Цудахарское вольное общество 19 век. Садоводство

В Цудахарском союзе сельских общин земледелие тесно сочеталось с садоводством. В отличие от других даргинских союзов сельских общин садоводство в Цудахарском союзе было развито широко. Садоводство занимало важное место в хозяйстве
цудахарцев. Еще И, А . Гюльденштедт писал, что «Округ Цудакара/Цудахарский союз -  при р.Койзу» и в нем «родится виноград и другие плоды». Особенно много садов находилось в Хаджалмахинском ущелье. В 30-е годы XIX в. Ф.И.Гене писал,что садоводство развито в деревнях, лежащих по Койсу ниже сел. Хаджалмахи». Далее от отмечал, что « ...от сей деревни до реки Койсу простирается фруктовый лесок величиною до двух квадратных верст». Наиболее благоприятными местами для разведения садов и виноградников явились речные долины. В отчете о состоянии
Даргинского округа Дагестанской области говорится о том, что места «для развития виноградарства и садоводства находятся в ущелье реки Казикумухского Койсу». На это же указывал М .С .Шапсович, который писал, что «вследствие суровых
климатических условий садоводство в Даргинском округе не развито и занимались им только жители 11 сел по ущелью р.Казикумухское Койсу». Позже Е.И.Козубский писал: «В ущелье попадаются сады, эти ущелья представляют собой парники, обращенные трудолюбием жителей в цветущие сады. На самом дне ущелья разводят виноград, выше кукурузу, просо, пшеницу и наконец, - ячмень»5 Далее он отмечал, что садоводством
занимались жители более 10 селений Цудахарского союза: Куша, Хаджалмахи, Цудахар, Каданимахи,Убекимахи Кулибухна, Ташкапур, Аршимахи, Тебекмахи, Аметеркмахи, Санамахи. Особенно садоводство было развито в Хаджал-махи, где имелись хорошие сорта кураги, яблок, груш, абрикосов. Виноградники имелись в «Хаджалмахи, Ташкапуре и Куппа». Как писал В.Сидоров»Населенные пункты, в которых развито садоводство, большей частью расположены на крутых скатах ущелий, значительно выше Койсу. Виноградники и фруктовые сады, разведенные на искусственно воздвигнутых террасах, обыкновенно спускаются от селений к Койсу и боковым ущельям, но если
климатические, топографические и почвенные условия местности не препятствуют разведению садов, то террасы встречаются и выше с боков селений». В рассматриваемый период Хаджал-махи и Куппа оставались самыми крупными садоводческими селениями Цудахарского союза, известными во всем Дагестане. Многие путешественники, побывавшие в этих краях, восхищались хаджалмахинскими
садами. «... аул утонул в фруктовых садах» - писал В.Сидоров об Хаджалмахи. « ...нельзя не удивляться разбросанным на террасах фруктовым садам», - писал с восхищение А.Зиссерман. По словам А.Верже, «из горных деревень одна только
Хаджалмахи» имела «значительные сады», а груши ее славились «во всем крае». « Фруктовые сады Хаджалмахи, - указывал В.Вилльер де Лиль Адам, весьма богаты всевозможными сортами фруктов и громадными деревьями. Сад тянется почти до Ташкапура, лежащем в узком глубоком ущелье». Н.Абельдяев отмечал, что
во всем Дагестане известны Хаджалмахинские сады. «Потянулись сады, сжатые в теснине и занявшие крутые берега речки. Абрикосы, сливы, персики, алыча радовали меня своей зеленью. Весь аул Хаджал-махи утонул в фруктовых садах. Некоторые
сорта груш и кураги капризны, так как они зреют в этой узкой долине ревущей Койсу, защищенные от всяких ветров сады полны душистого лоха и персиков». Д.И.Анучин писал, что Хаджалмахи славятся садами, где есть груши, абрикосы, виноград». Согласно данным Дагестанского областного комитета, виноградные и фруктовые сады хаджалмахинцев занимали пространство в 17 десятин, из которых 4 десятин земли было занято под виноградники. Много садов имели и жители селения Куппа. Фруктовые и виноградные сады куппинцев тянулись на пространстве 9 десятин,
из которых одна десятина была занята под виноградниками. В обществе Цудахар имелись местности, где засевали пшеницу в центре, а по краям сажали фруктовые деревья. Таким способом использовались земельные площади таких местностей как Бурти, Алугне, Гудырка, Чедырка, Чиндир и т.д. Имелись местности, которые были отведены только под фруктовые насаждения. К последним относится, например, местность Уркуби. Современники также восхищались цудахарскими садами. Один из них писал: «аул Цудахар уселся на отдельной высокой горе, спустившейся своим подножьем, одетым в сады, к самому Койсу. До чего же здесь красивы пирамидальные тополя -особенно на этом фоне выжженных скал». Садоводством, как отмечалось выше, занимались и жители других Цудахарских сел. Например, сады аршимахинцев
находились в местностях Диркъла, Къайлиу, Имелись специальные места и для садов других садоводческих сел цудахарцев. Повсеместно в садоводческих общинах выращивались абрикосы нескольких сортов: мелкий сорт/ димган курека/, сладкий сорт/чикар курека/, горькие абрикосы/шахха курека/. Такой сорт абрикос как «шиндаклан курека» - наиболее сладкий сорт со сладкой косточкой - был распространен в фруктовых садах селения Буртани. Кроме того, разводили многочисленные сорта яблок, груш, слив, персиков, черешни, вишни.
Фрукты из садов цудахарцев служили главным ресурсом для существования жителей некоторых цудахарских сел. Сроки созревания плодов были различные. В июне собирали урожай абрикос, в июле-августе поспевали сливы, груши, яблоки,
осенью/сентябрь, октябрь/ производился сбор осенних сортов фруктов. Сады создавались огромным усилием. Особенно много труда требовалось в выращивании винограда. Обработка почвы по крутым откосам требовало неимоверных усилий. Для этого требовалось корчевать камни, устраивать ровные без откосов площадки, сюда же нужно было нанести землю, провести к ним воду. Сами виноградники были в виде террас с узкими площадками. Необходим был тщательный уход за фруктовыми насаждениями, вовремя проводить полив и обрезку деревьев. После сбора урожая осенью сразу же начинались подготовительные работы к будущему году: производилась обрезка ветвей, полив на зиму, подкладывали всевозможные удобрения к стволам деревьев. Сады Цудахарского союза и особенно виноградники не могли обходиться без искусственного орошения. Ирригация представляла собой сложное сооружение.
Искусственное орошение применялось обществам и Цудахар,Куппа, Хаджалмахи и отселком Ташкапур, у которых имелись четыре оросительные канавы протяженностью более 20 верст. Водою из этих канав производили орошение как полей, так и садов, на пространстве 150 дес.земли. Об оросительной системе Хаджалмахи Д.Н.Анучин писал: "Около аула имеется водопровод, доставляющий воду по трубам и желобам с другой стороны реки, на довольно значительное расстояние с гор". Н.И.Воронов также отмечал, что «Из Казикумухского Койсу проводится значительная оросительная канава, которая орошает скаты гор, полевую сторону этой реки, напротив Хаджалмахинского укрепления». Полив осуществляется по очереди. В сел. Хаджал-махи жители пользовались канавой для орошения своих участков по жребию. Согласно решению джамаата, жители, которые не принимали участия в строительстве канав, не имели права пользоваться водой с канавы. Размер урожая определялся числом корзин собранных плодов. Продукты садоводства и виноградарства для большинства селений Цудахарского союза шли не только для личного потребления, но служили и предметом торговли. Ислам запрещал производство вина, поэтому виноград продавали, «...откупаемые армянами сады, - говорится в источнике, -находятся большею
частью в ущелье Койсу, где жители не допускают виноделия. Собранный виноград вывозится армянами в Тарки, Дербент, Кизляр, где и выделывали вино». Следует отметить, что в целом в экономической жизни Цудахарского союза садоводство и виноградарство играли существенную роль. Жители Цудахарского союза занимались и пчеловодством, чему в первую очередь способствовало занятие садоводством.
Как и садоводство, пчеловодство играло существенную роль в хозяйстве цудахарцев. Пчеловодством занимались многие жители союза. Но наибольшее развитие оно получило в сел.Куппа /здесь имелось более 300 ульев/, Цудахаре/100 ульев/, Убеки-махи/150
ульев/, Каре-Кадани/94 улья/ Хаджал-махи/117 ульев/, Балхаре /60 ульев/ и т.д. Пчеловодство давало жителям союза мед и воск не только для личного употребления, но и для продажи на зональных рынках Дагестана.

Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.


Рецензии