В общем,примерно через три
 месяца мы были готовы всем классом идти воевать с фа-
 шистами.
  Однако нам хватило ратных дней и в тылу.В колхозе на-
 чалась уборка урожая.Наш первый класс был направлен на
 повторную уборку картошки.Людмила Ивановна вручила нам
 старые помятые вёдра и торжественно объявила,что каждое
 полное ведро-это снаряд по врагу.Мы тогда очень пережи-
 вали,что насобирали картошки всего на несколько снарядов.
 А ведь многих из нас из-за этих огромных вёдер и видно не
 было.
  Потом кто-то из руководителей школы решил направить нас
 в поле на отлов сусликов.Из их шкурок,объясняли нам,будут
 шиться мягкие удобные для фронтовых снайперов перчатки.Мы
 должны были заливать норки зверьков водой, предварительно
 накрыв их сеткой,а затем выскочивших и запутавшихся доби-
 вать колотушками.Людмила Ивановнасразу воспротивиласьэтому
 заданию:"Не позволю калечить души малышей,делать из них жи-
 водёров!"
  Вскоре мы получили новый приказ Людмилы Ивановны: "Те,кто
 научится  хорошо читать, будут направлены командиром части
 в госпиталь для чтения раненным журналов и книжек.Успевае-
 мость по изучению  букваря а затем и русского  языка резко
 пошла вверх.
  В первую пятёрку чтецов попал и я.Мне досталась брошюра из
 популярной тогда библиотечки "Огонька" с рассказами Леонида
 Соболева. Назывался сборник "Морская душа". Раненные были в
 бинтах, некоторые не вставали. Помню,они попросили ещё раз
 прочитать последние радиограммы зенитчиков из рассказа о Во-
 робьёвской батарее.И когда я читал:"Биться некем и нечем,от-
 крывайте огонь по командному пункту,тут много немцев,многие
 раненные тяжело вздыхали.
  Вероятно,у каждого на фронте были подобные моменты.Когда мы
 уходили,нам силком совали бесценные тогда кусочки сахара и
 просили придти ещё.
  У меня до сих пор хранится моя первая боевая награда-похваль-
 ная грамота за первый класс,подписанная учительницей из блокад-
 ного Ленинграда.
     ***   ***   ***   ***   ***   ***   ***   ***   ***



 

 
 


Рецензии